Папки-передвижки

НОД по формированию у дошкольников основ экологической культуры «Среда обитания диких животных»

Татьяна Георгиевна Редикульцева
НОД по формированию у дошкольников основ экологической культуры «Среда обитания диких животных»

Материал рассчитан для дошкольников подготовительной к школе

Автор: Редикульцева Татьяна Георгиевна, воспитатель.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Цель:

познакомить детей с понятием "среда обитания".

Задачи:

1. Формирование первичных представлений о среде обитания диких животных.

2. Развивать у детей способности природоохранной деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «НОД по формированию у дошкольников основ экологической культуры „Среда обитания диких животных“» размещена в разделах

Демонстрационный материал:

глобус, плакат с изображение природы (пресный и соленый водоем, лес, луг, небо, жилище человека, мнемотаблица для описательного рассказа птицы, ребенок в костюме крота, аудиозапись из к/ф "Красная шапочка".

Материалы к дидактической игре "Обитатели водной среды":

морской заяц, осетр, бобр, морж, гренландский кит, акула, щука, карась, лягушка.

Материалы к дидактической игре "У каждой птицы свой дом":

жаворонок, трясогузка, аист, цапля, воробей, голубь, синица, ворона, дятел, глухарь, сова.

Словарная работа:

среда обитания, водная среда обитания, наземно-воздушная среда обитания, почвенная среда обитания.

Предварительная работа:

просмотр картинок (фотографий) животных, птиц, рыб и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизни в природе.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель подводит детей к глобусу и спрашивает:

- Что это? (ответы детей)

- Чей это дом? (ответы детей)

- Кто живет на планете Земля? (ответы детей)

- Где живут рыбы? (ответы детей и показ океанов, морей, рек, озер)

- Где живут животные и люди? (ответы детей и показ материков, островов)

- Где живут птицы? Где летают птицы? (ответы детей)

- Где живут дождевые черви? (ответы детей)

На нашей планете Земля все живые организмы имеют свою среду обитания. Среда обитания - это дом для животных и растений. Всего существует три среды обитания:

1. водная (океаны, моря, реки, пруды, озера, болота);

2. наземно-воздушная (поверхность земли и воздух над землей);

3. почвенная (верхний тонкий слой почвы - земли).

Давайте посмотрим, какие животные и растения живут в каждой среде обитания.

1. Водная среда обитания.

- Как вы думаете, кто может жить в водной среде обитания? (ответы детей)

В водной среде обитают или живут все водные жители. Все они приспособлены к водной среде. А как - мы сейчас это обсудим.

- Посмотрите кто это? (показ фото морского зайца)

В природе морские зайцы являются крупными ластоногими.

Внешний вид:

- крупный морской зверь с очень толстой кожей. А зачем ему толстая кожа? (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).

- Обладает мощными челюстями, но мелкими зубами. Они некрепкие и быстро разрушаются. Зачем морскому зайцу мощная челюсть? (она ему нужна для добывания пищи и защиты от врага).

- Морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими и длинными щетинами-усами.

- Наружных ушей нет и глаза маленькие. Почему, как вы думаете? (он обитает в водной среде, где вода может попасть в уши и глаза).

- Передние ласты очень близко расположены к плечам и приспособлены к движению на суше и в воде.

- Главная сложность жизни водных обитателей то, что они могут получать достаточное количество кислорода только из воздуха, поэтому многим животным нужно, время от времени выныривать из воды за кислородом.

- Посмотрите, а это кто? (показ фото сибирского осетра)

Давайте рассмотрим внимательного нашего сибирского осетра.

- Как вы думаете, что ему помогает плавать в воде? (форма тела, хвост, плавники, подвижный скелет)

- А вы знаете, что животные водоемов используют свой хвост в качестве руля! Кто это может быть? (бобр, рыбы)

- Чем дышит рыба под водой? (жабрами)

Все обители водной среды делятся на морских и пресноводных жителей. В морской воде (океаны, моря) обитают только животные и рыбы, приспособленные к ней: моржи, морские зайцы, гренландские киты, акулы. В пресной воде (реки, озера, пруды, болота) только обитатели, приспособленные к ней: бобры, осетры, щуки, караси, лягушки.

Дидактическая игра "Обитатели водной среды"

Воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением обитателей водной среды (морской заяц, сибирский осетр, бобр, морж, гренландский кит, акула, щука, карась, лягушка).

Задание: Ребята, предлагаю вам каждому по очереди взять по одной картинке, показать ее нам и рассказать о том кто на ней изображен, где обитает в пресной или соленой воде, а затем прикрепить изображение к нужной части плаката.

2. Наземно-воздушная среда обитания.

Животные в наземно-воздушной среде обитания передвигаются по почве (еж, заяц русак) или по воздуху (птицы, насекомые, а растения с помощью корней держатся (укореняются) в почве.

- Ребята, как вы думаете, с помощью чего дышат животные в наземно-воздушной среде? (У всех животных есть легкие, что позволяет им дышать воздухом) Попробуйте вдохнуть полную грудь воздуха и почувствуйте, как ваши легкие наполнились воздухом!

- Растения усваивают кислород из воздуха с помощью листьев и корней. На каждом листочке есть очень маленькие устьица, с помощью которых растения дышат.

- А как птицы приспособились к полету? У всех птиц обтекаемая форма тела, что способствует быстрому полету в воздухе. Перья у птиц покрывают тело полностью и сглаживают их форму, ноги во время полета обычно втягивают или сильно прижимают к животу - поэтому птицы превосходят всех других животных в быстром полете.

