Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию основ экологической культуры в старшей группе «Вода — всем нужна»

Ольга Северюхина
Конспект занятия по формированию основ экологической культуры в старшей группе «Вода — всем нужна»

Вода – всем нужна!

Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли воды в жизни людей и живых организмов о формах и видах воды (родники, реки, озёра, океаны, осадки). Уточнить свойства воды. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мерах предотвращению загрязнения.

2. Развивать познавательные способности, наблюдательность детей. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между загрязнением вод и самочувствием живых организмов.

3. Воспитывать бережное отношение к воде, экономному её использованию.

Публикация «Конспект занятия по формированию основ экологической культуры в старшей группе „Вода — всем нужна“» размещена в разделах

Материалы. Глобус, музыкальное сопровождение для игры, шум воды в природе. Макет «Откуда в кране вода?» Круг-макет «Соотношение воды и суши на земле».

Для дидактической игры комплект карточек синего и красного цветов по количеству детей. Карты «Кому нужна вода?», простые карандаши.

Для экспериментальной деятельности: ватные диски, кувшинчики с водой, стаканы разной высоты и формы, кувшин с водой, термос с кубиками льда, бумажные салфетки, воронки, пластиковые ложечки, стаканы, тряпочки, клеёнка, спиртовка, смесь для фильтрации (песок, земля, уголь). Розетки с солью, растительным маслом. Полоски цветной бумаги.

Ход занятия

Отгадайте загадки:

Она бесцветная на вид,

Но нашу жажду утолит.

(Вода)

Меня пьют, меня льют,

Все нужна я. Кто я?

(Вода)

- Правильно, ребята, Это вода. Сегодня мы и поговорим о ней.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить. Н. Рыжова

- Что это перед вами? /Глобус/

- Правильно это глобус – модель нашей земли. А кто, знает для чего он нужен? /Предположения детей/

- Давайте раскрутим наш глобус.

- Какого цвета на нём большая часть?

- Как вы думаете, о чем нам говорит голубой цвет на глобусе?

Если мы раскрутим наш глобус, то покажется, что наша планета одного цвета, голубая.

Голубой цвет – это вода: океаны, моря, реки, озёра. Воды на планете в три раза больше, чем суши.

Посмотрите на круг. Часть круга голубым цветом – столько воды на земле, а часть круга, раскрашенная коричневым цветом – это все материки и все острова нашей планеты.

Загадки о воде:

(Отгадки сопровождаются аудиозаписью шума в природе и демонстрацией картинки)

1. Кругом вода, а с питьём беда!

(Море)

2. В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручей)

3. Люди ждут меня, зовут,

Я приду к ним – прочь бегут.

(Дождь)

4. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий в море.

(Река)

5. Справа блеск,

За блеском треск

За треском плеск.

(Гроза)

- Где ещё в природе можно встретить воду? /Лужа, болото, снег, град, сосульки, лёд, водопад, туман, колодец, ключ, родник, озеро, и т. д. /

- Правильно, ребята.

Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где текут подземные ручейки и реки, под землёй есть озёра. Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стекле – это всё вода!

А какая она, вода, давайте посмотрим.

Детям предлагают перейти в импровизированную лабораторию

2. Экспериментальная деятельность.

Опыт 1. Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.

Налейте из кувшина воду в стакан.

- Какая вода? /Прозрачная, чистая/

- Поднесите стакан к глазам. Можете ли вы видеть через неё свои игрушки?

Возьмите полоски цветной бумаги, приложите её к стакану. Можете ли вы видеть свою полоску? Значит, вода не имеет цвета.

- Понюхайте, чувствуете ли вы что-нибудь?

- Сделайте вывод. /Вода прозрачная, не имеет запаха и цвета. /

Опыт 2. Вода – жидкость, её можно переливать из сосуда в сосуд, вода занимает предоставленный ей объём.

- Посмотрите, у меня на столе три стакана. Какие это стаканы? /Высокий, низкий, высокий/

- Нальём воду в высокий стакан. Вода приняла форму стакана. Перельём эту воду в узкий стакан, а затем, в широкий. Вода та же самая, а форма стала другой.

Вылейте ложку воды на стол.

- Что произошло с водой? (Растеклась)

Значит, вода не имеет собственной формы.

Вытрите каплю воды тряпочкой.

Какую только захотим,

Ту форму ей и предадим! (Вода)

Опыт 3. Лёд легче воды.

В стакан с водой погрузим кубик льда.

- Что произошло со льдом? (Всплыл на поверхность воды)

Значит, лед легче воды.

Опыт 4. Вода – растворитель, но растворяет не все вещества.

Посмотрите, что лежит у вас в тарелочках? Попробуйте. /Соль/

Нальём в стакан воду. Положим в неё ложечку соли.

- Что произошло с солью? (Соль, исчезла)

- Какие вещества ещё можно растворить в воде? (Сахар)

- Тоже произойдёт и с содой. Вода - это растворитель, но растворяет не все вещества.

- Положим в воду речной песок, размешаем. Растворился ли песок?

- Положим в воду ложку растительного масла. Что произошло с маслом?

Опыт 5. Грязную воду можно очистить.

- Нальём воду из кувшинчика в стакан.

- Какая вода в стакане? (Чистая, прозрачная)

- Добавим в неё приготовленную смесь из песка, земли, угля.

- Какая стала вода? (Грязная, мутная)

- Как вы думаете можно ли её сделать чистой? (Можно)

- Как? /Предположения детей/

Можно сделать фильтр для воды: в стакан вставим воронку, неё положим ватный диск. Пропустим грязную воду через импровизированный фильтр. И через некоторое время посмотрим, что станет с водой.

Опыт 6. «Вода может быть твердом, жидком и газообразном состоянии»

Детям показывают кусочек льда.

- Что вы можете сказать о льде? Какой он? (Твёрдый, холодный, прозрачный)

На спиртовку ставим склянку, положим в него кусочек льда.

- Что происходит со льдом? /Начинает таять/

- Во что превратился лёд? /В воду/

- Какая стала вода? / Прозрачная, жидкая/

- Вода закипела, появился пар. Пар – это тоже вода. Проверим это. Поставим над паром стекло.

- Что появилось на стекле? /Пар/

- Что происходит с паром на стекле? /Появились капельки коды/

Значит, вода может быть в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.

Завершение опыта 4.

- Теперь посмотрим, что стало с грязной водой. Рассмотрите воду, изменилась ли она? Рассмотрите ватный диск, что вы заметили?

3. Игра «Ходят капельки по кругу»

- Давайте поиграем в игру, вы превратитесь в капельки дождя.

Закапал дождь и «капельки» отправились в путь.

/Капельки прыгают, разбегаются, под музыку. /

Полетели капельки на землю, скучно им стало по одиночке, собрались они вместе и поплыли маленькими весёлыми ручейками.

/Дети берутся за руки/.

Встретились ручейки и стали большой рекой.

/Ручейки соединяются в цепочку/.

Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Течёт - течёт речка, и попала в океан.

/Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу/.

Плавали капельки в океане, и вспомнили, что мама-тучка велела им вернутся. А тут как раз солнышко пригрело, припекло. Стали капельки легкими, потянулись вверх.

/Подняли руки вверх, потянулись/.

Испарились они, под лучами солнца, вернулись к маме-тучке.

Дети садятся за столы.

4. На столе у детей лежат карты с заданиями.

- Рассмотрите рисунки, соедините линией только те предметы, которым нужна вода для жизни.

- Кому нужна вода?

- Зачем вода растениям? Как они её получают?

- Зачем вода животным?

- Нужна ли вода человеку?

- Какие картинки вы не соединили линией. Почему?

Вода содержится в любом растении, животном и в человеке. Без пищи человек может жить достаточно долго, а без воды не может прожить больше 2-3 суток.

- Как используют люди воду?

Человек использует воду не только для питья, приготовления пищи, стирки и мытья, ловли рыбы. Человек использует воду для полива полей, перемещается по воде на кораблях и лодках, использует воду для производства бумаги. В результате своей деятельности заводы и фабрики сбрасывают отходы в реки, тем самым, загрязняя в них воды. Загрязняют люди воду и сбрасывая в неё мусор.

- Много ли воды на Земле?

Вы можете сказать, что воды много. Её хватит всем.

Воды много, но чистой, пригодной для питья с каждым годом становится меньше. От загрязнения воды страдает всё живое: засыхают растения по берегам рек и озёр, погибают в водоёмах рыбы, и погибают животные и начинают болеть люди.

-Откуда берём воду мы с вами?

- Как вода попадает к нам в дом?

Чтобы очисть воду от загрязнений, перед подачей в водопровод, воду многократно очищают, фильтруют, поэтому она становится чистая и прозрачная. Многие люди в своих квартирах устанавливают бытовые фильтры для более глубокой очистки воды.

5. Демонстрация макета «Откуда в кране вода?».

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы сберечь воду? /Предположения детей/

Не загрязнять воду и берега ручьёв, рек, озер и прудов. Не бросай в воду мусор, камни, ветки деревьев.

Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озёр.

Оберегайте колодцы. Не бросайте в них мусор. «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»

Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран не исправен, попросите взрослых его починить.

Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

6. Дидактическая игра «Вода – не вода»

Детям раздаётся комплект карточек: красного, синего цветов.

Воспитатель называет слова, обозначающие объекты живой и неживой природы, предметы.

Если воспитатель называет слово, обозначающее воду в любом её проявлении (океан, лужа, дождь, река, снег, водопад, волна, роса, ручей, облака и т. п.) – дети поднимают карточки синего цвета.

Если воспитатель называет слово, обозначающее объекты живой природы и предметы, имеющие отношение к воде (дельфин, водопровод, рыба, катер, лейка, утка и т. п.) и слова не имеющие отношение к воде (ветер, камень, дверь, шапочка, полотенце) – дети поднимают красные карточки.

Итог:

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- Так, кому же нужна вода?

- Значит, вода нужна всем.

Человек, запомни на всегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию у дошкольников экологической культуры «Транспорт и окружающая среда» Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры. Задачи: - расширить знания детей о природе родного края; - воспитать в детях.

Презентация «Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников» Тема по самообразованию. Конкурс "Воспитатель года - 2017" Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников.

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлены тем, что данный возраст относится к самоценным этапам.

Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Конспект комплексного занятия в старшей группе детей с ОНР «Для чего нужна вода?» Цель: Закреплять знания детей о том, для чего нужна вода. Продолжать выявлять свойства воды, развивать мышление, познавательную активность.

Конспект занятия по формированию экологической культуры у детей «У кормушки» Цель: Формировать экологическую культуру у детей Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия во второй младшей группе по формированию экологической культуры «Путешествие в весенний лес» ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС Задачи: -Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: тает снег (проталины, бегут ручьи;.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

План инновационной деятельности в старшей группе по привитию основ экологической культуры дошкольникамПлан инновационной деятельности в старшей группе по привитию основ экологической культуры дошкольникам План инновационной деятельности в старшей группе «Звездочка» • Основная цель– привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать.

Сценарий развлечения для детей второй группы раннего возраста «Чистая вода нужна всем и всегда» Цель. Развитие познавательной активности детей через элементарную познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи • Расширять представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию основ экологической культуры в старшей группе «Вода — всем нужна»
Опубликовано: 7 января 2019 в 18:43
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД