Папки-передвижки

НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [щ] и буква Щ»

Ирина Мамзонова
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [щ] и буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД с детьми подготовительной группы.

Образовательная область «Коммуникация».

Тема: Звук [щ] и буква Щщ

[/h4]

Задачи.

Уточнить артикуляцию звука [щ];

упражнять в определении позиции звука[щ] в словах;

упражнять в проведении звукового анализа слов; упражнять в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ; знакомить с буквой Щщ; закреплять образ буквы.

Публикация «НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы „Звук [щ] и буква Щ“» размещена в разделах

Формировать у детей навыки самооценки.

Оборудование. Зеркала; панно букв; игрушка щенок; набор картинок; наборное полотно; набор фишек, полоска с клетками, буквенный конструктор.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Стоим в кругу)

В: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в очередное путешествие по стране Грамота. В Добрый путь!

Вам желаю доброго пути-

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

тоже к доброму чему-нибудь.

2. Актуализация знаний.

Появляется игрушка щенок.

-Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в нашу страну Грамоту. Очень рад вас видеть. Меня зовут Щеня. Имя моей хозяйки Нина, но ей больше нравится, когда ее зовут так, что в ее имени слышится звук [ч]. Какое имя ей нравится?

Д: Ниночка.

Щ: Правильно. Ребята, давайте знакомится. Назовите, пожалуйста, своё имя так, чтобы в нем слышался звук [ч], т. е. ласково.

Д: Мадиночка, Ариночка и т. д.

Щ: Вот мы и познакомились. Ребята, вы знакомы со звуком [ч]? Что вы можете сказать о звуке [ч]?

Д: Он согласный, всегда мягкий, мы обозначаем его зеленой фишкой.

В: Кто покажет на панно букву Ч?

Щ:? Молодцы, я тоже знаю звук ч и букву Ч.

3. Мотивация. Постановка проблемы.

Щ:. Мы с Ниной тоже изучаем звуки и буквы, как и вы в детском саду. Вчера Нина познакомила меня ещё с одним звуком, отгадайте каким? Послушайте внимательно стихотворение.

Ниночка считала вещи:

Ящик, щетка, два леща,

Щит и два больших плаща.

Д. : Нина познакомила тебя со звуком [щ].

Щ: Да, правильно. Так вот, Ниночка дала мне несколько заданий с этим звуком (показывает конверт, сам я их выполнить не могу. Вы мне поможете выполнить задания?

В: Ребята, вы поможете Щене? (Да).

Что нужно сделать? Как мы ему поможем?

Д: Выполнить задания со звуком [щ].

В: Ребята, мы знаем этот звук? (Нет).

Давайте с ним познакомимся.

4. Включение нового знания в систему знаний ребёнка. (Дети проходят за столы)

Артикуляция звука

В: Возьмите все зеркала и произнесите звук [щ]? Щеня, повторяй вместе с нами.

При произнесении звука [щ] губы в легкой улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идет сильная воздушная струя.

Характеристика звука.

В: Звук [щ] согласный или гласный? (Ответы детей) Почему вы так думаете?

В: Звук [щ] — согласный, всегда мягкий.

Фишкой какого цвета мы будем обозначать звук щ? (зеленой фишкой)

- Щеня, давай посмотрим, какие задания дала тебе Нина?

В: Задание №1. Определи место звука [щ] в слове.

В: Ребята, мы с вами сможем это сделать? Давайте попробуем! У каждого из вас на столе полоска, разделенная на три части и фишка. Я буду называть слова, а вы определите, в какой части слова звук Щ в начале, в середине или в конце и положите фишку в нужную клетку.

Примерные слова: роща, щепки, трещотка, овощ, прищепка, клещ, ящик, плащ, щука, щит.

Воспитатель предлагает детям проверить друг у друга правильность выполнения задания.

В: Задание №2. Проведи звуковой анализ слов ЩУКА И ЩИТ.

В: Ребята, давайте покажем Щене, как провести звуковой анализ слов ЩУКА и ЩИТ. (При выполнении этого задания реализуется дифференцированный подход).

Все работают за столами, ребенок, который первым выполнит звуковой анализ своего слова, выкладывает его схему на доске.

В: Молодцы, ребята. Щеня, ты понял, как проводить звуковой анализ слов?

Щ: Да, спасибо, я понял.

В: Задание №3. Измени слова искать, тащить, чистить и составь предложения со словом ЩЕНОК.

В:Давайте, ребята, попробуем изменять слова. Щеня будет за нами повторять.

Образец: Я ищу щенка, тащу щенка, чищу щенка.

Ты ищешь.

Он ищет.

Мы ищем.

Вы ищете.

Они ищут.

Щ: Я все понял: вы ищете щенка, тащите щенка, чистите щенка.

В: Молодец, Щеня.

Физминутка. Ребята, я предлагаю вам отдохнуть. Щеня, выполняй движения вместе с нами.

Волны плещу в океане. (машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)

Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем (ходьба на месте,

Ищем ракушки в песке (наклоны)

И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать (приседания).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (потянуться)

В: Следующее задание №4. Измени слова: преврати маленький предмет в огромный.

Щ: Ребята, я хочу поиграть с вами в мяч (дети встают в круг).

В: Давайте расскажем Щене, каким он станет, когда вырастет. Сейчас у Щени маленькие лапы, а будут (дети помогают) лапищи, сейчас маленькие глаза, а будут глазищи, сейчас маленькие зубы, а будут зубищи, сейчас маленький нос, а будет носище, сейчас маленькие усы, а будут усищи, сейчас маленькие когти, а будут когтищи, сейчас маленький хвост, а будет хвостище.

Щ: Лапищи, усищи, хвостище. Вот каким большим и сильным я стану! Здорово!

В: Задание №5. Определи, из каких элементов состоит буква Щ.

Щ: Ребята, я принес вам букву Щ щ, которую мне дала Нина. Вот она. На что она похожа? (На расческу)

Я знаю стихотворение про эту букву. Послушайте.

На расческу

«Щ» похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

Щ: Расскажите мне, из каких элементов состоит буква Щ?

(Демонстрация буквы, рассматривание ее и размещение на панно букв по адресу : первый этаж (первый ряд снизу, квартира № 4 (четвертая клетка слева).

Аналитико-синтетическая деятельность.

В: Ребята, возьмите из коробочек нужные элементы и выложите букву Щ на ковре. А теперь давайте поиграем с буквой Щ.

Какие элементы нужно убрать из буквы Щ, чтобы получить другие буквы? (Ц, Ш).

Щ: Какие вы молодцы, ребята. Я покажу Нине такую игру с буквой Щ.

В: Щеня, все задания мы выполнили?

Щ: Да, это все задания, которые дала мне Нина.

В: Ребята, помогли мы Щене? Чему мы научили Щеню? Что мы делали?

Почему мы смогли помочь Щене?

Щ: Спасибо, ребята за помощь. До встречи! Приходите еще к нам в страну Грамоту.

Д: До свидания, обязательно придем.

Рефлексия.

В: Вам понравилось наше путешествие в страну Грамоту?

Скажите, легко ли вам было выполнять задания Щени?

В чем затруднялись? (Высказывается каждый воспитанник).

Почему мы смогли помочь Щене? (Ответы детей)

-Молодцы, вы отлично потрудились. Каждый из вас получает смайлик на экран успешности.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Звуковой анализ слов. Консультация для родителей Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Как помочь ребенку в определении звуков?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [щ] и буква Щ»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 20:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы «Звук [щ] и буква Щ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мамзонова (УИ 59838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД