Марина Шемякина
НОД по экологии «В зимнем лесу Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
«В зимнем лесу Кузбасса»
Цель: Обобщить и систематизировать накопленный речевой материал по теме «зима», познакомить с картиной и Ивана Шишкина «Зима».
Задачи:
- обобщение представлений о зиме, зимних явлениях в природе;
-расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима»;
-совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного восприятия изображаемого;
-совершенствование синтаксического строя речи, предложения с противопоставлением;
Публикация «НОД по экологии „В зимнем лесу Кузбасса“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-совершенствование навыка слогового анализа слова;
Оборудование: снег, лед, запись звука вьюги и ветра в зимнем лесу, изображение картин на экране, И Шишкина «Зима», мяч.
В ходе занятия использованы стихотворение Никитина «На дворах и домах.», для подготовки занятия использовалась следующая литература «Четыре времени года» Н. В Нищеева, С-П 2015 год, Комлексные занятия для старшей группы по ФГТ, «Материал к занятиям по развитию речи» Т. И Подрезова, М. ,Айрис пресс, 2008г.
В презентации слайд 1 нажать 2 раза
Когда зашли дети -слайд 2
- На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из- под черных кудрей…
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
-О каком времени года идет речь, кого приветствует автор стихотворения?
- Сегодня мы продолжим разговор о зиме, вспомним то, о чем мы уже говорили, познакомимся с изображение зимнего леса в картинах известных художников.
- .А теперь скажите,какие звуки вы услышали, когда входили в зал (д. шум ветра и вьюги)
-Ребята, а вьюга какая (холодная, злая, колючая)
- А ветер какой (зимний, студеный, злой)
-Закрыв глаза, вдохните глубоко воздух и попробуйте определить, какой запах вы почувствовали….)
- Да, ребята, вы угадали, это действительно снег.
-Снег и лед, эти явления связаны с приходом зимы. Возьмите по кусочку льда и снега в руки, теперь сравним их и расскажем об этом. Я буду начинать предложения, а вы продолжите и завершите.
Снег мягкий, а (лед твердый)
Снег пушистый, а (лед гладкий)
Снег белый, а (лед прозрачный)
Снег тает быстрее, а (лед медленнее.)
-очень хорошо, молодцы.
- На предыдущих занятиях мы с вами говорили зиме, о том, что происходит в природе с ее приходом. (повторяем приметы зимы)
- Ребята, а каков лес зимой (тихий, холодный, пустой.)
Сейчас я предлагаю вашему вниманию картину с изображением леса Кузбасса зимой.
Прошу вас рассказать о том, что вы видите, и используйте в своей речи слова, отвечающие на вопрос какой?
- Какое время года наступило (наступила холодная зима)
-Что лежит на деревьях, земле (на деревьях и земле лежит пушистый снег)
-Какие деревья зимой (деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими)
-Какое небо? (небо высокое и ясное)
-Какой воздух (воздух морозный и чистый)
Молодцы, вы очень хорошо ответили на мои
вопросы, прогуляемся по зимнему лесу.
Слайд 3
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, карликами стали дети.
А потом все дружно встали, великанами мы стали.
Дружно хлопаем в ладоши,
Дружно топаем ногами, хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.
Слайд 4 нажать 2 раза
Прошу вас обратить внимание на экран, на нем вы видите картину Ивана Шишкина «Зима»
Сейчас Матвей и Степан нам расскажет о том, что нарисовано на картине, а вы внимательно слушайте и позже мы выслушаем ваши дополнения.
Рассказ ребенка. (Д. з дано заранее)
Слайд 5 нажать 2 раза
Рассказ по картине «Зимний вечер» Игоря Грабаря. Выступление ребенка, подготовленного заранее.
Текст. На картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля и крыша баньки и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садиться солнце и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке виден лес Звучит звуковая запись вьюги и ветра. На слайде изображение зимы.
Рассказ по картине «Зима» :
-На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и молоденьких елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое, морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветках старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.
Игра с мячом
«Какой лес?»
- Ребята, во время рассказа прозвучало слово «ельник», кто-нибудь может предположить, что это такое?
-Ельник, это лес из елей. Давайте вспомним, как называется лес из других пород деревьев растущих в Кузбассе. Я предлагаю встать в кружок, я называю породу дерева, а вы название леса, где растут эти деревья.
-Лес из осин, осиновый лес (осинник)
-лес из берез, березовый лес (березняк)
-лес из дубов, дубовый лес (дубрава)
-лес из лип, липовый лес (липняк)
-лес из сосен, сосновый лес (сосняк)
- лес из елей (ельник)
Я предлагаю поиграть еще в одну игру с мячом «Бывает- не бывает» Я буду называть то, что я видела в лесу, а вы, если это возможно и бывает,ловите мяч, если нет, отталкиваете его.
- в лесу зимой я встретила серого зайца. (не бывает, заяц меняет цвет шерсти зимой)
-я видела скачущую белку (бывает)
- на ней была рыжая, яркая шубка (не бывает, шерсть становится бурой, серой)
- на полянке мы наблюдали за медведицей с медвежатами (зимой этого не бывает, медведи появятся весной, выводок появится ближе к весне)
- птичка- кедровка в лесу ловко щелкала орехи
(бывает, кедровка питается кедровыми орехами – в лесу заливисто поет иволга и ей попевает воробей (иволга не зимует в наших лесах, это перелетная птица)
-Возле болота прыгали лягушки и ловили ртом комаров (не бывает, лягушки впадают в анабиоз, комары появляются только с приходом весны)
-постукивание дятла далеко раздавалось в морозном воздухе (бывает)
Раздели слова на слоги Слайд 6 нажать 6 раз
Ребята, пока мы гуляли по лесу, на нашу поляну прилетели птицы.
- Как вы думаете, каких птиц мы встретим в зимнем лесу Кузбасса….)
-Молодцы, а теперь разделим слова на слоги и посчитает количество слогов.
Сне-гирь, - 2 слога;
си- ни-ца,-3 слога;
дя-тел, во-ро-бей, ке-дро-вка, во-ро-на, сви-ри-стель…
Подведение итогов -Здорово, вы справились сегодня со всеми заданиями, я вами очень довольна.
Мы рассматривали с вами картины.
-Кто же их написал?
-Какая из картин вам понравилась больше?
-О чем же мы сегодня беседовали?
-Что больше всего вам понравилось?
Слайд 7 (спасибо за внимание)
Резервное задание Заучивание стихотворения о зиме.
-Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.