Лучший педагог года

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Морское путешествие»

Ольга Гончарова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Морское путешествие»

Тема:"Морское путешествие".

Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о глобусе, как модели Земли;

- продолжать формирование умения находить на глобусе и карте необходимые географические объекты (океаны и материки);

- обогатить знания детей об обитателях океана;

Развивающие:

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Морское путешествие“» размещена в разделах

- способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях, высказывая предположения и умозаключения, делая собственные выводи по итогам опытно –исследовательской деятельности;

- развивать монологическую речь с опорой на предметные картинки;

- работать над активизацией и актуализацией словаря по теме «Море» (морские животные, рыбы, моллюски, подводный мир, обитатели морского дна, морской конек, медуза, морская звезда)

- совершенствовать грамматический срой речи (составление предложений о воде с предлогом «а», используя слова – антонимы)

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир;

- формировать коммуникативные отношения между детьми;

Оборудование:

мольберт, глобус, картинки: кит, дельфин, морской конек, CD с записью звуков моря, презентация «Обитатели морей и океанов», рабочие тетради по курсу «Здравствуй, мир» (Вахрушев, стр., раскраски с морскими обитателями, пеналы с карандашами, оборудование для опытов : 1)сосуды с пресной и соленой водой, сырое яйцо, пластмассовая ложка, 2) яблоко, нож, разделочная доска, 2 блюдца

Предварительная работа:наблюдение за аквариумом; рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов «Мир морей и океанов», «Подводный мир», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Морские обитатели», сообщения детей о ките и морском коньке, опытно - экспериментальная деятельность «почему в море вода соленая»

Подготовила и провела : Гончарова О. В. (высшая кв. категория)

Ход.

Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги нашего детского сада и учителя из школы, они пришли к нам на занятие, давайте их поприветствуем. Здравствуйте!

Ритуал:

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Доброе утро! Я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, не отвлекаться!

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Что это?

- Ребята, а что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)

-Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, зеленого, желтого и т. д.)

-А что обозначается на глобусе коричневым цветом? (Суша)

- Сколько материков на планете Земля?

-Давайте вспомним их названия и посчитаем:

«Евразия, Африка, Америка Северная и Южная, Австралия и Антарктида вьюжная!»

На всех материках мы с вами уже побывали.

- Ребята, а хотите отправиться в кругосветное путешествие?

Сейчас мы поиграем в игру «Самые- самые», но нужно еще обязательно назвать и материк этого рекордсмена.

-Самый маленький континент на Земле (Австралия)

-Самый холодный материк (Антарктида)

-Самый большой материк (Евразия)

-Самый жаркий материк (Африка)

-Самый дождливый континент (Южная Америка)

-Самая маленькая птица (колибри, Южная Америка)

-Самая большая птица (страус, Африка)

-Самое высокое животное (жираф, Африка)

-Самое высокое дерево (сиквоя, Северная Америка)

-Самый маленький медведь (коала, Австралия)

-Самая большая пустыня (Сахара, Африка)

-Самое быстрое животное (гепард, Африка)

-Каких еще животных из семейства кошачьих вы знаете?

А затем педагог раскручивает глобус.

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого)

- Что обозначено этим цветом? (Вода)

- Посмотрите на глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?

Давайте проверим, так ли это. Мы с вами проведем опыт:

- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части- это вода.

- Так много или мало воды на Земле? (много)

- Кто сделает вывод? («Большая часть планеты занята океанами и морями.)

- А сколько океанов(4)

Физминутка. «В океане».

Дело было в марте, плыли мы на корабле,

В океане плыли, много нового открыли,

В океане – ветер, не боялись, за мизинчики держались!

В океане – волны, не боялись, мы за плечики держались!

В океане – буря, не боялись, мы за спинки все держались!

В океане – шторм, не боялись, за коленочки держались!

В океане – дружба, не боялись, мы за руки все держались, ни когда не расставались!

- Ребята, какая вода в море? (Холодная, прозрачная, солёная)

- Как же определить, где морская вода, а где простая из крана? (Попробовать)

- А если не пробовать? Решить эту проблему нам поможет опыт.

Вот две ё мкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.

Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.

Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно. Значит вода пресная.)

- Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает. Значит вода солёная.)

- Теперь вы можете сказать, где вода солёная, а где пресная? Кто сделает вывод?

- Давайте заглянем в морские глубины и вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это? (картинка кита)

-Про кита нам расскажет (имя ребенка)

Сообщение ребенка : Кит самое крупное животное в мире. Он весит больше 50 слонов, и пищи ему необходимо огромное количество. Питаются киты мелкими рачками. Кит плавает,сквозь пластины, которые свисают с верхней челюсти кита, он процеживает воду, оставляя во рту «кашу» из рачков. Кит совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И хотя кит может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух.

Добавляет воспитатель: «А знаете ли вы. У самки кита рождается один китенок, которого мама кормит молоком. Делать это не просто! У китов нет губ. И китенок под водой охватывает один из сосков матери свернутым в трубочку языком. Сосать ему не приходиться: мать впрыскивает молоко прямо ему в глотку. За одну кормежку малыш получает 15-20 ведер молока, жирного как сметана.»

-А что вы слышали о дельфинах (картинка с дельфином)

-Да, но это еще не все. Из всех обитателей Мирового океана дельфины самые сообразительные. Они с удовольствием играют с человеком и легко поддаются дрессировке. Дельфина можно по праву назвать первым другом человека в море. Пальчиковая гимнастика: «Дельфин»

По заплывам - чемпион (поочередно соединять пальцы с большим)

Обогнал акулу он. (тоже самое)

Десять сальто прокрутил – (сделать левой рукой кольцо из большого и указательного)

В море всех предупредил. (в кольце поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

-Как вы думаете, могут ли во время урагана, киты и дельфины уплыть на дно и спокойно его переждать (нет, им нужен воздух, чтобы дышать)

-Делаем вывод: и касатка, и кит, и дельфин – это морские звери, т. к. они дышат воздухом и кормят детенышей молоком.

-А вот рыбы прекрасно дышат под водой, во время урагана прячутся. (на дне)

-Ребята, а какой красивый и загадочный мир открывается под водой. Давайте и мы сейчас с вами опустимся на морское дно.

-В море встречаются рыбы, на рыб вовсе не похожие. Это, например, морской конек.

Сообщение ребенка: морской конек – это тоже рыба. А назвали его так потому, что он напоминает шахматного коня. Но когда он плывет, он вытягивается и становится больше похож на иголку, чем на коня. Плавает он не очень хорошо, поэтому он часто цепляется за морские водоросли и висит, поджидая добычу. А еще морской конек умеет менять окраску, чтобы стать незаметным в лесу из водорослей и не попасться на зуб рыбам.

Добавляет воспитатель: «А знаете ли вы…Глаза у морского конька двигаются независимо друг от друга, в разные стороны.»

Пальчиковая гимнастика «Морские обитатели»

Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И акула и моржи.

Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены

В. Волнина

Воспитатель.

-Кто же еще обитает в море (показ слайдов)

Рассказ воспитателя:

Одним из красивых животных, которых можно встретить на морском дне, являются морские звезды. А как вы думаете, почему ее называют звездой? А чем отличается она от звезды на небе?

Морские звезды могут быть различных цветов и разных размеров.

Морские звезды - исключительно морские животные, в пресных водоемах не встречаются.

Все морские звезды живут только на дне, ползая по поверхности дна или зарываясь в грунт.

Морская звезда – это животное без головы. Она передвигается на своих лучах присосках. У обычных звезд - 5 лучей, а у некоторых редких - 40!

Рот у морской звезды расположен в центре тела с нижней стороны. Многие из морских звезд - активные хищники, поедающие различных моллюсков, ракообразных.

Глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок.

Морская звезда — одно из самых любопытных морских существ.

Она способна также восстанавливать оторванные лучи.

Самое интересное, что морские звезды совсем не умеют плавать, они бегают на своих ножках-лучиках по дну.

По волнам гуляет зонтик. Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива.

Кто это? (медуза)

Они кажутся фантастическими! Будто из иного мира. Их плавное и размеренное движение завораживает. Многим их хочется потрогать, прикоснуться.

Но медузы вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь.

Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Окрас медуз бывает белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным.

Медуза дышит всем телом.

Просмотр слайдов. Показать других интересных и необычных морских обитателей :кальмар, скат, рыба – клоун, морской еж, морской огурец, летающие рыбы, осьминог и др.

Физминутка «Медуза».

В море плавают, как блюдца, (кружиться, руки на поясе)

Но в волнах они не бьются, (приседания)

Только, если прикоснешься, (Руки поочередно вперед, переворачивая ладони)

О медузу обожжешься. (резко прижать руки к груди)

морских обитателях мы с вами, конечно, поговорим. А если они вас заинтересовали, вы можете узнать о них сами.

-Откуда мы можем узнать о них (прочитать в книгах, энциклопедиях, спросить у родителей и т. д.)

Работа с пособиями на применение полученных знаний.

Задание 1. Кто из рыб на что похож? Найди пару.

Задание 2. Без чего не могут жить рыбы? Дорисуйте рисунок.

-Понравилось вам путешествие на морское дно?

-Что нового и интересного вы узнали на занятии сегодня?

Поблагодарить детей за работу на занятии.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в старшей группе «Морское царство» П\Р Продолжать знакомить детей с обитателями моря. Дать общее представление о морской звезде, коньке, рыбе – помощнике и крабе. Развивать.

Методическая разработка по проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов» Проект «Обитатели морей и океанов» Тип проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский, межсемейный. Цель: уточнение и расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Морское путешествие»
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 20:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД