ТатьянаГригорьевна Гребенева
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Удивительная Арктика»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Вводная часть (5 мин).
Дети заходят в группу под фоновое музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», встают в круг.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Звучит звук видео вызова «Скайп».
Воспитатель: Ребята, слышите, нам кто-то звонит по видеосвязи. Давайте присядем и ответим на вызов.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „Удивительная Арктика“» размещена в разделах
На экране появляется Гена Барбоскин:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите узнавать все новое и интересное. В моем научном кружке мне задали задание узнать какие животные живут в удивительном месте на нашей планете – Арктике, и выяснить почему они не замерзают. Ведь в Арктике сильные морозы, много снега и льда. Но я очень занят сейчас. Мне нужно помочь Лизе, Розе, Дружку с уроками, а с малышом мне нужно еще и погулять. Совсем не хватает времени. Ребята, помогите пожалуйста собрать материал для задания. Для этого вам необходимо отправиться в Арктику и узнать какие животные там проживают и почему они не замерзают. Я буду очень ждать ваши материалы. До свидания!
Воспитатель: Ребята вы Согласны помочь Гене?
Дети: Да!
Воспитатель:
Нам нужно узнать, где находится Арктика
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Я держу руками…. (глобус).
Глобус нам поможет. Кто из вас нам скажет, где находится Арктика?
Ответы детей
Дети находят на глобусе Арктику и отмечают флажком.
Воспитатель. Ребята, Арктика находиться далеко, на чем мы можем туда добраться?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, самый быстрый вид транспорта – самолет. Отправляемся в путь! Занимаем свои места в салоне!
Физкульт минутка «Самолет» (под музыкальное сопровождение)
Основная часть (20 мин)
Звучит аудиозапись «Вьюга»
Дети проходят на стульчики
Воспитатель: Мы с вами прилетели в Арктику. Давайте вспомним герои каких сказок попадали на Северные полюс? Как они себя чувствовали? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь давайте вспомним что вы уже знаете об Арктике.
Д/Игра «Кто знает, пусть дальше называет».
-Айсберг это. (крупная глыба льда над водой)
- Необычайное природное явление Севера. (северное сияние)
-На Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день)
- Северный Ледовитый… (Океан.)
-Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом (полярники)
- Судно, прокладывающее путь во льдах… (ледокол)
- Где живёт Умка? (Арктика.)
- Арктика – это царство (снега и льда)
Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт со снегом.
Воспитатель: Почему в Арктике снег и лед не тает? Предлагаю вам разделиться на две группы и провести опыт. Задача каждой группы узнать, что произойдет со снегом в течение одной минуты:
1) если его нагревать – I группа
2) если не нагревать – II группа
Вывод: при низких температурах, снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает. Значит в Арктике очень холодно, поэтому снег не тает длительное время и его очень много.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте присядем и понаблюдаем что еще есть удивительного в Арктике.
Слайд «Северное сияние»
Воспитатель: Ребята что вы видите? Что это такое?
Дети: Северное сияние!
Воспитатель: Это очень красивое, удивительное небесное явление природы. Это явление можно наблюдать весной и осенью на Северном и Южном полюсе. На ночном небе загораются сверкающие дуги и переливаются разными красками. Ребята, вам нравится?
Дети: Да, очень красиво.
Воспитатель: Северным сиянием любуются и обитатели Арктики. Сейчас я загадаю загадки о животных Арктики. Отгадки вы приклеите к фону «Северное сияние». Так мы начнем собирать материалы для Гены и поможем ему выполнить задание.
Д/и «Загадки о животных Севера»
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы - бурый. (морж)
Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
И рога ветвисты. (Северный олень)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Белый гонится за белым
Хочет белым пообедать,
Как догонит зубом щелк,
Белый - бедный сытый (волк)
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут. (Песец)
Летает бесшумно,
Кругом голова,
Полярная белая птица … (сова)
В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня - (Тюлень)
Дети приклеивают отгадки к фону «Сереное сияние».
Д/ Игра «Найди друга» (элемент ТРИЗ)
1. Слайд «Тюлень». Тюлень умеет хорошо нырять, а кто еще умеет нырять?
Ответы детей.
2. Слайд 2 «Северный олень». Северный олень умеет ходить по сугробам и не проваливается, а кто еще так умеет?
Ответы детей.
3. Слайд 3 «Полярная сова». Сова умеет охотится по ночам, кто еще так умеет?
Ответы детей.
4. Слайд 4 «Белый медведь». Белый медведь любит ловить рыбу, кто еще так умеет?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, детеныши тюленя – бельки, уже в возрасте одного месяца пробуют плавать. Под водой тюлени могут оставаться больше 20 минут, для этого они тренируются. Давайте мы тоже с вами потренируемся и сделаем дыхательное упражнение.
Дыхательная гимнастика
Холодно, кругом снега!
Зиму с радостью встречаем –
Свежий воздух мы вдыхаем.
Руки дружно опускаем,
Медленно все выдыхаем.
Вниз посмотрим, чьи следы?
Нюхать будем жадно мы,
На снежок мы приседаем.
Рыскать по следам устали
Вдох и выдох, вместе встали!
Воспитатель: Мы узнали какие животные живут в Арктике. Теперь нам нужно выяснить как им удается выжить в таких холодных условиях. Для этого мы составим схему «Животные Севера».
Воспитатель: Посмотрите на обитателей Севера, они все разные. Как вы думаете почему им не холодно? Почему у большинства животных белая окраска?
Ответы детей.
Вывод: Животным помогает выжить густой теплых мех; белая окраска меха помогает им прятаться и оставаться незаметными на снегу.
Дети приклеивают на схему карточки: «мех», «белая окраска меха».
Воспитатель: Теперь подойдем к льдине и посмотрим кто на ней сидит.
Дети подходят к льдине, на которой сидит белый медведь, тюлень, морж.
Воспитатель: Обратите внимание у моржа и тюленя нет густого и теплого меха. Почему они не замерзают?
Ответы детей.
Вывод: Не только мех помогает животным не мерзнуть. Под их кожей находится толстый слой жира, который их греет. Поэтому северные животные крупные, упитанные.
Белый медведь постоянно ныряет в океан и ловит там рыбу. Как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, сейчас с вами выясним, почему медведь и животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду.
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с бумагой»
Воспитатель: Предлагаю вам поработать парами. Подходите к столам и занимайте места.
Дети делятся на пары и проходят за столы.
Для вас приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром.
Опытная деятельность: опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут, даже когда плавают в ледяной воде.
Ребенок приклеивает к схеме карточку «Жир».
После выполнения опыта дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Молодцы ребята! Чтобы выполнить следующее задание нам необходимо потренировать глазки.
Гимнастика для глаз
Чтобы глазки не устали,
Быстро ими поморгали,
Влево смотрим, вправо смотрим,
Поднимаем вверх глаза,
Вниз опустим и закроем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем глазки открывать!
Глазкам тоже нужно отдыхать!
Д/Игра «Узнай чей след» на интерактивном экране.
Воспитатель: Перед вами изображения со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк, полярная сова. Подумайте и расположите каждого животного напротив своего следа.
Воспитатель: Теперь давайте скажем как правильно называются следы животных.
Д/и "Как след называется?"
У медведя след - медвежий, у моржа-. (моржевый, у тюленя. (тюлений, у оленя. (олений, у волка - … (волчий, у птицы - …птичий.
Итог. (5 минут)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте посмотрим на наши собранные материалы.
Рассматривание плаката и схемы «Животные Севера».
Д/и «Закончи предложения».
- Погода в Арктике …
- Снег не тает потому, что….
- На ночном небе можно любоваться ….
- В Арктике обитают….
- Животным не замерзают из-за …
- Животные не мокнут из-за…
Воспитатель: Нам пора отправляться в группу.
Физкульт минутка «Самолет»
Дети рассаживаются на стулья.
Звучит звук видео вызова Скайп.
Гена Барбоскин. Спасибо ребята за собранные материалы! Вы мне очень помогли. По почте я отправил вам угощения. Мне пора. До скорых встреч!
Стук в дверь.
- Ребята, а вот и посылка от Гены. Он нас благодарит за помощь и хочет, чтобы вы попробовали конфеты " Мишка на Севере".
Рефлексия:
Воспитатель: Как вы думаете, мы сумели помочь Гене?
(Ответы детей).
Дидактическая игра «Закончи фразу».
1. Сегодня мы помогли…
2. У него было задание…
3. Мы отправились в …
4. Мы отгадывали загадки о…
5. Мы проводили ….
6. Мне понравилось…
7. Меня удивило…