Ирина Петровна Бровикова
Конспект НОД по познавательному развитию «Люблю березку русскую» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
НОД: «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»
Возрастная группа 6 – 7 лет.
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Родная страна»
Тема НОД: «Люблю березку русскую».
Направление образования и развития (образовательная область) Познавательное развитие.
Цель: формирование представлений о красоте русской природы, и представления детей о березе, как о символе России.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Люблю березку русскую“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
- формировать представления детей о традициях русского народа, умение решать проблемные ситуации, уточнить представления детей об образе березки в поэзии, формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства, народного обряда;
- развивать познавательную активность, мыслительных операций, проявлять самостоятельность при принятии решений;
- содействие воспитанию эмоциональной отзывчивости, формирование у детей чувство любви к березке и бережного обращения.
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: д/и «Собери картинку» - обсуждение; Практическая работа – решение проблемной ситуации; д/упр «Объясни словечко» - обсуждение; д/и «Листочки» - обсуждение; Слайды по временам года сопровождением чтением стихов; игра «Завяжи ленточку на березке» - назвать пословицу, примету; хоровод «Во поле березка стояла»; физкультминутка «Береза».
Формы организации: групповая, индивидуальная, подгрупповая.
Оборудование, материалы: сарафан и кокошник для воспитателя, макет березы, береста (или предметы из бересты, игрушки (матрешки, свистульки, расписные ложки. Лекарства - деготь, березовые почки, березовый сок, картинки с изображением березки, разрезанная на 8 частей.
Предварительная работа: разучивание стихов и р. н. песен о березке; знакомство с пословицами, поговорками, приметами; беседа о роли березы в жизни человека.
Примерное содержание непрерывной образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
Вводная часть
Создание благоприятного психологического климата
Звучит мелодия р. н. песни (минус) «Во поле береза стояла», входит воспитатель (в русском сарафане).
Приветствует детей.
Деятельность детей
Дети приветствуют воспитателя.
Постановка проблемы.
-Ребята! Сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом дереве. Попробуйте отгадать загадки:
1. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
2. Стоит в белой одежде, свесив серёжки. Что это?
- Правильно, береза.
Сегодня я вам предлагаю поговорить о русской березке. Береза - символ красоты русской природы, символ России - нашей Родины. С чего начинается Родина?
С белых берёз.
На полянке, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокурая берёза-
Символ Родины моей
Дети слушают мелодию, отгадывают загадки (береза).
Слушают стихотворение М. Ероха «Символ Родины Моей»
Основная часть
Дидактическая игра «Собери картину»
Предлагает собрать картинку с изображением березки на мольберте.
Предлагает рассмотреть правильность выкладывания картинки, сделать вывод. Рассматривают части картинок, договариваются друг с другом, какую картинку следует разместить на мольберте.
Проверяют правильность своего выкладывания, делают вывод.
Актуализация представлений детей о березе, ее свойствах
Очень часто мы слышим словосочетание «русская березка». Почему так говорят, вы знаете?
- Если спросить русского человека, какое дерево он считает самым красивым, наверняка он ответит, что это береза. Берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?
Березовый сок и почки лечат людей.
Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.
Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца.
Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.
Из берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров, гнали дёготь – ценное снадобье и лекарство.
Из берёзовой коры, или бересты, делали игрушки и посуду
Как можно отличить берёзку от других деревьев?
Берёза может жить долго-100-150 лет. Ею можно восхищаться в любое время года. Как можно назвать ласково?
Какие красивые слова! Это самое любимое русским народом дерево. Со времён глубокой старины берёза вошла в нашу жизнь.
Где можно встретить, увидеть березу?
Как называется лес, где растут одни березы?
Вспомните, пожалуйста, стихи о березе.
-Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много картин. Ее все знают. Это самое распространенное дерево, символ и гордость русского народа.
Оказывается, есть русская пословица: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». Издавна береза считается символом России.
Дети отвечают на вопросы.
Дети называют полезные свойства березы, рассматривают демонстрационный материал, предметы.
Дети отвечают - На белой коре есть темные полоски – чечевички, через которые береза дышит.
Дети отвечают - березка, березонька.
Дети отвечают - В лесу, на поляне, около дома, в парке.
Дети отвечают – березовая роща, березник.
Дети читают стихи о березе.
Ребенок:
Люблю березку русскую То, светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, С зелёными серёжками.
Люблю её заречную, С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
А. Прокофьев
Ребенок:
Береза, моя березонька,
Береза моя кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки.
Ребенок:
На тебе, березонька, Листья зеленые,
Под тобой, березонька, Красны - девушки венки плетут
Что такое Родина?- Маму я спросила.
Улыбнулась мама, Повела рукой :
«Это наша Родина- Милая Россия,
Нет другой на свете Родины такой»
В сердце ты у каждого, Родина-Россия!
Белые берёзки, колос налитой
Нет тебя привольней, Нет тебя красивей
Нет другой на свете Родины такой!
Просмотр слайдов сопровождается чтением детьми стихов.
Предлагает посмотреть слайды и вспомнить, березу одинаково хороша в любое время года: в зеленой накидке весны, в легком ситцевом платье лета, в цветочном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы. Предлагает полюбоваться русской красавицей.
***
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Дети смотрят слайды
Дети читают стихи под сопровождение слайдов:
1 ребенок:
Вся в серёжках. Не боится
Вьюги и мороза.
Белоствольная царица-
Русская береза
2 ребенок:
Под весенним солнышком во дворе у нас
Расцвела березка, радуя всем глаз.
Беленькая, стройная, рада, что весна,
Что в зиму холодную выжила она.
3 ребенок:
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят
4 ребенок:
Березы, русские березы.
Одевшись в золото, стоят,
Своей окраской самой яркой
Они к себе зовут, манят…
Физкультурная минутка «Береза»
Показывает движения. Повторяют движения.
Дидактическое упражнение: «Объясни словечко»
Предлагает вопросы.
- Белоствольная береза»?
- Что значит, плакучая?
- Почему, говорят «кудрявая березка»? Дети отвечают на вопросы.
- Белый ствол;
- Гибкие веточки опущены вниз;
- Ее крона очень пышная; а ветки похожи на косы русской девицы.
Дидактическая игра «Листочки»
Предлагает прикрепить на макет березки листочек, при этом назвать эпитет к слову береза. Дети договариваются друг с другом, на какую веточку, кто будет прикреплять листочек, (плакучая, белоствольная, нарядная, стройная, гибкая, зеленая, красивая, русская, кудрявая)
Практическая работа
Создает проблемную ситуацию: необходимо изобразить березку в разное время года (или суток). Постараться передать колорит русской березки ее строение, характерные особенности, настроения.
В работе нам будет помогать музыка. Высказывают предположения. Выбирают картинку рисуют, березку.
Делают вывод.
Беседа.
Предлагает сделать выставку работ.
На Руси с большим почтением относились к березе и даже считали, что Береза- богиня всех богатств на земле. Не зря ее называли - Берегиня.
У березки есть даже свой праздник – троицын день, который существует издавна и длится (в начале июня) 5 дней. Все эти дни девушки надевали самые нарядные одежды (примерно такие, как у меня: русский сарафан и кокошник) и шли в березовую рощу. Они чествовали березку, только что надевшую зеленый наряд; подарками ее оделяли. Девушки украшали ветки лоскутками, лентами; подвешивали сладости, водили хороводы, плели венки, пели песни и веселый пир устраивали. Пойдемте и мы сегодня в гости к Березке. Дети вывешивают на доске, рассматривают.
Дети слушали, задавали вопросы, дополняли.
Дети отвечали на вопросы.
Игра «Завяжи ленточку на березке».
Предлагает назвать пословицу или примету. Дети подходят по одному к березке, повязывают ленточку и называют пословицу или примету.
Заключительная часть
Рефлексия
Предлагает исполнить хоровод «Во поле березка стояла»
Организует беседу: кому ходили в гости, что делали, какое у них настроение, что для тебя было трудным?
Дети исполняют хоровод «Во поле березка стояла».
Дети отвечают на вопросы.