Валентина Папина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет «Чудо картошечка!»
▼ Скачать + Заказать документы
ННОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет
«Чудо картошечка!»
Цель:
Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет „Чудо картошечка!“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. Развивать способности к поисковой деятельности : выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая). Воспитывать любознательность, развивать речь, память, интерес и уважение к народным традициям.
Оборудование:
• Клубни картофеля разных сортов.
• Терка.
• Крахмал, мука, лупы.
• Накрахмаленная салфетка.
• Кисель.
• Полотенце для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
1. Подбор и систематизация материала.
2. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.
3. Изготовление картофельных куколок.
4. Конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»
5. «Эта забавная картошка» (сказка)
6. Проведение прогулок-наблюдений на огород.
7. Разработка конспекта занятия.
Ход занятия.
Ребята, я пригласили вас,
Чтобы рассказать сейчас
О пище не простой,
Это чудо – плод такой.
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует картошка.
Что же такое - картошка?
Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем.
Давайте рассмотрим картошку.
На что она похожа?
Какая форма у картошки? (круглая, продолговатая, овальная)
Какого цвета? (белого, желтого, розового)
А зачем нам нужен картофель?
А какие пословицы и поговорки о картофеле вы знаете?
(Дети говорят пословицы и поговорки)
Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая.
Кто завёз картофель в Россию? (Пётр I)
Как его использовали, в качестве чего? (цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты).
Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.
Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.
Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ.
А какие блюда можно приготовить из картошки?
Почему сваренный картофель такой рассыпчатый?
Проблема.
А можно из картофеля приготовить кисель?
А из чего варят кисель?
А что такое крахмал и из чего его получают?
А теперь пройдём в нашу лабораторию.
Я предлагаю вам провести научную работу и узнать, как же из картофеля делают крахмал и готовят кисель.
Занимайте свои места за столом. В нашей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без разрешения. Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.
Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ.
Давайте попробуем на вкус – что у нас в стакане? Это кисель, который делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню.
Кто из вас любит кисель?
А кто видел крахмал?
Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем.
Сначала продумаем все этапы.
1. Натираем картофель на тёрке.
2. Кладём в сито и промываем водой.
3. Слить воду.
4. Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал.
5. Полученный крахмал положить на тканевую салфетку.
Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука.
Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.
Сделаем вывод: для чего же нам нужен крахмал?
(Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье.)
Рассмотреть накрахмаленную салфетку и сравнить с обычной.