НОД на тему «Знакомство со старинными русскими инструментами».

Татьяна Кабарухина
НОД на тему «Знакомство со старинными русскими инструментами».

НОД на тему «Знакомство со старинными русскими инструментами».

Задачи:

Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, инструментами (коса, молоток, пила, топор.); учить разгадывать загадки, построенные на сравнении.

• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Формировать национальное самосознание через народную мудрость, отраженную через русский народный фольклор. Оборудование: экспозиция русской избы, деревянный топор, телевизор, ноутбук, кукла – мотонка – хозяйка, кукла – мотонка – хозяин.

• Предварительная работа: беседы о русском быте, о русской национальной культуре, традициях русского народа. Рассматривание предметов русского быта, макета русской избы. Заучивание русских народных песен, поговорок, потешек и т. д. Знакомство с русскими народными праздниками, народными играми.

Интеграция с образовательными областями.

- «познавательное развитие»: продолжать знакомить детей с предметами быта, инструментами, их названиями, предназначением. Использовать в речи русские народные пословицы, поговорки, загадки.

- «художественное чтение»: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества через разучивание потешек, песен, загадок.

- «социально-коммуникативное»: обогащать активный словарь детей, активизировать употребление в речи названий предметов быта русских людей, инструментов.

-«художественно-эстетическое»: создать условия для восприятия красивых предметов быта.

Ход занятия.

Организационный момент. Показ куклы – мотанки – хозяйки русской избы.

- Ребята, давайте поздороваемся с хозяйкой русской избы, как принято на Руси, с низким поклоном. Дети здороваются с хозяйкой с поклоном.

-Ребята, приглашаю вас в гости в русскую избу.

- Ребята, какие предметы русского быта вы знаете?

- Ухват, кочерга, веник, чугунок, решето, люлька, сундук.

- Кто использует эти предметы в хозяйстве?

- Хозяйка.

- Но есть в русской избе предметы, которые принадлежат только хозяину. Показ куклы - мотанки –хозяина. Хозяин русской избы будет загадывать вам загадки об инструментах.

- Я загадаю вам загадку.

- Кланяется, кланяется.

Придет домой растянется.

- Это топор.

- Почему вы так думаете? Когда человек рубит дрова, какие он делает движения? Ответы детей.

-Когда человек рубит дрова, то он делает замах топором и резко наклоняется вниз. Так наклоняется он много раз, и, кажется, что человек кланяется вместе с топором.

- А может топор кланяться?

- Нет, может кланяться только человек.

-Значит действия, которые производит человек, переносятся на топор, и он как бы очеловечивается т. е. топор кланяетcя, как человек.

- Что значит: «придет домой – растянется?» Ответы детей.

- Кто может прийти и растянуться?

- Человек.

-Значит, топор здесь тоже очеловечивается, как человек, приходит домой и растягивается, а на самом деле хозяин после работы кладёт топор на своё место.

-Делаем вывод: в загадке топор как бы очеловечивается, «оживает» и выполняет действия человека.

- Что делал хозяин топором?

- Рубил дрова.

- Раньше с помощью топора не только рубили дрова, но и строили избы, дворовые постройки, изготовляли предметы быта.

-Покажите, ребята, как вы умеете рубить дрова. Мальчики имитируют рубку дров с помощью деревянного топора.

-Как у хозяйки, у хозяина было своё место в доме. Это был «Задний угол». Здесь помещали «конник» - короткую широкую лавку в форме ящика с откидной крышкой, в нём хранили инструменты.

-Загадаю вам ещё одну загадку.

- Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела – ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

- Это – инструмент - пила. Показ слайда с изображением пилы.

-Какие действия выполняла пила?

- Она завизжала, запела, ела дуб и поломала зуб.

-Пила может выполнять такие действия? А кто может выполнять такие действия?

- Человек.

- В загадке пила тоже как бы оживает и действует как человек: ест, поёт, ломает зуб.

-Для чего в хозяйстве использовалась пила?

- Для того, чтобы пилить дрова.

- А так же использовалась при строительстве избы, хозяйственных построек.

- Ребята, покажите, как вы умеете «пилить» дрова.

- Игра – «Пилим дрова». Дети становятся парами, берутся за руки, имитируют движения пильщиков дров, наклоняются синхронно вперёд – назад.

- А сейчас используется пила в хозяйстве?

-Да.

- Она осталась прежней или изменилась? Как стала называться пила?

-Она стала называться бензопила?

- Почему?

- Потому что заправляется бензином.

- Какая пила быстрее распилит дрова?

- Бензопила.

-Да, современные орудия труда стали мощнее и удобнее.

Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом,

Руки над головой "домиком".

Чтоб окошко было в нём,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пёс ворота охранял.

Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,

"Стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

- А вот ещё загадка про старинные инструменты.

- Согнута в дугу.

Летом на лугу.

Зимой на крюку.

- Это инструмент – коса.

- Что согнуто в дугу? Ответы детей.

- Полотно у косы изогнуто, как дуга. Показ слайда с изображением косы.

- Почему коса летом на лугу? Ответы детей.

- Потому что летом на лугу много травы, и хозяин косит траву на корм скоту.

- Почему зимой она висит на крюку? Ответы детей.

- Потому что зимой коса не используется в работе и висит на крюке.

- Покажите, ребята, как вы умеете «косить траву». Имитационные движения косарей.

- Послушайте ещё загадку.

- Он с ручкой деревянной.

Головой железной.

Колотит неустанно.

Этим и полезный.

- Это молоток. Показ инструмента.

- Почему? Ответы детей.

- У молотка ручка деревянная, а головка молотка – железная.

- Для чего служит молоток? В чём его польза?

- Молоток служит для того, чтобы забивать гвозди.

-Сам молоток может колотить неустанно?

- Нет.

- А кто колотит?

- Человек.

-Делаем вывод: в этой загадке тоже действия человека переносятся на молоток, он очеловечивается и колотит неустанно.

Игра «Подбери действие». Подобрать глаголы 3лица множественного числа.

Пилой – пилят.

Косой – косят.

Молотком – забивают гвозди.

Топором – рубят.

Лопатой – копают.

Дрелью – сверлят.

Отвёрткой – отвинчивают, завинчивают.

Ножницами – вырезают. И т. д.

-На Руси всегда были в почёте люди труда, которые хорошо знали своё дело. Их называли мастерами. Недором в народе слагалось много пословиц и поговорок о труде.

-Какие пословицы о труде вы знаете? Ответы детей.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

-Что посеешь, то и пожнёшь.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Недаром говорится, что дело мастера боится.

- Не топор тешет, а плотник.

- Терпенье и труд всё перетрут.

- Землю красит солнце, а человека – труд.

Рефлексия.

-С какими инструментами мы познакомились?

- С топором, пилой, косой, молотком.

- Кому принадлежали эти инструменты?

-Хозяину.

- Для чего они были ему нужны?

-Для строительства и в работе по дому.

- Эти инструменты пришли к нам из глубины веков, но до сих пор используются людьми в хозяйстве и на производстве.

- Ребята, давайте поблагодарим хозяйку и хозяина русской избы за загадки об инструментах, за гостеприимство и попрощаемся с русским поклоном.

Публикации по теме:

Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими праздниками, традициямиФормирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими праздниками, традициями Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Знакомство с русскими народными игрушками»Интегрированное занятие по познавательному развитию «Знакомство с русскими народными игрушками» Тема: «Знакомство с русскими народными игрушками» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественная.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи. 1. Познакомить.

Окружающий мир. Конспект НОД в средней группе: «Знакомство с музыкальными инструментами».Окружающий мир. Конспект НОД в средней группе: «Знакомство с музыкальными инструментами». Окружающий мир. Конспект НОД в средней группе: "Знакомство с музыкальными инструментами". Интегрированное занятие с элементами лепки (техника.

Проект «Знакомство с музыкальными инструментами»Проект «Знакомство с музыкальными инструментами» Кратковременный проект "знакомство с музыкальными инструментами" Продолжительность проекта: с 2.11.2015 по 27.11.2015г. В настоящее время.

Сценарий НОД в подготовительной группе «Знакомимся с русскими народными инструментами» Сценарий активизирующего общения по художественно – эстетическому развитию («Музыка») в подготовительной группе «Знакомимся с русскими.

Совместно организованная деятельность воспитанников разного возраста «Знакомство с русскими деревянными инструментами» «Знакомство детей с русскими народными деревянными инструментами» Цель: формирование диалогического общения воспитанников разного возраста.

Знакомство с музыкальными инструментами с использованием ИКТ По залу расставлены изображения музыкальных инструментов, дети проходят под музыку в зал и их рассматривают, затем присаживаются на свои.

Знакомство с русскими народными инструментами 1. Занятие из раздела ЗНАКОМСТВО С Русскими НАРОДНЫМИ ИНСТРМЕНТАМИ. (Гусли, ложки.) Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот»Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот» рялку продам, ложку продам, гармошку куплю – плясать пойду» В России русские люди много работали, пахали, сеяли, строили дома, шили себе.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
НОД на тему «Знакомство со старинными русскими инструментами».
Опубликовано: 12 июня 2016 в 19:28
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кейс «Знакомые цифры»
Цель: Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задачи: Закрепление знания чисел от 1 до 12...
Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми
Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический...
Конспект занятия по аппликации «Медаль для папы»
Программные задачи:продолжать учить детей способу вырезывания круглой формы из квадрата, украшать аппликацию дополнительными элементами;закреплять умение...
Спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
Сегодня мы побывали в Чувашском республиканском театре кукол, где с удовольствием посмотрели спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»....
Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка»
Творческая мастерская. Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам конспект партнерской работы детей и воспитателя по тематической недели "Народная игрушка" -...