Папки-передвижки

НОД по познавательному развитию детей «Измерение массы» в подготовительной группе по программе «Игралочка»

Светлана Гришина
НОД по познавательному развитию детей «Измерение массы» в подготовительной группе по программе «Игралочка»

Тип занятия: открытие нового знания.

Ход ЗАНЯТИЯ

«Мы все вместе встали в круг

"Ты- мой друг и я-твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

1. Введение в ситуацию.

Ребята, ходили ли вы когда-либо за грибами?

Знаете ли вы, как правильно собирать грибы?

Известно ли вам, какие грибы можно употреблять в пищу, а какие — нет?

Воспитатель рассказывает, что в одном лесу жили два друга — заяц и еж, которые были заядлыми грибниками. Сегодня зверушки нашли по одному грибу и тут же начали спорить, чей гриб тяжелее.

Публикация «НОД по познавательному развитию детей „Измерение массы“ в подготовительной группе по программе „Игралочка“» размещена в разделах

Хотите научить зверей спорить правильно, т. е. делать так, чтобы сразу становилось понятно, кто прав?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Грибы».

Дидактические задачи:

1) актуализировать способ сравнения предметов по массе с помощью чашечных весов;

2) закрепить представление о том, что при сравнении можно пользоваться только одинаковыми мерками;

3) сформировать опыт рассуждения, формулирования простейших умозаключений, установления простейших причинно-следственных связей.

Дети садятся перед доской.

Воспитатель рассказывает, что на полянке еж (воспитатель помещает на доску изображение ежа) нашел такой гриб (воспитатель помещает на доску изображение белого, а заяц (воспитатель помещает на доску изображение зайца) — такой (воспитатель помещает рядом точно такой же гриб). Заспорили звери, чей гриб тяжелее.

— Как узнать, какой гриб тяжелее? (Надо на одну чашу весов положить один гриб, на другую — второй гриб. Если чаши будут в равновесии, то грибы имеют одинаковую массу.)

Воспитатель помещает на доску изображение чашек весов и кладет на них грибы.

— Что можно сказать о массе грибов? (Масса грибов одинакова, потому что чаши весов находятся в равновесии.)

Воспитатель рассказывает, что забрали заяц и еж свои грибы, пошли домой. А дома решили еще раз их взвесить. Еж положил на весы гриб и шишки. Воспитатель помещает на одну чашу гриб, а на другую 3 шишки.

— Чему равна масса гриба у ежика? (Она равна 3 шишкам.)

Воспитатель помещает на доску рядом с шишками карточку с числом 3.

Воспитатель помещает рядом еще 2 чаши весов и рассказывает, что заяц

на одну чашу весов положил свой гриб (помещает изображение гриба на одну чашу, на вторую — 5 желудей (помещает изображение желудей на вторую чашу).

— Чему равна масса гриба у зайца? (Она равна 5 желудям.)

Воспитатель помещает на доску рядом с желудями карточку с числом 5.

Звонит заяц-ежу и говорит, что его гриб тяжелее, потому что у него получилось число 5, а у ежа — только 3.

— Кто из них прав?

Дети рассказывают, что массу одного гриба измеряли одними мерками, массу другого — другими, а сравнивать можно, только пользуясь одинаковыми мерками.

2.2. Игра «Деление на команды».

Дидактические задачи:

1) актуализировать умение сравнивать числа на основании их расположения в числовом ряду;

2) организовать активный отдых детей.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает представить, что заяц и еж собрали очень много грибов и просят детей рассказать, что можно приготовить из грибов.

Воспитатель говорит, что зверушки решили засолить грибы на зиму.

— Хотите помочь зайцу и ежу в засолке грибов?

Воспитатель говорит, что для этой работы нужно разделиться на две команды так, чтобы в командах было одинаковое количество детей. Одна команда будет помогать ежу, другая — зайцу.

Дети выполняют задание самостоятельно. Если в группе четное количество детей, то воспитатель задает вопрос:

— Докажите, что ваши команды равны по количеству.

Если в группе нечетное количество детей, воспитатель задает вопрос:

— На сколько человек одна команда больше другой?

3. Затруднение в ситуации.

3.1. Игра «Запасы на зиму».

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для ознакомления с общепринятой единицей измерения массы — килограммом;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором находятся весы, а также картинка с изображением зайца (ежа) и пакет с солью. В каждом пакете 1 кг соли. Внешний вид у пакетов различный. Воспитатель рассказывает, что еж и заяц собрали одинаковое количество одинаковых грибов, поэтому и соли им тоже нужно одинаковое количество.

— Как узнать, одинаковые ли по массе пакеты с солью купили друзья? (Можно сравнить пакеты по массе, положив их на чаши весов.)

— Но еж и заяц живут далеко друг от друга, и этот способ не подходит.

Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что надо воспользоваться мерками.

— Какими должны быть мерки для того, чтобы можно было сравнивать пакеты по массе? (Одинаковыми.)

— Знаете ли вы такую мерку?

Как правило, дети не дают ответа на этот вопрос.

— Что вам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, какой меркой можно пользоваться для того, чтобы сравнивать по массе различные предметы.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1 познакомить с общепринятой единицей измерения массы — килограммом;

2 закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а затем проверю себя по образцу».

Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попробовать догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)

Кто из вас видел, как взвешивают с помощью гирь?

Воспитатель ставит на каждый стол гирю в 1 кг и рассказывает, что мерка, известная всем, называется 1 килограмм.

Воспитатель показывает детям, как взвешивать с помощью гири: на одну чашу весов надо положить гирю, на другую — пакет с солью. Если весы окажутся в равновесии, то говорят, что масса соли равна 1 кг.

Каждая команда взвешивает свой пакет.

Воспитатель задает вопрос каждой команде:

Чему равна масса соли в вашем пакете? (1 кг.)

Что можно сказать о массе соли в одном и другом пакете? (Масса соли одинакова, потому что в обоих случаях она равна 1 кг.)

4. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(2).

Дидактические задачи:

1 уточнить представление о способе сравнения предметов по массе, пользуясь общепринятой единицей измерения — килограммом;

2 закрепить умение сравнивать числа с помощью знаков «>» или «<» на основе порядка их следования в числовом ряду.

«С помощью знаков «<» и «>» сравни по массе орехи и грибы».

Дети садятся за столы и открывают тетрадь на странице 45.

Воспитатель рассказывает, что еж помогает белке делать запасы на зиму.

— Как вы думаете, что собирал для белки еж, а что собирала сама белка? (Еж собирал грибы, а белка — орехи.)

Воспитатель предлагает детям сравнить массу грибов и орехов.

Дети рассказывают, что масса грибов больше, потому что она равна 2 кг, а масса орехов — 1 кг, и ставят нужный знак. Для проверки воспитатель пишет на доске знак «>».

5.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4(2).

Дидактические задачи:

1) тренировать умение пользоваться для измерения массы общепринятой единицей измерения — килограммом;

2) закрепить умение составлять и решать простейшие задачи, при вычислениях пользоваться счетными палочками.

«Найди массу зверушек. Посади всех зверушек на качели так, чтобы качели были в равновесии». Воспитатель кладет на столы счетные палочки. Воспитатель рассказывает, что когда лесные звери узнали о том, как надо пользоваться гирями для измерения массы, то все решили взвеситься.

— Какие гири уравновешивают ежа? (Гири в 1 кг и 2 кг.)

— Сколько всего килограммов весит еж, т. е. какова масса ежа?

Дети проговаривают, а затем записывают:

1 кг + 2 кг = 3 кг

— Расскажите о гирях, которые уравновешивают зайца.

— Поставьте вопрос о массе зайца.

Дети рассказывают:

«Зайца уравновешивают гири в 1 кг, 1 кг и 2 кг. Сколько всего килограммов весит заяц, т. е. какова масса зайца

— Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Надо сложить 1 кг, 1 кг и 2 кг.)

Дети записывают в тетрадях:

1 кг + 1 кг + 2 кг =

Воспитатель предлагает детям для получения правильного ответа воспользоваться счетными палочками.

— Сколько килограммов весит заяц? (4 кг.)

Дети записывают ответ в тетрадях. Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.

— Придумайте задачу про лисенка.

Дети говорят:

«Лисенка уравновешивают гири в 2 кг, 2 кг и 2 кг. Сколько всего килограммов весит лисенок, т. е. какова масса лисенка

— Решите задачу.

Дети проговаривают, а затем записывают:

2 кг + 2 кг + 2 кг =

После этого, воспользовавшись счетными палочками, получают ответ и записывают его в тетрадь. Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.

— Найдите массу медвежонка самостоятельно.

Для проверки воспитатель пишет равенство на доске.

Далее воспитатель рассказывает, что звери устроили на лесной поляне качели.

— В каком случае зверушки смогут покачаться на качелях? (Если с одной и другой стороны качелей масса сидящих будет одинаковой.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на одну сторону качелей уже сел лисенок, и предлагает рядом посадить ежонка.

— Какова будет масса лисенка и ежонка вместе?

Дети производят вычисления с помощью счетных палочек и делают вывод, что их масса будет равна 9 кг.

Воспитатель делает на доске рисунок:

— Кто сядет на другую сторону качелей? (Медвежонок и зайчонок.)

— Будут ли качели в равновесии? (Нет. Потому что заяц весит больше ежа, а медведь — больше лисенка.)

Далее дети самостоятельно перебирают варианты посадки зверей на качели.

— Кого вы посадите на одну сторону качелей? (Ежа и медведя.) Дети проводят ниточки от ежа и медведя к одной стороне качелей.

— Чему равна их общая масса? (3 кг + 7 кг = 10 кг.)

Дети записывают (печатают) равенство в клетках под качелями.

— Кого вы посадите на другую сторону качелей? (Зайца и лису.) Дети проводят ниточки от зайца и лисы к другой стороне качелей.

— Чему равна их общая масса? (4 кг + 6 кг = 10 кг.)

Дети записывают (печатают) равенство в клетках под качелями. Для проверки воспитатель записывает равенства на доске. Звери благодарят детей за помощь.

6. Осмысление (итог) занятия.

Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь. Воспитатель собирает детей около себя.

— Где вы сегодня побывали?

— Кому смогли помочь?

— Какие новые знания дали вам возможность помочь зверям?

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Лес как экологическая система» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Побываем у воды» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Синичкин день» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект внеклассного мероприятия по развитию математических представлений у учащихся с ОВЗ «Весы. Измерение массы»Конспект внеклассного мероприятия по развитию математических представлений у учащихся с ОВЗ «Весы. Измерение массы» Тема: «Весы. Измерение массы» Цели урока: -обучающие: закрепить знания единиц измерения массы (грамм, килограмм); уметь работать с разными.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

НОД по ФЭМП «Готовимся к Новогодним праздникам. Измерение предметов с помощью линейки» в подготовительной группе детей с ОНРНОД по ФЭМП «Готовимся к Новогодним праздникам. Измерение предметов с помощью линейки» в подготовительной группе детей с ОНР НОД по ФНМП «Готовимся к Новогодним праздникам» Цель: продолжать учить детей измерять предметы с помощью линейки; закрепить состав чисел.

НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка»НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка» НОД по парциальной образовательной программе «Игралочка» математического развития по теме: «Счет до пяти. Число и цифра 5» Цели: 1 формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию детей «Измерение массы» в подготовительной группе по программе «Игралочка»
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 20:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД