Светлана Дубровина
НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами ФЭМП «Как дикие животные к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
Задачи
Образовательные:
Расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью; Совершенствовать диалогическую речь: участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их
Развивающие:
Развивать представление детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике).
Развивать понимание и употребление слов «вперёд», «назад», «слева», «справа»;
Активизировать словарь: ураган, логово, берлога, кленовый, линяет
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами ФЭМП „Как дикие животные к зиме готовятся“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Воспитательные:
воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;
воспитывать чувство сопереживания, желание оказать помощь
Материал и оборудование: Кленовый лист с письмом, пластиковые бутылки, деревянные бруски, осенние листья, карточки для игры «Продолжи ряд» и фигуры к ним, геометрические фигуры одного цвета, разного размера, карандаши и картинки «Помоги медведю дойти до берлоги», экран, презентация «Как дикие животные к зиме готовятся», запись «Звуки леса», ковёр.
Ход занятия.
Дети заходят в раздевалку и находят на полу огромный кленовый лист на нём - письмо.
(Беседа с детьми, задаю наводящие вопросы)
Воспитатель:
-Что это?
- С какого дерева лист?
- Как он попал к нам в группу?
-Здесь, что-то написано, хотите узнать?
- Тогда слушайте (читает).
«Беда! Беда! На наш лес обрушился ураган! Сломал деревья, засыпал норы, реки вышли из берегов, всё перепутал – лесные обитатели напуганы! Спасите, помогите!»
Воспитатель: Ничего не понимаю, что произошло? Кто попал в беду? Что же делать?
(Подвожу детей к желанию помочь)
Путь нам предстоит очень трудный, опасный, полный неожиданностей и сложных заданий! Вы не испугаетесь? Как же мы можем попасть в лес?
(предположения детей)
- А, может нам превратиться в осенние листочки и ветерок отнесёт нас в лес? Согласны?
Давайте тихонько покружимся :
Все вместе покружитесь,
В листочки превратитесь.
Дениска с Кириллом ветерочки,
дуйте,дуйте на листочки.
Полетели!
(заходим в группу, там на полу разбросаны пластиковые бутылки, бумага, листья, бруски).
Воспитатель:
В осеннем лесу очутились, покружились,
Обратно в деток превратились.
Ребята, вот и оказались мы с вами в лесу, вы что-нибудь слышите? (ответы детей) Как тихо в лесу, птицы не поют, деревья не шумят. (кричу) Эй, кто-нибудь здесь есть? Ау-у! Ау-у! Даже эхо не отзывается. Давайте вместе попробуем крикнуть, может нас кто-нибудь услышит? (дети кричат) Никто не отвечает.
Воспитатель: Да тут ураган постарался, как теперь лесным жителям бегать по лесу?
(Дети предлагают прибрать в лесу, собирают бутылки в мешок, мусор в корзину)
Ой, смотрите:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответы детей:(белка)
На экране появляется белка
Воспитатель: Правильно вы отгадали! А где живет белка?
Ответ детей: (Белка живёт в дупле) (Обращаю внимание детей на ответ полным предложением)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как белка готовится к зиме
Ответ детей: ( Делает запасы: орехи, грибы и шишки).
Воспитатель: (подвожу итог сказанному детьми) Белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. А, кто знает почему она меняет шёрстку (ответы детей)Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
(Слышен плачь) Слышите, кто-то плачет.
Белка Здравствуйте, ребята, злой ураган все припасы сорвал, под деревом разбросал, я так старалась на веточку по порядку нанизывала: грибок, шишечка, орех, грибок, шишечка, орех. Что же мне делать, что я зимой буду кушать? (Дети предлагают помочь собрать припасы и нанизать их на веточки)
Предлагаю детям выбрать себе дружка и собрать припасы белки по образцу (работа в парах)
Белка: Вот спасибо вам друзья, не погибну зимой я!
Воспитатель: До свиданья, белочка, доброй тебе зимы!
Смотрите, а кто там сидит на островке:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ответ детей: (заяц) (На экране появляется картинка - заяц.)
Воспитатель: Вы знаете, как заяц осенью готовится к зиме (ответы детей).Да он тоже линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. А, заяц осенью делает запасы (ответы детей) Верно зимой он грызет кору деревьев.
Заяц: Спасите, помогите вода в реке поднялась, мне на берег не добраться!
Воспитатель: Что же делать?
(ответы детей. Подвожу к тому, что можно построить мост)
Посмотрите вот сколько брёвен ураган принёс, но зайку мы спасём, если выполним задание.
(Показываю схемы, Дети «читают» схемы и выполняют постройку).
Заяц: Я спасён ура, ура! Вот спасибо вам, друзья!
Воспитатель: Ребята давайте вместе с зайцем немного поиграем
Физкультминутка:
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
(Движения по тексту стихотворения).
Воспитатель: Пока мы с вами играли к нам кто-то тихонько подкрался?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая.
Ответ детей (лиса)
Воспитатель: Посмотрите, а кто там идет с другой стороны.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это…
Ответ детей (волк) (На экране картинки волк и лиса)
Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. А вы знаете, как (ответы детей) Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же. Почему? (ответы детей) Потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи. Ну, вот пока мы с вами про лису и волка говорили, они поссориться успели. Что случилось здесь у вас?
Лиса: Ураган сломал дома, вот обрушилась стена!
Волк: Холодно мне будет спать? Надо щели залатать! Только сам я не смогу!
Лиса: Да и я не помогу!
Воспитатель: Что вы спорите, кричите. Вы не лайте, не рычите.
Дети как нам быть с бедой такой?
(дети предлагают свою помощь. На картинках изображены нора лисы и логово волка. Они покрашены в один цвет, но оставлены пробелы в виде геометрических фигур. У лисы дыр в норе больше и они разного размера, а у волка меньше и одного размера. Предлагаю по желанию помочь лисе и волку. Право выбора.)
Воспитатель: Пока дыры и щели мы латали, волк и лиса убежали – даже спасибо не сказали.
А что за треск раздается впереди?
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
Ответ детей: (медведь) (На экране картинка – медведь)
Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он? (большой, толстый и красивый). Медведь делает припасы (ответы детей) Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку. Вы когда спите кушать хотите? Вот и медведь не хочет, но если разбудить медведя зимой, он какой будет (злой, голодный и может напасть на людей).
Где же медведь спит зимой?
Ответ детей (в берлоге) Показываю картинку с изображением берлоги под корнями поваленного дерева.
Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло. А как вы думаете ураган ему помог или навредил (ответы детей) Ураган уронил дерево, а медведь в корнях устроил себе берлогу. Медведь никак не может найти свою берлогу, что делать? (предложения детей)
На столе картинки «Помоги медведю добраться до берлоги» и карандаши. Дети проводят линию, не отрывая карандаш от листа бумаги. Когда все выполнят задание, на экране появляется картинка - медведь спит в берлоге.
Воспитатель: Посмотрите, уснул косолапый, до весны не будить! Вот и медведю мы помогли.
Релаксация:
Звучит фонограмма «Звуки леса.»
Воспитатель: Ой, вы слышите? Давайте на полянке посидим и послушаем.
Вот и птицы запели, и деревья зашумели, а как вы думаете почему?
( ответы детей: мы помогали зверям, убрали мусор)
Какое задание вам показалось самым сложным?
Какое лёгким? Вы довольны собой? Оцените свою работу и покажите мимикой. (улыбка, спокойствие, огорчение)
А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глаза и покружимся.
Все вместе покружитесь,
В детский сад вернитесь!