Наталья Коновалова
НОД «Путешествие в осенний лес» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с природой и природными явлениями, формирование элементарных экологических представлений, воспитание умения правильно вести себя в природе.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
- закрепить знания о перелетных птицах;
- закрепить знания детей о характерных признаках, с помощью моделей каждого класса животных;
Развивающие: совершенствовать связную речь, упражнять в подборе определений.
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «НОД „Путешествие в осенний лес“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие.
Ход занятия
1. Организационный момент
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Ребята вы взяли за руки тех, кто стоит рядом с вами, и ощутили тепло рук ваших друзей, которые будут, вам добрыми помощниками нашем занятии.
2. Объявление темы занятия.
Загадка.
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
Дети:
Лес.
Воспитатель:
Правильно, лес. А вы знаете что такое лес?
Дети:
В лесу растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.
Воспитатель:
Молодцы!
Скажите мне пожалуйста какое сейчас у нас время года?
Дети:
Осень.
Воспитатель:
Если сейчас осень, то в какой лес мы с вами пойдём?
Дети:
В осенний.
Воспитатель:
Ребята прежде чем отправиться в лес давай те повтори правила поведения в лесу.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу").
Дети:
- Нельзя шуметь.
- Нельзя разорять муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц и брать яйца.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
-Нельзя мусорить.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, с вами я могу пойти в лес. Закройте глаза.
II Основная часть занятия.
(Звучит музыка «голоса леса»)
Воспитатель: (выставляет плакат осенний лес)
- Вот и лес. Какая красотища! Ребята, посмотрите вокруг что вы видите?
Дети:
- Много разных деревьев и кустарников, под ногами разноцветные листья.
Воспитатель: А какие деревья растут в лесу?
Дети: дуб, береза, рябина, осина, елка, сосна.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем.
Игра «Какой лист?»
на березе, какие листья? - берёзовые
на рябине – рябиновые
на дубе – дубовые
на клене - клиновые
на осине - осиновые
на липе - липовые
Воспитатель:
Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Дети :
- Становится холодно, солнце не греет, дни становиться короче, а ночи длиннее, погода пасмурная,часто идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:
Молодцы!
Ребята давайте походим по листьям и послушаем, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
Дети:
- На ковёр.
Воспитатель:
Ребята, скажите, называется явление, когда опадают листья?
Дети:
Листопад.
Воспитатель:
А вы знаете почему деревья сбрасывают листву?
Дети: они готовятся к зиме
Воспитатель:
Осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает и корням деревьев все труднее становится добывать из нее воду. К зиме дерево совсем перестает получать воду и питание из почвы. Если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вода испарилась бы через их поверхность и дерево тогда погибло. А еще осенью дерево выбрасывает в листочки все плохие, ненужные вещества, которые накопились в дереве за лето. Именно поэтому лиственному дереву необходимо сбрасывать листву осенью перед долгой и холодной зимой. Сбрасывая листья, природа защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.
- Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад!
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Воспитатель:
- Ой, ребята, что- то мы расшумелись. Забыли правило -в лесу шуметь нельзя. Мы мешаем лесным жителям готовится к зиме.
А как животные готовятся к зиме?
Дети:
- Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой, а некоторые животные на зиму засыпают.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Предлагаю вам сыграть со мной еще в одну игру. «Кто где спит?». Я называю животного, а вы говорите мне, где они спят
Лиса - в норе
Волк - в логове
Белка - в дупле
Заяц -под кустом
Медведь - в берлоге
Воспитатель:
Ребята, предлагаю отдохнуть на этой красивой опушке.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Воспитатель:
Как вы думаете какие птицы могли бы к нам прилететь?
Дети:
- Дятел, кукушка, вороны, воробьи, синички.
Воспитатель: Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
Дети:
- Нет, некоторые улетают на юг.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают на зимовку в теплые края?
Дети:
- Перелётные.
Воспитатель:
- Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Журавли, гуси, жаворонки, скворцы, ласточки.
Воспитатель:
- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Дети: Зимующие.
Воспитатель:
Чем питаются зимующие птицы?
Дети:
- Ягодами рябины, зёрнами растений.
Воспитатель:
- Как мы можем помочь птицам перезимовать холодную зиму?
Дети:
- Делать кормушки, не забывать добавлять в них корм.
Воспитатель:
-Каких зимующих птиц Вы знаете?
Дети:
- Воробьи, голуби, синицы, вороны, сорока.
III Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. На этом наше путешествие в лес окончено. Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц в нем живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и сживет по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.
А с какой целью человек ходит в лес?
Дети:
- Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.
Воспитатель:
- Почему говорят: «Лес – наше богатство»?
Дети:
- Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.
Воспитатель:
Молодцы!
- А вы знаете как люди еще используют лес?
Дети:
- Из дерева изготавливают игрушки, посуду, мебель, бумагу, музыкальные инструменты.
Воспитатель:
Молодцы! Но на место вырубленных деревьев ежегодно сажают саженцы, чтобы не навредить природе.
Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь и охранять.