- Каких птиц мы можем встретить на улицах города, в парках? (ответы детей)

Дидактическая игра "У каждой птицы свой дом"

Воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением птиц (жаворонок, трясогузка, аист, цапля, воробей, голубь, синица, ворона, глухарь, сова, дятел).

Задание: Ребята, предлагаю вам каждому по очереди взять по одной картинке, показать ее нам и рассказать о том, кто на ней изображен, где живет птица, а затем прикрепить изображение к нужной части плаката.

По мере необходимости пояснения воспитателя:

- жаворонки и трясогузки всегда строят свои гнезда и кормятся только на земле, в отличие от других птиц обитают на лугах и полях;

- аисты и цапли добывают себе пищу с поверхности земли, со дна неглубокого водоема или влажной земли, поэтому у них длинные голенастые ноги и тонкие без перепонок пальца и длинный клюв, обитают на болоте и побережье водоемов;

- воробьи, голуби, синицы, вороны строят свои гнезда и селятся вблизи людей, кормятся семенами, ягодами, зернами, хлебными крошками;

- глухарь и сова всегда строят свои гнезда и кормятся только в лесу, поэтому у них острый клюв и цепкие когти.

Дети, а сейчас попробуем рассказать об одной очень интересной птице по схеме (мнемотаблица) и картинке с изображением птицы.

По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о дятле. Это птица дятел. Дятел живет в лесу. Дятел - небольшая птица. У него небольшие крылья, длинный хвост. Клюв длинный и крепкий. У дятла голова, крылья, хвост – чёрные с белыми пятнами, грудка белая, а брюшко красное, на голове тоже красное пятно, похожее на красный берет. Дятел питается насекомыми, личинками их яйцами, которые находятся под корой деревьев, а еще он любит ягоды и орехи.

- Догадались, для чего дятлу нужен мощный и сильный клюв? (ответы детей).

Музыкальная физкультурная минутка с использованием песни из к/ф "Красная шапочка".

3. Почвенная среда обитания.

Почвенная среда обитания - это дом для червей, насекомых, кротов, землеройки и других животных, которые находят здесь все необходимое для своей жизни.

Почвенные обитатели имеют разнообразные приспособления:

- у растений это мощная корневая система;

- у животных различные особенности строения тела и покровов;

- у червей кожа выделяет слизь, чтобы быстрее передвигаться под землей.

Ребята к нам пришел гость, посмотрите кто это?

(В гости к детям приходит переодетый ребенок в костюме крота.)

- Здравствуй крот, расскажи нам, где ты и как живешь?

Ребенок рассказывает, что крот живет под землей, у него короткие и сильные лапы с большими когтями, потому что так удобней копать. Крот ничего видит, но зато хорошо слышит и чувствует запах. Шкурка крота покрыта гладкой и короткой шерсткой черного цвета. Крот питается подземными насекомыми, червями, мышами, ящерицами. Под землей он обустраивает себе дом, который устилает сухой травой. Прокладывает различные ходы. По одним он пробирается к водопою, корму и своему гнезду, а другие служат ловушками для насекомых. Крот устраивает себе гнездо на глубине около 2 метров.

Воспитатель и дети благодарят героя за рассказ о кроте.

Рефлексия:

- Что нового для себя сегодня узнали?

- Что такое среда обитания?

- Какие бывают среды обитания?

Литература:

1. Горькова Л. Г. ,Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. : ВАКО, 2005. - 240 с.

2. Материалы ко второму изданию Красной книги Тюменской области / ООО «ТюменНИИгипрогаз» ; гл. ред. С. Н. Гашев. — Тюмень, 2013. — 190 с. — 300 экз.

3. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.

4. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Руководитель авторского коллектива Н. В. Федина. - М. : Просвещение, 2015. — 235 с.

Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры «В гости к белке» «Непосредственно-образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий» «В гости к белке» /формирование.

Акция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Каждому певцу по дворцу»Акция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Каждому певцу по дворцу» «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!» Цель: Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: 1).

Акция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Витамины на подоконнике»Акция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Витамины на подоконнике» Цель: Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: • Познакомить с полезными свойствами зеленого лука, петрушки,.

Конспект занятия по формированию основ экологической культуры в старшей группе «Вода — всем нужна» Вода – всем нужна! Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли воды в жизни людей и живых организмов о формах.

Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность Опыт работы по формированию начал экологической культуры дошкольников через проектную деятельность Экологическая культура – это одно из.

Проект по формированию экологической культуры у старших дошкольников «Люблю березку русскую» 1 этап - Разработка проекта. Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Расширять.

«Веселый огород». Проект по формированию экологической культуры у дошкольников«Веселый огород». Проект по формированию экологической культуры у дошкольников Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут,.

Сообщение для воспитателей «Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры» СООБЩЕНИЕ для воспитателей Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры. 1. Методы и приемы, направленные.

НОД по формированию основ экологической культуры с помощью музыки «Путешествие капельки» Выступление на методическом объединении: НОД «Путешествие капельки» (музыка + экология) Цель: Формировать основы экологической культуры.

Творческий проект по формированию основ экологической культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории №59 «Лакомка» с. Кулешовка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по формированию у дошкольников основ экологической культуры «Среда обитания диких животных»
Опубликовано: 21 мая 2019 в 18:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД