Жанна Метова
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по временам года»
Форма проведения: подгрупповая
Формы деятельности детей: интегрированное занятие
Создание образовательной среды: разработка игр по теме: «Здоровьесберегающие технологии».
Методы и приё мы:
Наглядные методы: прием показа предметов, прослушивание аудиозаписи, просмотр презентации.
Словесные методы: рассказ, беседа, ЧХЛ, объяснения, педагогическая оценка.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Практические приё мы: метод имитации – прием игры; физминутка, игры-драматизации.
Возраст детей: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).
Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Цель: закреплять представления и знания детей о характерных сезонных изменениях времён года.
Задачи:
Образовательные:
1) Учить классифицировать свойства и явления окружающего мира и деятельность людей в разное время года;
2) Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
Развивающие:
1) Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, повышение умственной и физической работоспособности;
2) Развивать внимание, память, мышление;
3) Развивать умение наблюдать явления природы.
Воспитательные:
1) Воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней.
Предполагаемый результат (целевые ориентиры по ФГОС ДО) :
Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, макет корабля, плюшевый мишка, ёлка, Доска Эмоций, смайлики раскраски, рыбки, ракушки, полотно для релаксации.
Пособие по развитию мелкой моторики и дыхательная гимнастика (ёлка с игрушками и снежинки);
Релаксационное полотно – создание благоприятного эмоционального фона (релаксация «Море») и психогимнастика.
Рефлексивная Доска Эмоций – получение обратной связи от детей (рефлексия).
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивационно– целевой этап:
Психогимнастика:
Воспитатель:
- Ребята, перед сном я вам прочитаю сказку о временах года.
«Четыре подружки сидели на полянке и спорили.
-Ух как весело зимой! Я хотела бы, чтобы всегда была зима! –сказала Маша.
-Что за прелесть эта весна! Хочу, чтобы всегда была весна! - возразила Катя.
-Я бы желала, чтобы лету конца не было! – проговорила Лена.
-Осень лучше всех времён года! - сказала Вера.
И каждая из них хотела, чтобы её любимое время года никогда не заканчивалось!».
Дети засыпают. Им снится сон о том, что они отправляются в путешествие.
Воспитатель:
- Ребята, все времена года по-своему хороши, и в течение года они следуют друг за другом. А вы хотели бы оказаться на острове, где можно увидеть одновременно все времена года? (Ответы детей.)
II. Ориентировочный этап:
Дети отправляются в экспедицию на корабле (макет корабля) на остров "4 Желаний», они учёные, и плывут на остров, где можно увидеть все времена года в одном месте.
Раздается голосовое сообщение: «Внимание, всем занять свои места, наш корабль отправляется в путешествие по временам года!». Дети садятся на корабль, и отправляются в путешествие.
Воспитатель:
-Вот мы и приплыли на остров "4 Желаний". Здесь мы увидим все времена года вместе.
III. Поисково-исследовательский этап:
Воспитатель:
-Ребята, оденьтесь потеплее, нас первой встретит Зима. (Имитация движений – дети надевают одежду и обувь).
-Дети, посмотрите, вот снежинка. Вы знаете, это не простая снежинка, а волшебная. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей: простая снежинка растаяла бы, потому что она из снега). Ребята, на снежинке что-то написано, послушайте (чтение) :
1. Какие изменения произошли природе с приходом зимы? ( Ответы детей: идёт снег, появляются ледяные узоры на окнах).
2. А в жизни птиц? Животных? Как помочь птицам, которые не улетают на юг? ( Ответы детей: птицы улетают на юг, некоторые животные впадают в спячку, меняют цвет шерсти; изготовить кормушки для зимующих птиц).
3. А что происходит с растениями зимой? ( Ответы детей: зимой растения засыпают, отдыхают, снег накрывает их).
4. А как изменилась жизнь людей с приходом зимы? ( Ответы детей: зимой можем кататься на санках, коньках, лепить снеговиков).
(Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель:
-А сейчас немного поиграем. Дидактическая игра «Наоборот».
-Я произнесу логически неправильную фразу, вы должны ответить правильно.
