МААМ-картинки

НОД по развитию связной речи по форме проведения «Загадки» с использованием мнемотехники

анна спирина
НОД по развитию связной речи по форме проведения «Загадки» с использованием мнемотехники

Цель:

Обучение навыкам построения загадок посредствам мнемосхемы.

Задачи:

1. Закреплять навык связного рассказывания с помощью мнемосхемы.

2. Развивать языковое чувство через умение понимание смысла образных выражений, сравнений, загадок.

3. Обобщать и систематизировать знания детей о зимующих птицах.

4. Развивать память, слуховое внимание, зрительное восприятие.

5. Развивать фантазию и воображение, логическое мышление, связную речь.

Публикация «НОД по развитию связной речи по форме проведения „Загадки“ с использованием мнемотехники» размещена в разделах

6. Воспитывать в детях любовь к птицам через художественное слово (стихотворение, загадки).

7. Воспитывать навыки сотрудничества у детей, умение слушать собеседника.

Ход занятия.

1. Мотивация.

В. - Ребята, закройте глаза. (Звучит музыка – чирикает воробей, стрекочет сорока, каркает ворона.) Откройте глаза. Что вы слышали? (чирикает воробей) Правильно, воробей! (воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением воробья)

В. - Закройте глаза еще раз (звучит стрекот сороки). Откройте глаза, что вы услышали? (стрекот сороки) Верно, это стрекот сороки (воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением сороки)

В. - Закройте глаза еще раз (каркает ворона). Откройте глаза, что вы услышали? (стрекот сороки) Верно, это стрекот сороки (воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением сороки)

В. – Ребята, посмотрите на доску, эти птицы оставили нам послание! (Лапками птиц написано слово зима) Что вы видите? Ребята, как можно назвать одним словом всех этих птиц, которые зимой оставили нам такое послание? (зимующие) А каких зимующих птиц вы еще знаете? (Ребята называют зимующих птиц, воспитатель вывешивает их на доску)

2. Основная часть.

В. – Ребята, сейчас я задам вам очень сложный вопрос, ответить на него сможет только тот, кто меня внимательно слушает:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Что я вам сейчас прочитала? (ответы детей)

Это загадка, потому что в ней говорится о птице, но не называется, какая это птица. В загадке присутствует образное сравнение – то с чем сравнивают птицу в загадке, ее отличительные черты. Загадкой может быть и стихотворение, и рассказ, в котором никогда не произносится название загаданного героя.

В. - Сейчас я Вам прочитаю текст, а Вы мне скажите загадка это или нет:

В середине января

Слышно пенье снегиря,

То запела пташка

Красная рубашка

Это стихотворение, потому что в нем названа птица о которой говорится – снегирь. В загадке птица не называется.

В. – Ребята, отгадайте загадки:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? (Ворона)

У них глаза большие,

Хищный клюв-всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Сама болтливая. (Сорока)

Гладенький, аккуратненький

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (Дятел)

Пальчиковая игра «Дятел» - координация движения с речью.

(Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони)

Я по дереву стучу.

Хоть он скрылся под корой.

Червячка добыть хочу.

Все равно он будет мой.

Дидактическое упражнение «Составь загадку» с использованием мнемосхемы.

В. - Ребята, зимующие птицы еще оставили нам письмо! Давайте посмотрим, что же в этом письме! Какие-то рисунки – это картинки –схемы!

Давайте рассмотрим каждую из них. На первой картинке изображено крыло и снежинка, как вы думаете, что эта картинка обозначает? Крыло – значит птица, ведь только у птиц есть крылья. Снежинка – означает зиму. Получилось – зимующая птица.

На второй картинке нарисованы три круга разной величины – что же это может означать? эта картинка поможет нам назвать размер птицы, о которой мы будем придумывать загадку.

Третья картинка – радужный круг и перо. Как вы думаете, что она означает? (Какого цвета оперение птицы)

Четвертая картинка – три головы птиц с разными клювами и знак вопроса. Что же она означает? Эта картинка означает – чем отличается клюв.

Пятая картинка – три вида птичьих лап и знак вопроса. Что же она означает? Эта картинка означает – чем отличаются лапы и как птица передвигается на них.

Шестая картинка – три вида хвоста. Как вы думаете, что она означает? Она означает – чем отличается хвост.

Седьмая картинка - виды корма птиц. Догадались, что она означает? Она подскажет нам - чем питается птица.

И, восьмая картинка – гнездо с птенцами. Как вы думаете, что она означает? Означает – где строят гнезда птицы и когда выводят птенцов.

Схемы-картинки разобрали. О чем же хотели попросить нас зимующие птицы, как вы считаете? Птицы бы хотели, чтобы о них мы составили загадки!

Давайте, попробуем вместе составить первую загадку! Какую птицу вы выбираете?

Нужно выбрать отличительные черты той или иной птицы и разложить наши картинки –схемы для помощи.

«Это зимующая птица. Маленькой величины. Грудка желтая с черным галстуком. Спинка черная с зеленым отливом. Голова черная, щечки – белые. Любит питаться зимой – пшеном и салом.»

Давайте теперь повторим загадку вместе. Кто попробует сам повторить?

Теперь разделимся на 2 команды. Каждая команда по очереди будет загадывать загадки с помощью мнемосхемы для другой. Победит та команда, которая лучше будет загадывать загадки.

Команде победителю вручаются призы.

3. Физминутка

«Вороны»

Вот под елочкой зеленой (встать)

Скачут весело вороны: (попрыгать)

Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают (махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)

4. Рефлексия.

Что такое мнемосхема? Чем помогла мнемосхема в составлении загадок? Что такое «образное выражение» в загадках? Чем образное выражение помогает отгадать загадку? Что больше всего понравилось отгадывать загадки или самим придумывать? Почему? (дети делятся своими впечатлениями) Ребята, спасибо вам за то, что вы такие внимательные, любознательные. Сегодня мы с вами пойдем на прогулку и покормим птиц на участке.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники для работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Пояснительная записка “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать.

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у дошкольников Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Конспект НОД по развитию речи «Теремок» с использованием мнемотехники во второй младшей группе Задачи: Образовательные: учить детей передавать содержание сказки связно, в логической последовательности, с использованием мнемодорожки;.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Времена года» в подготовительной группе Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники " Времена года" в подготовительной группе Цель: Обобщать представления детей.

Конспект НОД по развитию связной речи «Золотая осень» в старшей группе с использованием метода моделирования и мнемотехники Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем. Задачи: 1. Образовательные: формировать представления.

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе с использованием мнемотехники «Весенняя пора» Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе с использованием мнемотехники «Весенняя пора» Цель: формировать умение составлять.

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами мнемотехники «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж» .

Консультация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ красивой, грамотной, чёткой речи, что является важным условием умственного.

Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием.

Проект «Дидактические игры с использованием мнемотехники в развитии связной речи детей» в старшей группе по теме «Домашние и дикие животные» Вид проекта: творческий. Продолжительность: две недели Сроки проведения: 12.11.2018г. по 29.11.2018.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию связной речи по форме проведения «Загадки» с использованием мнемотехники
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 18:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД