МААМ-картинки

Формирование основ экологической культуры «В гости к белке»

наталья зиновьева
Формирование основ экологической культуры «В гости к белке»

«Непосредственно-образовательная деятельность с использованием

инновационных педагогических технологий»

«В гости к белке»

/формирование основ экологической культуры/

Проект выполнен

Зиновьевой Натальей Валерьевной

воспитателем

МБДОУ д/с № 15 «Родничок»

Давыдово

2018

В наше время проблема экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения.

Публикация «Формирование основ экологической культуры „В гости к белке“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии ребёнка. В этот период закладываются основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе, к окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать листочек у дерева, побегать босиком по траве. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы.

Экологическое образование дошкольников – это, прежде всего, самоценное звено системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А. В. Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребёнка в целом, готовности (а не подготовки) к школе.

Цель этого проекта – формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи.

1. Образовательные : -осознание детьми того, что растения и животные- это живые организмы; -формирование основ экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника. 2. Воспитательные : -воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к природе. 3. Развивающие : - охрана и укрепление здоровья детей ; -развитие навыков здорового образа жизни.

Проект разработан с учётом всех видов деятельности в МБДОУ детский сад №15 «Родничок» д. Давыдово, Орехово-Зуевского РУО: организованная образовательная деятельность, беседы, игры (подвижные, дидактические, театрализованные, настольно-печатные), чтение художественной литературы, работа с родителями, прогулки,наблюдения.

В его основе лежит доброжелательное отношение к окружающему миру.

Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

Срок проекта – 2 недели.

Предполагаемые результаты: -совершенствование работы с детьми и родителями ; - повышение знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения.

Проект включает в себя следующие этапы работы :

1. Организационный:

-определение цели и задач проекта;

-изучение необходимой литературы ;

-подбор методического материала;

-разработка тематического плана для реализации проекта.

2. Практический:

-работа с детьми;

-работа родителями.

3. Заключительный: рефлексия и оценка собственных достижений, основные выводы и результаты работы.

Практическая работа с детьми.

1. Игры:

-настольно-печатные : «Чей домик?», «Времена года», «Кто где живёт?» ;

- дидактические : «Угадай,что изменилось?», «Узнай дерево», «Какое растение?».

-подвижные : «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике».

2. Прогулка : наблюдения за растениями,птицами и животными, состоянием погоды.

3. Беседы: «Наше здоровье осенью», «Наша улица», «Хорошо-плохо» .

4. Чтение художественной литературы : В Степанов «Кто в лесу живёт?». Серия «Читаем детям»; В. Бианки «Первая охота»,Н. Подлесова «Ёженька», Э. Шим «Полосы и пятнышки», Б. Заходер «Все-Все, все на свете нужны…». Русские народные сказки : «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк».

5. Организованная образовательная деятельность.

Познание. ФКЦМ (природное окружение).1. «Белка в лесу»(ознакомление с природой через движение). Задачи: познакомить детей с белкой ; уточнить их знания об образе жизни белки, её повадках (где живёт,как передвигается, чем питается), её врагах. Вызвать у детей интерес к жизни диких животных, желание их оберегать. Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. «Скоро зима». Задачи : дать детям представление о жизни диких животных в зимнем лесу,формировать интерес к окружающей природе, учить восхищаться красотой зимнего пейзажа, воспитывать заботливое отношение к животным.

Коммуникация. «Путешествие в лес». Задачи :закрепить знания детей о диких животных; учить называть детёнышей животных ; развивать речь детей; закрепить навыки правильного произношения ; воспитывать любовь к природе.

Художественное творчество. 1. Лепка «Грибы». Задачи: познакомить детей с новым видом художественного творчества – пластилиновая живопись, учить размазывать пластилин по картону (шляпки грибов,развивать образное восприятие ; воспитывать аккуратность в работе. 2. Аппликация «В гости к белке»(итоговое занятие по теме проекта,коллективная композиция «Корзина грибов»).

Работа с родителями.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Поэтому важным аспектом является работа с родителями по их экологическому просвещению и совместной деятельности с детьми. Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологических стендов, проведение родительских собраний –КВН,анкетирование, проведение совместных мероприятий.

Родительское собрание «Войди в природу другом»

Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения ; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Ход собрания.

«Я сорвал цветок и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял :

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем.

Ведущий: Человек стал человеком,когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика,журчание весеннего ручья,шорох снежинок и торжественную тишину ночи. Услышал и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудную музыку жизни.

Участвуют две команды : «Колокольчики» и «Одуванчики».

Ведущий: Лесная тишь полна своих

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка-это лес.

Ты эту сказку сохрани:

Не рви,не мни и не спугни.

1-й конкурс «Вопрос-ответ».

Для команды «Колокольчики» :

- Почему лес называют зелёной аптекой?

- Какие цветы расцветают ранней весной?

- При каких заболеваниях используется липа?

- Где уши у кузнечика?

- Какое комнатное растение лечит?

Для команды «Одуванчики»

- У какой птицы зимой появляются птенцы?

- Что такое «Красная книга» ?

- Какую траву любят кошки?

- Что можно дать птицам на обед?

-Какая ягода заменяет лимон?

Музыкальная пауза :музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок».

2–й конкурс. «Что на свете не бывает?».Каждая команда должна придумать по две небылицы заведомо ложного сведения о каких-то природных явлениях,животных, растениях. Одна команда рассказывает, другая должна найти ошибку в рассказе.

Музыкальная пауза : песня-шутка «Кузнечик-кузнечик», муз. Д. Кадабекли,

слова –народные.

3-й конкурс. «Капитаны-капитаны…» (стихи о природе)-5баллов.

Музыкальная пауза : этюд «Одуванчик», муз. Арбелян.

4-й конкурс. Представление поделок из природного материала.

Подведение итогов.

Ведущий : Дорогие друзья! Давайте все вместе оберегать нашу Землю, огромную для нас,но такую маленькую в космических масштабах, живую зелёную планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинить вреда ни нашему общему Дому, ни его обитателям.

Земля- наш дом огромный,

И пусть сооружён

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том,

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

Анкета для родителей.

1.«Экологическое образование в семье». Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Примерные вопросы: -Есть ли у вас дома животные и растения? -Если есть,то кто за ними ухаживает? -Что делает при этом ребёнок? -Бываете ли вы с ребёнком на природе? Если да,то где и с какой целью? -Как вы относитесь к приобщению ребёнка к природе в детском саду? -Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Литература.

Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ – Волгоград : Учитель, 2008.

Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты – Волгоград: Учитель,2008.

Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение : Интегрированные занятия. :Мозаика-Синтез,2006.

Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма :Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. : ВАКО, 2005.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. - М :Мозаика – Синтез, 2007г.

Приложения.

Материал к занятиям.

Загадки о животных.

Вот иголки и булавки Прямо с ёлки на пенёк

Выползают из –под лавки. Прыгнул рыжий огонёк.

На меня они глядят, А потом на ствол ольхи

Молока они хотят. (ёж) Подскочил прыжком лихим. (белка)

Я большой и неуклюжий, Летом шубку серую,

Я душистый мёд люблю, А зимою белую,

Чтоб спастись от зимней стужи, Носит попрыгайчик,

До весны в берлоге сплю. Боязливый … (зайчик).

(медведь)

Расскажи стихи руками.

***

Это зайчонок, это бельчонок (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Кого встретили в лесу?»

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

(Шагать по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)

Там живет лиса.

(Рукой показать хвост за спиной.)

Там живет олень.

(Пальцы рук разведены в стороны.)

Там живет барсук.

(Кулачки прижать к подбородку.)

Там живет медведь.

(Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)

«Ёжик»

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошки бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(круговые движения шариком между ладонями) .

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно да, да, да.

(движения по пальцам) .

Уходи, колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев) .

Аппликация

«В гости к белке»

Итоговое занятие по теме проекта

(коллективная композиция «Корзина грибов»)

Программное содержание : учить детей срезать уголки квадрата,закругляя их; аккуратно наклеивать части изображения,создавая коллективную композицию; воспитывать бережное отношение к животным,желание совершать хорошие поступки.

Материалы. Корзина для грибов (нарисованная на листе бумаги так, чтобы осталось место для наклеивания грибов,цветные бумажные прямоугольники для шляпок и; белые и светло-серые для ножек ; клей, ножницы, кисть для клея, салфетка.

Связь с другими видами деятельности. Беседы о животных и их жизни в лесу. Рассматривание иллюстраций. Лепка грибов. Дидактические игры.

Ход занятия.

1. Отгадывание загадки:

Это что за шалунишка

Рвёт с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает (белка)

2. Беседа о белке.

-Где живёт белка? (В лесу, в дупле на дереве)

-Как она выглядит (Пушистый хвост,тёплая рыжая шубка)

-Чем питается (Орехами и грибами)

Воспитатель :Правильно, дети. Осенью белка готовится к зиме : меняет золотисто-рыжую шубку на серебристо-серую, делает запасы на зиму. Вот в этом мы ей и сегодня поможем –соберём целую корзину грибов.

3. Выполнение коллективной композиции. Предложить детям вырезать и наклеить грибы. Показать приём срезания углов, закругляя их так, чтобы они отпали,получится шляпка гриба. Затем вырезаем ножку для гриба. Готовые грибы вместе с детьми наклеить в корзину.

Физкультминутка «Гриб».

Дети шли,шли,шли,

Белый гриб нашли,

Раз грибок,

Два грибок,

Три грибок,

Положили в кузовок.

(Дети декламируют стих,имитируя движения грибника.)

Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать.

Презентация «Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников» Тема по самообразованию. Конкурс "Воспитатель года - 2017" Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников.

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников Содержание Введение…. 3 Глава 1 Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста 1.1.

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников. Часть 2 2.3 Формирование начал экологической культуры у дошкольников как необходимое условие воспитания личности Задачи экологического воспитания.

Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников. Часть 3 3.2 Формы и методы используемые для формирования экологической культуры дошкольника Возможности дошкольного периода в становлении начал.

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлены тем, что данный возраст относится к самоценным этапам.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

План инновационной деятельности в старшей группе по привитию основ экологической культуры дошкольникамПлан инновационной деятельности в старшей группе по привитию основ экологической культуры дошкольникам План инновационной деятельности в старшей группе «Звездочка» • Основная цель– привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать.

Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры «В гости к белке»
Опубликовано: 20 января 2019 в 18:30
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД