Ирина Мамзонова
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [щ] и буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД с детьми подготовительной группы.
Образовательная область «Коммуникация».
Тема: Звук [щ] и буква Щщ
[/h4]
Задачи.
Уточнить артикуляцию звука [щ];
упражнять в определении позиции звука[щ] в словах;
упражнять в проведении звукового анализа слов; упражнять в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ; знакомить с буквой Щщ; закреплять образ буквы.
Публикация «НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы „Звук [щ] и буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Формировать у детей навыки самооценки.
Оборудование. Зеркала; панно букв; игрушка щенок; набор картинок; наборное полотно; набор фишек, полоска с клетками, буквенный конструктор.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Стоим в кругу)
В: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в очередное путешествие по стране Грамота. В Добрый путь!
Вам желаю доброго пути-
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
тоже к доброму чему-нибудь.
2. Актуализация знаний.
Появляется игрушка щенок.
-Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в нашу страну Грамоту. Очень рад вас видеть. Меня зовут Щеня. Имя моей хозяйки Нина, но ей больше нравится, когда ее зовут так, что в ее имени слышится звук [ч]. Какое имя ей нравится?
Д: Ниночка.
Щ: Правильно. Ребята, давайте знакомится. Назовите, пожалуйста, своё имя так, чтобы в нем слышался звук [ч], т. е. ласково.
Д: Мадиночка, Ариночка и т. д.
Щ: Вот мы и познакомились. Ребята, вы знакомы со звуком [ч]? Что вы можете сказать о звуке [ч]?
Д: Он согласный, всегда мягкий, мы обозначаем его зеленой фишкой.
В: Кто покажет на панно букву Ч?
Щ:? Молодцы, я тоже знаю звук ч и букву Ч.
3. Мотивация. Постановка проблемы.
Щ:. Мы с Ниной тоже изучаем звуки и буквы, как и вы в детском саду. Вчера Нина познакомила меня ещё с одним звуком, отгадайте каким? Послушайте внимательно стихотворение.
Ниночка считала вещи:
Ящик, щетка, два леща,
Щит и два больших плаща.
Д. : Нина познакомила тебя со звуком [щ].
Щ: Да, правильно. Так вот, Ниночка дала мне несколько заданий с этим звуком (показывает конверт, сам я их выполнить не могу. Вы мне поможете выполнить задания?
В: Ребята, вы поможете Щене? (Да).
Что нужно сделать? Как мы ему поможем?
Д: Выполнить задания со звуком [щ].
В: Ребята, мы знаем этот звук? (Нет).
Давайте с ним познакомимся.
4. Включение нового знания в систему знаний ребёнка. (Дети проходят за столы)
Артикуляция звука
В: Возьмите все зеркала и произнесите звук [щ]? Щеня, повторяй вместе с нами.
При произнесении звука [щ] губы в легкой улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идет сильная воздушная струя.
Характеристика звука.
В: Звук [щ] согласный или гласный? (Ответы детей) Почему вы так думаете?
В: Звук [щ] — согласный, всегда мягкий.
Фишкой какого цвета мы будем обозначать звук щ? (зеленой фишкой)
- Щеня, давай посмотрим, какие задания дала тебе Нина?
В: Задание №1. Определи место звука [щ] в слове.
В: Ребята, мы с вами сможем это сделать? Давайте попробуем! У каждого из вас на столе полоска, разделенная на три части и фишка. Я буду называть слова, а вы определите, в какой части слова звук Щ в начале, в середине или в конце и положите фишку в нужную клетку.
Примерные слова: роща, щепки, трещотка, овощ, прищепка, клещ, ящик, плащ, щука, щит.
Воспитатель предлагает детям проверить друг у друга правильность выполнения задания.
В: Задание №2. Проведи звуковой анализ слов ЩУКА И ЩИТ.
В: Ребята, давайте покажем Щене, как провести звуковой анализ слов ЩУКА и ЩИТ. (При выполнении этого задания реализуется дифференцированный подход).
Все работают за столами, ребенок, который первым выполнит звуковой анализ своего слова, выкладывает его схему на доске.
В: Молодцы, ребята. Щеня, ты понял, как проводить звуковой анализ слов?
Щ: Да, спасибо, я понял.
В: Задание №3. Измени слова искать, тащить, чистить и составь предложения со словом ЩЕНОК.
В:Давайте, ребята, попробуем изменять слова. Щеня будет за нами повторять.
Образец: Я ищу щенка, тащу щенка, чищу щенка.
Ты ищешь.
Он ищет.
Мы ищем.
Вы ищете.
Они ищут.
Щ: Я все понял: вы ищете щенка, тащите щенка, чистите щенка.
В: Молодец, Щеня.
Физминутка. Ребята, я предлагаю вам отдохнуть. Щеня, выполняй движения вместе с нами.
Волны плещу в океане. (машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте,
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать (приседания).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (потянуться)
В: Следующее задание №4. Измени слова: преврати маленький предмет в огромный.
Щ: Ребята, я хочу поиграть с вами в мяч (дети встают в круг).
В: Давайте расскажем Щене, каким он станет, когда вырастет. Сейчас у Щени маленькие лапы, а будут (дети помогают) лапищи, сейчас маленькие глаза, а будут глазищи, сейчас маленькие зубы, а будут зубищи, сейчас маленький нос, а будет носище, сейчас маленькие усы, а будут усищи, сейчас маленькие когти, а будут когтищи, сейчас маленький хвост, а будет хвостище.
Щ: Лапищи, усищи, хвостище. Вот каким большим и сильным я стану! Здорово!
В: Задание №5. Определи, из каких элементов состоит буква Щ.
Щ: Ребята, я принес вам букву Щ щ, которую мне дала Нина. Вот она. На что она похожа? (На расческу)
Я знаю стихотворение про эту букву. Послушайте.
На расческу
«Щ» похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Щ: Расскажите мне, из каких элементов состоит буква Щ?
(Демонстрация буквы, рассматривание ее и размещение на панно букв по адресу : первый этаж (первый ряд снизу, квартира № 4 (четвертая клетка слева).
Аналитико-синтетическая деятельность.
В: Ребята, возьмите из коробочек нужные элементы и выложите букву Щ на ковре. А теперь давайте поиграем с буквой Щ.
Какие элементы нужно убрать из буквы Щ, чтобы получить другие буквы? (Ц, Ш).
Щ: Какие вы молодцы, ребята. Я покажу Нине такую игру с буквой Щ.
В: Щеня, все задания мы выполнили?
Щ: Да, это все задания, которые дала мне Нина.
В: Ребята, помогли мы Щене? Чему мы научили Щеню? Что мы делали?
Почему мы смогли помочь Щене?
Щ: Спасибо, ребята за помощь. До встречи! Приходите еще к нам в страну Грамоту.
Д: До свидания, обязательно придем.
Рефлексия.
В: Вам понравилось наше путешествие в страну Грамоту?
Скажите, легко ли вам было выполнять задания Щени?
В чем затруднялись? (Высказывается каждый воспитанник).
Почему мы смогли помочь Щене? (Ответы детей)
-Молодцы, вы отлично потрудились. Каждый из вас получает смайлик на экран успешности.