-Снег черный (нет, белый, снеговик горячий (нет, холодный, деревья с листочками (нет, голые, солнце греет (нет, светит, птички поют (нет, мерзнут, медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
- Всё верно, молодцы!
Дидактическая игра «Наряди елку к Новому году»
- Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжаем ёлочку. Давайте украсим ёлку красивыми игрушками.
-Ребята, ёлочка вся в снегу. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы снежинки улетели и растаяли (Ответы детей). Правильно, на них нужно подуть. Посмотрите, какая красивая получилась у нас елочка!
-Вот и Весна пришла. Ребята, закройте глаза, вас ждет сюрприз. (Перед детьми медвежья берлога).
-Весной всем хочется говорить ласковые слова. Вот медвежонок весной проснулся и хочет с вами поиграть. Давайте поиграем с ним, и назовём ласковые слова.
- Я скажу «солнце», а вы скажете ласково – «солнышко». Ветка – веточка, трава – травушка, дерево – деревце; туча – тучка, лист – листочек, облако – облачко, ручей – ручеёк, луг – лужок. Правильно, ребята!
(Беседа с медвежонком) :
1)Что происходит весной со снегом и льдом? ( Ответы детей: солнце растапливает снег и лед, бегут ручьи, тает лед на реках).
2) Какие изменения происходят весной в растительном мире? У животных и птиц? ( Ответы детей: на деревьях набухают почки, распускаются листья, птицы возвращаются из теплых стран).
3) Какая работа у людей появляется весной? ( Ответы детей: весной готовят землю под посевы и высаживают растения).
(Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель:
С весной прощаемся и встречаем Лето. Вот и летний цветок!
1. Какие изменения произошли природе с приходом лета? ( Ответы детей: солнце ярко светит и греет).
2. Какие изменения произошли в жизни животных и птиц? ( Ответы детей: летом все животные и птицы активны и ведут постоянную охоту в поисках добычи).
3. А что происходит с растениями летом? Чем занимаются люди в летний период? ( Ответы детей: изобилие солнечного света и тепла обеспечивают растениям хороший рост и цветение, люди купаются в море, реке).
(Дети отвечают на вопросы). Вы всё знаете, замечательно!
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и расслабиться на берегу моря.
Релаксация "Море". На синем полотне лежат морские камни, рыбы и морские обитатели. (Ходьба под спокойную музыку).
Воспитатель:
-Вот и корзина с осенними листьями, встречаем красавицу Осень!
(Вопросы к детям).
1) Какие изменения происходят осенью в растительном мире? ( Ответы детей: листья опадают).
2) Какие изменения происходят осенью в жизни животных и птиц? ( Ответы детей: птицы улетают в тёплые страны, животные готовят запасы на зиму).
3) Чем занимаются люди осенью? ( Ответы детей: собирают грибы, ягоды; урожай - фрукты и овощи).
(Дети отвечают на вопросы).
Показфизминутки на экране, видео "Осенние листья"
Дидактическая игра «Исправь ошибки» (чтение)
-Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мёд, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
(Дети отвечают на вопросы).
Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты (во что) —. ;
школьники идут с портфелями (куда) —. ;
листья на деревьях стали (какими) —. ;
цветы на клумбах (что сделали) —. ;
птицы улетают (куда) —. ;
звери делают на зиму (что) —. ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что) —.
IV. Рефлексивно– оценочный этап:
Воспитатель:
-Вы справились со всеми заданиями! На память о нашем путешествии Времена года вам приготовили подарки. Для того, чтобы их забрать нужно сделать 5 шагов вперед, 2 шага вправо и вот подарки – раскраски на тему: «Времена года».
-Ребята, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за работу! Давайте теперь поговорим о впечатлении от путешествия. Что интересного вы увидели и узнали? Предлагаю вам подойти к Доске Эмоций и выбрать смайлик, показывающий ваше настроение после возвращение с Острова.
Дети возвращаются домой на корабле. ( Раздается голосовое сообщение: "Внимание, всем занять свои места, мы отправляемся домой!"). Затем дети вновь засыпают.
Воспитатель:
-Ребята, просыпаемся. Надеюсь, вам приснился хороший сон? А сейчас я вам хочу предложить пройти в игровую комнату и взять с собой раскраски «Времена года».