МААМ-картинки

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Обучение звуковому анализу, на примере слова «лук» (1 фото)

Татьяна Ивановна Кузина
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Обучение звуковому анализу, на примере слова «лук»

Тема: Обучение звуковому анализу, на примере слова "ЛУК".

Цель: Обобщение пройденного материала по звуковому анализу слова.

Задачи:

Образовательные:

• закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

• закреплять умение детей называть слово с заданным звуком в игре "Цепочка";

• закрепление твёрдой и мягкой фонемы звуков в игре "Назови братца";

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Обучение звуковому анализу, на примере слова „лук“» размещена в разделах

обучить звуковому анализу слова "ЛУК";

• учить составлять предложение. Развивающие:

• развивать речь, внимание, мышление;

• развивать речевую активность, зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно;

• формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" общение с взрослыми и детьми, развитие устной речи; "Познание" через понятие: звук, буква, предложение, название звуков : гласный, согласный, твёрдый, мягкий; "Социализация" через театрализованную и игровую деятельность; "Физическая культура" через физминутку.

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям).

-Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре- Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот березки золотые шумят

Под березками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу! (Звучит музыка из м/ф "Маша и медведь" : песенка "Про следы'").

- Как вы думаете, кто же её мог здесь оставить?

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же - это Маша!

(появляется кукла Маша и говорит, что это её корзинка, в которую Мишка сложил задания, которые ей нужно выполнить, но она одна никак не может справиться с ними)

- Поможем, ребята, Маше!

- Что тут у нас в корзинке?

- Ребята, Мишка положил Маше в корзинку "звуковичков"!

- Давайте поможем Маше узнать какие звуки они поют. (А, О, У,И)

- Какие звуки они пели : гласные или согласные? (гласные)

- Почему? (Воздух выходит свободно, не встречая препятствий во рту)

- А какие бывают препятствия? (Губы, зубы, язык)

- А какие звуки мы произносим встречая препятствия? (Согласные)

- А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным)

- А чем отличаются звуки от букв? (Звуки-слышим и произносим, а буквы-видим и пишем)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра "Цепочка"

- Посмотрите сколько разноцветных листьев Мишка собрал в цепочку! Наверное, он нам предлагает поиграть в цепочку слов.

- Я называю слово, выделяя последний звук. А вы на этот звук называете своё слово. Будьте внимательны!

- Называю слово "ЛЕС", чётко выделяя последний звук "С". ( ответы детей: сова - абрикос - снег - гора и т. д.)

- Молодцы, справились с этим заданием.

2. Игра "Назови братца"

- В корзинке ещё какие-то человечки-братцы. ( Достаю из корзинки фигурки двух человечков: большой - синий, маленький - зеленый)

- Мишка нам предлагает игру "Назови братца".

- Как вы думаете, почему они разного цвета? (Маленький зелёный братец -мягкий согласный, а большой синий братец — твёрдый согласный)

- Я буду называть вам братца маленького, а вы мне - большого и наоборот. (Отвечает каждый ребёнок)

- Назовите слова, где будет первый согласный звук - маленький братец. (Зима, тина, пена)

- Поможем, ребята, Маше!

- Что тут у нас в корзинке?

- Ребята, Мишка положил Маше в корзинку "звуковичков"!

- Давайте поможем Маше узнать какие звуки они поют. (А,О, У,И)

- Какие звуки они пели : гласные или согласные? (гласные)

- Почему? (Воздух выходит свободно, не встречая препятствий во рту)

- А какие бывают препятствия? (Губы, зубы, язык)

- А какие звуки мы произносим встречая препятствия? (Согласные)

- А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным)

- А чем отличаются звуки от букв? (Звуки-слышим и произносим, а буквы-видим и пишем)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра "Цепочка"

- Посмотрите сколько разноцветных листьев Мишка собрал в цепочку! Наверное, он нам предлагает поиграть в цепочку слов.

- Я называю слово, выделяя последний звук. А вы на этот звук называете своё слово. Будьте внимательны!

- Называю слово "ЛЕС", чётко выделяя последний звук "С". ( ответы детей: сова - абрикос - снег - гора и т. д.)

- Молодцы, справились с этим заданием.

2. Игра "Назови братца"

- В корзинке ещё какие-то человечки-братцы. ( Достаю из корзинки фигурки двух человечков: большой - синий, маленький - зеленый)

- Мишка нам предлагает игру "Назови братца".

- Как вы думаете, почему они разного цвета? (Маленький зелёный братец -мягкий согласный, а большой синий братец - твёрдый согласный)

- Я буду называть вам братца маленького, а вы мне - большого и наоборот. (Отвечает каждый ребёнок)

- Назовите слова, где будет первый согласный звук - маленький братец. (Зима, тина, пена)

- Назовите слова, где будет первый согласный звук - большой братец. (Маша, рама, рука)

IV. Физкультминутка.

- Ребята, мне рассказала Маша, что ей приснился сон. Она шла по лесу и встретила короля, а она была принцессой. Давайте воспроизведём Машин сон и представим как все могло произойти.

(дети становятся в круг и выполняют движения по тексту)

Шёл король по лесу, (в круг выходит мальчик "король ")

Нашёл себе принцессу, (выбирает девочку "принцессу")

Давай с тобой попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

И ручками похлопаем,

И ножками потопаем,

Головкой покачаем.

V. Звуковой анализ слова "ЛУК"

- Нам Мишка предлагает отгадать загадку: Скинули с Егорушки

Золотые перышки.

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка. (Лук)

(Достаю из корзинки большую луковицу).

- Ребята, как вы думаете, для чего в корзинку Маше Мишка положил лук?

(Чтобы не заболеть осенью, нужно кушать лук)

(Вывешиваю на доску картинку звукового анализа слова "Лук ")

- Положите перед собой картинки с домиками.

- Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

(Под картинкой три клеточки, поэтому в слове три звука)

- Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показываю как вести указкой под клеточками и произносить слово). А теперь попробуем прочитать также. Послушайте, как в слове

звучит первый звук -Лллук. (провожу указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком). Повторите слово, выделяя голосом этот звук. Первый звук - "Л", в первом доме живёт звук "Л", Полина, поставь его в первый домик. Каким цветом мы обозначим этот звук? (синим) - Почему? (это согласный)

- Какой второй звук в этом слове? (звук "У")

- Произнесите его. Какой это звук? (гласный)

- Каким цветом мы его обозначим? (красным)

- А теперь самостоятельно обозначьте третий звук.

(прохожу и смотрю, как дети справились с заданием на местах. При этом один ребёнок выполняет задание у доски с объяснением)

- Прочитаем слово хором, (появляются карточки-схемы предложения и картинки Мишки, сердечка, малинки.)

- Как вы думаете ребята, что хочет Мишка нам предложить сделать? И, что это за карточки? (это схема предложения, а по картинкам нам нужно составить предложение)

- Всё верно! Сядьте ровненько, спинки прямые.

- Какое предложение мы можем составить?

(Мишка любит малину.)

- Из чего состоит предложение?

- Аня, ты будешь словом "Мишка". Выходи и возьми свою карточку-схему.

- Антон, ты будешь словом "любит".

- Юля, ты будешь словом "малину".

(Дети объясняют, почему они выбрали каждый свою схему, при этом становятся так, как идут по порядку слова в предложении.)

- Попробуем поменять слова в предложении. (Дети меняются местами и читают предложение).

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

- Кто приходил к нам в гости?

- Какие звуки нам пели звуковички?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными и понравились вам больше?

VII. Рефлексия.

- Ребята, в корзине у медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим чем они отличаются, ( настроением: грусть, радость, задумчивость)

- Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого, а если совсем трудно - грустного.

В конце занятия раздаются каждому ребенку раскраски от Маши и Мишки.

Оборудование:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Обучение звуковому анализу, на примере слова «лук»
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов»Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слов» Обучение звуковому анализу слов. Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой.

Семинар-практикум с воспитателями ДОУ «Методика обучения правильному звукопроизношению в старшем дошкольном возрасте» Тема: «Методика обучения правильному звукопроизношению по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте»I часть – теоретическая. Уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Обучение звуковому анализу, на примере слова «лук»
Опубликовано: 29 августа 2014 в 22:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД