Лидия Васильевна Шигеева
НОД по развитию речи в средней группе «В гостях у веселого «Язычка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Объяснить детям артикуляцию звука «р», упражнять их в произношении изолированного звука, звука в слоге, в разных словах.
2. Способствовать развитию фонематического восприятия, упражнять
детей в умении определять наличие звука в слове.
3. Упражнять в выразительном чтении стихотворения Г. Кружкова «РРРЫ».
Ход занятия.
- Ребята, вы любите ходить в гости? (Да).
Публикация «НОД по развитию речи в средней группе „В гостях у веселого „Язычка“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Сегодня утром я получила приглашение в гости. Его прислал нам «Весёлый язычок». Он приглашает нас в царство звуков.
«Дорогие дети, я жду вас с нетерпением к себе в гости.
Будем весело играть, время даром не терять».
- Отправляемся в гости (дети подходят к большому зеркалу, расположенному в уголке развития речи. На зеркале расположена фотография «Язычка»).
Читаю стихотворение: «Жил весёлый язычок,
Дом закрыл свой на крючок.
Хоть один он проживал,
Но никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался, -
Руки вверх и руки вниз,
А потом и поклонись (дети выполняют).
- А сейчас выполним зарядку для язычка (выполняем артикуляционную гимнастику).
1. Часы стучат, часы идут, часы покоя не дают.
2. Ел он вкусное варенье – это было наслажденье.
3. Я сегодня веселюсь, улыбаюсь и смеюсь.
- В нашем государстве звуков есть самый рычащий, рокочущий, рыкающий звук.
- Как вы думаете, что это за звук? (Звук «р»).
- Давайте произнесём этот звук (произносят «р-р-р»).
-Определите, где находится кончик языка при произношении этого звука?
(в руках у каждого ребёнка находится зеркало, ребёнок смотрит и произносит). За верхними зубами.
-И что происходит с языком?
(струя воздуха заставляет его дрожать).
- Звукоподражаний и слов, в которых есть звук «р» очень много.
-Я вам предлагаю проговорить некоторые из них. Проговариваем:
(кар-р, кря-кря, крак-крак, гру-гру, рак, река, ромашка, рукавичка, розовый).
-А сейчас я проговорю ещё слова со звуком «р», а вы попробуйте их запомнить: рак, ракета, рама, руль,
Рита, Рая, ридикюль,
Рот, работа, робот Рома-
Повтори – ка, Тома.
(Дети называют запомнившиеся слова).
- Молодцы! Но почему-то звук «р» загрустил.
- Звук «р» раздосадован,
Почему он не обрадован?
Хуже всех он получается,
Потому и огорчается.
-Он кричит: «Запоминайте, и все дружно выполняйте!
Язычок вверху держите, а края его прижмите.
Со всей силой выдувайте, ничего не забывайте.
Язычок должен дрожать, если правильно держать».
(дети произносят звук «р»).
- Язычком мы поработали, давайте немного отдохнём, поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Многоножки» :
«Жили-были многоножки,
Очень тоненькие ножки.
Они быстренько бежали,
Никого не обижали.
Их никто не мог догнать,
Потому что ножек пять.
- А сейчас я вас приглашаю на полянку поиграть с Петрушкой. Вставайте в круг. Петрушка придумал очень славную скороговорку, в которой много слов, начинающихся на «кар-р». Сначала послушайте её (читаю).
-«Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки скороговорки:
Кар-р низ
андаш
Кар-р тошка
тонка
ета
туз
(проговариваем 2 раза).
- Петрушка принёс нам интересные книжки. Давайте рассмотрим картинки и назовём предметы, которые вы видите (работают за столами).
- А теперь поставьте фишку на картинки, в названиях которых есть звук «р». (Расставляют фишки. Петрушка проверяет и хвалит детей).
- Петрушка принёс разрезные «волшебные картинки». Попробуем составить целое. Посмотрим, что получилось? (4 человека работают у магнитной доски).
- Получился «лев» и «тигр». Произнесите слово –лев- и слово –тигр-.
В каком слове есть звук «р»? (в слове «тигр»).
- Дети, давайте свпомним знакомое вам стихотворение «РРРЫ» (я читаю, дети помогают).
«Вышел лев из-за горы
И, подумав, молвил «ррры»!
Прилетели какаду:
«Что имели вы в виду?
Разорву и растерзаю?
Разорву и раскидаю?
Распугаю всех подряд?» (пауза)
Лев сказал: «Я просто «РРРАД»!
- Теперь, когда мы умеем правильно произносить трудный звук «р» - читать это рыкающее стихотворение – одно удовольствие.
- Давайте почитаем его по ролям, т. е. покажем маленькое представление:
Я-автор, Лев-Игорь, какаду- Лиза и Даша (инсценируем стихотворение).
-Проговаривать стихотворение нужно выразительно, чтобы звук «р» слышался хорошо.
- Молодцы! Замечательно получилось. Все постарались. Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось в гостях у «Язычка»? Интересно было?
-Язычок приготовил для нас «Волшебный сундучок». Закройте глаза и определите на ощупь, что же в нём (В сундучке конфеты-карамельки).
Дети угощаются. Занятие закончено.