Марина Иванова
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мозг и его пять помощников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Составила и провела воспитатель Иванова Марина Александровна.
Тема: «Мозг и его пять помощников»
Цели: Познакомить детей с органами чувств: Обоняние, осязание, слух, зрение, вкус. Закрепить знания о частях тела человека. Воспитывать аккуратность, заботливое отношение к своему телу.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Мозг и его пять помощников“» размещена в разделах
Оборудование: Зеркала, картинка человека, лимон, конфета, лук, мандарин, духи, шишка, рисунки (мимика человека, дорожки.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа:
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами вспомним части нашего тела (голова, руки, ноги….)
-Скажите, что находится в голове?
Д: -Мозг.
В: А кто знает для чего он нам нужен?
Ответы детей:
В: -Мозг-самый главный орган. В него проходят сигналы из внешнего мира, а он отдаёт «приказы» всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком, думать, ходить, делать разную работу.
- Сегодня мы с вами познакомимся с вашими помощниками. Есть пять помощников на службе у человека. Это: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. С их помощью мы узнаем, что происходит во круг нас. Все эти чувства контролирует мозг.
Первый помощник :
В: Загадка: Брат с братом всю жизнь рядом, видят целый свет, а друг друга нет (глаза)
Благодаря нашим глазам мы многое видим. Возьмите зеркало в руки и посмотрите каждый на свои глаза. В середине нашего глаза есть маленький чёрный кружок. Он называется зрачок. Через него свет проникает в наш глаз и сообщает мозгу обо всё, что мы видим. Глаза бывают разные по цвету.
Проводится эксперимент: дети с завязанными глазами пробуют нарисовать цветок, и т. п. У ребят получается плохо.
-Ребята, какой сделаем вывод, хорошо быть зрячим или нет?
(ответы детей)
В6 а что бы наши глаза хорошо видели, нужно за ими ухаживать. А как?
(ответы детей)
Второй помощник :
Загадка: Оля ходит на концерты, посидеть послушать, и для этого нужны нашей Оле (уши)
В: -Уши помогают нам слышать всё во круг. Звук попадает в ухо и ударяется в перегородку, которая называется барабанная перепонка. С помощью ушей мы можем различать высоту звука, мы слышим музыку, речь.
-Ребята, а будет ли нам интересно смотреть какой-нибудь хороший фильм или мультфильм, если мы не будем слышать, о чём там говорят?
Д: Нет
Проводится эксперимент: с закрытыми глазами определить музыкальный инструмент (барабан, колокольчик, маракас, и др.)
В: Дети, а если человек по каким либо причинам не слышит как его называют?
Д: - Глухим.
В: Хорошо быть глухим?
(ответы детей)
В: - Конечно нет. Глухой человек не слышит, как красиво поют птицы, не слышит хорошую музыку, не слышит, что говорят ему родные и близкие. Скажите, а за ушами нужно ухаживать? Как?
(ответы детей)
Следующий помощник
Загадка : Если б не было его, не сказал бы ни чего (язык)
В: - Возьмите зеркало и посмотрите на свой язык. На нашем языке расположено множество сосочков (пупырышек, которые помогают нам определять вкус различных продуктов. Существует четыре основных вкуса: солёный, горький, сладкий, кислый. За каждый вкус отвечает свой участок на языке. Наш язык ещё может свернуться в трубочку, им можно пощёлкать.
Проводится эксперимент: с закрытыми глазами дети определяют по вкусу : лимон, конфета, солёный огурец, кофе.
Следующий помощник
Загадка: Запах пирожков от роз отличить сумеет (нос)
В: -Верно. С помощью носа мы определяем запахи: приятные или неприятные. Посмотрите в зеркальце на свой нос. Что это за отверстия?
-Ноздри.
В: -А зачем они нужны?
(ответы детей)
В: -В нутрии ноздрей находятся миллионы рецепторов, помогающих различать запахи. Когда мы едим, ощущаем вкус любой пищи не только с помощью языка,но и с помощью носа. Поэтому, если у нас насморк и заложен нос, еда будет казаться безвкусной.
Проводится эксперимент: ребёнок с закрытыми глазами определяет по запаху мандарин, лук, чеснок, духи, и т. п.
В: Как за носом нужно ухаживать?
И последний помощник :
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это (кожа)
В: С помощью кожи, в особенности на ладонях рук, мы распознаём всё, до чего дотрагиваемся. Благодаря осязанию мы чувствуем, что предмет холодный или горячий, мягкий или твёрдый, гладкий или шершавый, острый или тупой.
Проводится эксперимент: дети с завязанными глазами определяют предметы 1)шишка, игрушка, киндер сюрприз, и т. п.
2) идут босиком по дорожке – определяют мягкая, холодная, колючая, тёплая.
В: -Ребята как вы думаете, должны ли мы ухаживать за своей кожей?
-Каким образом?
(ответы детей)
Итог занятия:
В: Дети с какими помощниками мы сегодня познакомились, смогли бы мы без них обходиться?
(ответы детей)