Валентина Федорова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в логопедической группе «Что мы знаем о воздухе и воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность в логопедической группе
Познавательное занятие «Что мы знаем о воздухе и воде?»
(с элементами экспериментирования)
Задачи образовательных областей :
Познание : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; учить умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования в логопедической группе „Что мы знаем о воздухе и воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Коррекционно-развивающие: активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации опытов; обогащать словарь, подбирать прилагательные.
Коммуникация: воспитывать самостоятельность в общении, умение работать в коллективе, развивать внимание, закрепить представления детей о бережном отношении к природе.
Художественное творчество: учить создавать различные образы – деревьев, цветов и др. с помощью техники (кляксография с трубочкой); воспитывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности.
Материалы: мыльный пузырь и капелька; глобус ; листочки бумаги, мяч; надувной бассейн; стаканчики с водой и трубочки; камень; брусок деревянный, кисточки; краски; панно; ноутбук.
Ход НОД:
Ребята, посмотрите, что это такое? (мыльные пузыри)
Какие они? (лёгкие, большие, маленькие, летящие)
Мыльный пузырь лопнул, и превратился в капельку.
А что такое капелька? (Это вода)
Подойдите к глобусу, посмотрите, всё, что вы видите голубого цвета – это всё вода.
Большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан)
- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?
- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
Ребята, мы сегодня поговорим о воздухе и воде, и узнаем, какими свойствами они обладают, и я предлагаю поэкспериментировать. Хотите? Тогда приступим к исследованиям.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (Стекло, вода)
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
Когда дует ветер, какой звук мы слышим? (УУУ)
А теперь закройте глазки, и изобразите сильный ветер.
Посмотрите, ветер подул и прикатил нам мяч.
Кто загадает загадку о мяче?
«Кинешь в речку не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. А играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри?. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?
- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.
Опыт 1:
Вдохните воздуха и подуйте.
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)
- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)
- Давайте проверим.
Опыт 2:
- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в бассейн с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух. Давайте проверим, есть ли воздух в камушке? В меле? Опустите их в воду.
- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (они утонули)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)
- А почему он не тонет? (потому что он легкий)
Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- Ребятки, вода это что? (жидкость) А воздух – это невидимый газ
- Что можно делать с водой? (наливать, переливать) Ребята, вчера на прогулке мы оставили на улице воду в формочке, посмотрите, во что она превратилась? (в лёд)
- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)
- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)
А имеет ли вода цвет? А воздух какой? (тоже бесцветный)
- А может ли вода изменить свой цвет? (может если в нее положить краску)
- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (дети размешивают краску в воде)
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску)
- На какой сок похож? (лимонный)
- А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный)
- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)
- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)
- А если соль? (соленая)
- Лимон? (кислая) Попробуйте воду в стаканчиках.
Ребята мы провели опыты, и какие сделали открытия?
Чем похожи воздух и вода, и чем отличаются? (воздух это невидимый газ, а вода жидкость. Воздух и вода - бесцветные, прозрачные, без запаха, безвкусные.)
Ребята, может ли всё живое на Земле существовать без воздуха и воды? (Без дыхания и воды жизни нет)
Здоровье на Земле очень зависит от того, каким мы воздухом дышим, и какую воду пьём!
Что можно сделать для того, чтобы воздух и вода были чистыми. (Посадить деревья, цветы; не засорять реки и озёра)
Пройдите на полянку, удобно ложитесь на спинки, закройте глазки, представьте, что вы на берегу озера, вода чистая прозрачная, вокруг красивые деревья, разноцветные цветы, мы вдыхаем свежий чистый воздух, дышим легко, глубоко, светит яркое, тёплое солнышко.
Откройте глаза. И я предлагаю вам стать волшебниками и изобразить на панно всё то, что может воздух и воду сделать чистым и полезным. А поможет вам в этом капелька воды. (Дети выдувают трубочкой)
Расскажите, что получилось? (деревья, чтобы воздух всегда был свежим, цветы, чтобы было весело и приятно, я изобразила медузу в чистом прозрачном море)
Молодцы! А какое правило мы должны помнить, чтобы воздух и вода всегда были чистыми? (Люби и береги природу и всё что нас окружает)