Олеся Губанова
Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в
в старшей группе
по теме: «Весна пришла»
Автор конспекта НОД :
Губанова Олеся Ивановна, воспитатель, МКОУ Коченёвской СОШ №2
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Весна пришла“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
В интеграции с образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД:
мольберт, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки для составления рассказа по теме «зима» и «весна», сундук, клубок, мнемотаблица, солнце из картона, белый материал для имитации сугробов, гуашь, кисти, непроливайки с водой, салфетки, коктейльные трубочки, листы бумаги на каждого ребёнка.
Предварительная работа: беседа о признаках весны, разучивание стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится» по мнемотаблице, рассматривание иллюстраций с изображением весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, наблюдения на прогулке.
Индивидуальная работа: с Маргаритой Г, Дашей П- закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.
Цель:Развитие речи детей в процесе закрепления знаний о весенних явлениях.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи
(п. 2.6 ФГОС ДО) Вид деятельности
(2.6; 2.7 ФГОС ДО) Формы реализации Программы
(2.11.2 ФГОС ДО) Средства реализации
ООП
(2.11.2 ФГОС ДО) Планируемые результаты
(4.6 ФГОС ДО)
Развивать интерес к познавательной деятельности; вызвать эмоциональный настрой у детей. Игровая, познавательно-исследовательская
Коммуникативная игра, игровой момент, решение проблемы.
Письмо, с изображением белого медведя, белый материал имитирующий сугробы
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания,
включение в общение и взаимодействие со взрослым.
Содержание ННОД:
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, - нам шепчут цветы,
Доброе утро, - журчат ручейки,
Доброе утро, - шумят тополя,
Доброе утро, - родная земля.
Доброе утро, - солнцу и птицам,
Доброе утро, - улыбчивым лицам!
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
Сюрпризный момент:
(Раздаётся стук в дверь, в музыкальный зал входит младший воспитатель и отдаёт письмо, которое передал почтальон для детей старшей группы «Сказка», воспитатель благодарит Юлию Александровну)
Воспитатель: Ребятам старшей группы «Сказка»». Посмотрите, на конверте кто-то изображён. Кто же это? (воспитатель демонстрирую детям конверт)
Дети: Белый медведь.
Воспитатель: а где белые медведи живут?
Дети: на севере.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь (воспитатель открывает письмо и читает)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам медведь Умка. Ребята, что же мы будем делать с просьбой мишки?
Высказывания детей.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: После, какого времени года наступает весна?
Ответы детей (После зимы.)
Воспитатель: Назовите весенние месяцы по порядку.
Ответы детей (Март, апрель, май.)
Воспитатель. Какой сейчас месяц?
Дети:(Март).
Воспитатель: Молодцы.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи
(п. 2.6 ФГОС ДО) Вид деятельности
(2.6; 2.7 ФГОС ДО) Формы реализации Программы
(2.11.2 ФГОС ДО) Средства реализации
ООП (2.11.2 ФГОС ДО) Планируемые результаты
(4.6 ФГОС ДО)
Учить детей умению составлять описательный рассказ о весне;
1. уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» : весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, ручей, птицы, набухать);
2. Закреплять умение детей рассказывать стихотворение И. Ф. Тютчева, «Зима недаром злится»
3. Опираясь на мнемотаблицу. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
4. Развивать связную речь, умение слушать товарища, стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
5. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
6. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления.
-совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений). Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания, подбирать антонимы. Побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений.
подбирать слова с противоположным значением.
1. Воспитывать доброе отношение к природе, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей: пожалеть, сочувствовать, помочь;
воспитывать дружеские отношения, уважение и желание выслушать друг друга.
игровая,
двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы. Рассматривание, обследование, наблюдения,
игровые ситуации,
художественное слово,
дидактическая игра, проблемные ситуации, двигательная деятельность. Ящик в котором находятся клубок и мнемотаблицы, маленькое, картонное солнце, картинки для составления рассказа по теме «зима» и «весна», Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки, овладение способами познавательной деятельности, решать интеллектуальные задачи. Любознательность и активность.
Дети интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними, эмоционально вовлечены в действия с предметами, владеют активной речью включённой в общение, «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Позволяет практически применить знания, полученные детьми ранее. Организационный момент создаст мотивационную готовность детей к организованному взаимодействию с педагогом, грамотное сочетание разнообразных видов деятельности (двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская) позволит сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.
Содержание ННОД:
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?
Высказывания детей
Воспитатель:кто-то нас не хочет пропускать, кто же это, как вы думаете (звучит музыка «Вьюга»)
Ответы детей
Воспитатель: Да, я тоже думаю, что это зима, а почему зима не хочет нас пропускать?
(предположения детей)
Воспитатель:Она не хочет уступать место весне, что же нам делать, как вы думаете?
(высказывания детей)
Воспитатель:Давайте зиме расскажем о весне, что весной происходит, она и подобреет
(игра на развитие умения подбирать антонимы)
Воспитатель:Ребята, а зиму с весной не перепутаете? - Давайте проверим.
-Зима ушла, а весна - (пришла.)
-Зимой - холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)
-Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей (солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее).
- Зимой сугробы высокие, а весной?
(Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т. д.
-Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)
-Зимой погода часто пасмурная, а весной (ясная)
Воспитатель:Какие вы молодцы, ну что подобрела зима, пропустит нас? Послушайте музыку (звучит спокойная музыка)
Ответы детей
(воспитатель убирает препятствие, и дети проходят)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
(дети увидели сундук)
Воспитатель:Что же там может быть?
(предположение детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим (воспитатель достаёт клубок)
Воспитатель:Что это такое?
Ответы детей
Воспитатель: Вот вам таинственный клубок, а кто этот клубок возьмёт, тот примету весны назовёт (дети встают в круг,весна пришла потому что; пригревает солнце, тает снег, появляются проталинки).
-Весна какая? (теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая.
(под музыку передаётся клубок,музыка останавливается ребёнок называет приметы весны)
-молодцы ребята, вы справились с заданием и назвали приметы весны.
Воспитатель:Ребята, мне кажется, что там ещё, что – то есть.
(Дети находят в сундуке мнемотаблицу).
Воспитатель:Что это такое?
(ответы детей)
Воспитатель:А для чего она нужна?
(высказывания детей)
Воспитатель: Ребята, а как называется стихотворение?
Ответы детей(«Зима недаром злится»)
Воспитатель:А написал это стихотворение кто?
Ответы детей («И. Ф. Тютчев»)
(дети рассказывают стихотворение, коллективно и индивидуально)
Воспитатель: отчего у нас в зале так светло и тепло?
Ответы детей
Воспитатель: посмотрите, кто это за нами наблюдает с высоты?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, это солнышко
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон)
- Солнце круглое как (мячик, шарик)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка)
-Солнце жаркое как (костер, огонь….)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это? (На столе разложены картинки с приметами зимы и весны)
Высказывания детей
Воспитатель: Да, вы правы, это картинки, а какое время года на них изображено?
Высказывания детей:
Воспитатель: Да, зима и весна, а унас сейчас какое время года?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно весна, но здесь всё перепутано, кто-то перепутал картинки, кто же это, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Наверное Зима всё перепутала, но мы с вами все исправим, присаживайтесь на стульчики. Ребята нужно выбрать картинки с приметами весны и прикрепить их к мольберту.
(вызванный ребёнок выбирает картинки с приметами весны, а остальные дети проверяют)
Воспитатель:Красиво получилось, молодцы! Так, какое же время года у нас на картинках?
Высказывания детей
Воспитатель:Ребята, а что с этими картинками мы будем делать?
Высказывания детей.
Воспитатель: Конечно, составить рассказ по картинкам. Ребята, но нам нельзя забывать про письмо, ведь Умка ждет ответа. Вы будете составлять рассказ, а я буду записывать ваш рассказ на лист бумаги, чтобы отправить его мишке, но прежде послушайте мой рассказ.
(Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает, журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Животные весной просыпаются. Дети одеваются по весеннему. Они помогают взрослым, капают и сажают. Дети рады весне.)
-Вам понравился мой рассказ?
-А теперь вы попробуйте рассказать сами. Начнет Ваня (если у ребенка не полный ответ воспитатель предлагает другому дополнить) -продолжит Надя….
Воспитатель:Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, я уверена, что Умке он очень понравится.
Ребята давайте немного поиграем и отдохнём. (дети встают в круг)
Физ. минутка «Весна»
Солнышко-солнышко, золотое донышко (Руки поднимаем вверх)
Побежал в саду ручей (Сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)
Прилетело сто грачей (Имитируем движения руками, как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают (Медленно приседаем)
А цветочки вырастают (Медленно поднимаемся)
Заключительная часть (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)
Образовательные задачи
(п. 2.6 ФГОС ДО) Вид деятельности
(2.6; 2.7 ФГОС ДО) Формы реализации Программы
(2.11.2 ФГОС ДО) Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО) Планируемые результаты
(4.6 ФГОС ДО)
Закреплять умения детей рисовать нетрадиционными способами «Кляксография», «Тычёк»;
Подведение итогов НОД. Обобщение полученного ребёнком опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Содействовать доброжелательному общению детей друг с другом, взрослым;
Содействоватьсамо регуляции собственной деятельности Коммуникативная,
Игровая. Свободное общение, речевая деятельность.
Беседы, обсуждения.
Фронтальная работа-
Коллективная.
Гуашь, листы бумаги, кисти (мягкая и жёсткая, непроливайки. Выявлены знания, полученные в течение учебного года. Развиты внимание, мышление, творческие способности дошкольников.
Осознание себя как участника
познавательного, творческого процесса.
Содержание ННОД:
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это (воспитатель и дети обращают внимание на столы, где всё приготовлено для рисования нетрадиционным способом «Клаксография»и»Тычёк»)
Высказывания детей.
(на столе лежит образец рисунка «Одуванчик», нарисованный способом «Кляксография» и «Тычёк»)
Воспитатель: Скажите, а что мы будем с этим всем делать?
Высказывания детей.
-Да, мы будем рисовать.
Воспитатель: А для кого мы будем рисовать?
Ответы детей.
- Ну а зачем нам нужно нарисовать этот рисунок?
Ответы детей.
- Что бы порадовать «Умку»
Воспитатель: Ребята, а как же мы будем рисовать, как называется такой способ рисования,как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно, этот способ рисования называется «Клаксография» и «Тычёк», а рисовать мы будем весенний цветок, как он называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, это одуванчик, мы нарисуем цветы, а когда рисунки высохнут, сложим их в конверт и отправим мишке вместе с рассказом о весне, Умка будут очень рад!
-Ребята, начнём мы рисовать со стебелька и листьев, их мы нарисуем способом «Кляксография»
(дети под музыку рисуют стебель и листья способом «Кляксография»с помощью коктейльных трубочек и гуаши, раздувания капель гуаши.)
Воспитатель: А сам цветок мы нарисуем способом «Тычка», жёсткой кистью.
Кисточку возьму вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо, влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девица в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём
Мы рисуем: раз, раз…
Всё получится у нас!
Воспитатель: Какие красивые цветы вы нарисовали, вы большие молодцы!
Ребята давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, а зачем вы всё это делали?
Высказывания, рассуждения детей.
Воспитатель: Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу, попрощайтесь с нашими гостями.