Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода»

Анна Витюк
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода»

Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей проводить несложные опыты с водой

2. Закрепить знания детей о свойствах и состояниях воды.

3. Углублять знания детей о свойствах воды – растворитель, проводник.

4. Расширять знания детей о способах очистки воды.

Развивающие:

1. Развивать исследовательскую активность

2. Учить делать умозаключения и выводы.

3. Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

Оборудование и материалы:

столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.

Ход НОД:

-Сегодня наша группа превратилась в исследовательский институт, а мы с вами в научных сотрудников. Я - в старшего научного сотрудника, а вы в младших (у каждого ребенка бейджик). Мы сегодня с вами – ученые.

-А кто такие – ученые? (Ученый – это человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научно-исследовательской деятельностью).

-Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:

Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.

- А что мы сегодня будем исследовать хотите узнать? Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.

- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)

Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.

(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «паучок»).

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1 «Какой формы вода

-Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? (Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую_

-Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

-А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

- Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает (Форму баночки)

- А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце?

-Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

-Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того предмета, в которой её наливают.

Опыт №2 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха.

Вывод детей: Вода – жидкая, не имеет запаха и вкуса

Опыт №3 «Прозрачная ли вода»

На столе два стакана –один с водой, а другой с молоком.

-Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко –не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

Физминутка

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.

Игра "Бывает - не бывает".

•Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт №4 «Вода имеет плывучесть»

- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит, абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.

Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

Опыт №5 «Палитра красок»

- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).

Опыт №6 «Окрашивание воды»

- Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.

(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).

Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).

Опыт №7

Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает. Что Это? (Сахар).(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали загадку.)

В воде родится, воды боится. Что это? (Соль).(Убираем салфетку со второго блюдца).Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде - пенится,

Брызгает и шипит. Что это? (Масло).

Воспитатель. Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети. Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель. Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места

Воспитатель. Давайте посмотрим, что станет с солью и с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?

Дети. Соль растворилась в воде.

Воспитатель. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. (Идёт самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что произошло с маслом в воде.)

Дети. Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

- Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Вос - ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Вос - ль: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр.

Затем, как его установить в баночку).

Вос - ль: Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по не многу, лить масленую воду в баночку с фильтром.

Вос - ль: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Вос - ль: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Хорошо, а сейчас давайте опять подойдём к нашему монитору и сядем на стульчики.

Вос - ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Опыт №8 «Парообразная вода - пар»

Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)

Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе». Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.

Итог НОД.

Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.

Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эта загадочная вода» Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе "Эта загадочная вода" Задачи: Познакомить детей с образованием облаков,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода в сосуде» Цель: - закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха; -развивать умение сравнивать, находить отличия; - сформировать.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗа в средней группеКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗа в средней группе Цель: В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и состояниями воды. Активизировать диалогическую речь, пополнять.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода»
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 19:36
+111Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Картотека музыкально — дидактических игр для старших дошкольников
Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель : Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального...
Конспект занятия по аппликации пластилином во второй младшей группе «Яблочко»
Задачи: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска . Выкладывать картинки...
Конспект НОД по ПДД в средней группе «Красный, желтый, зеленый»
Конспект НОД по ПДД в средней группе «Красный, желтый, зеленый» Цель : познакомить детей с базовыми правилами дорожного движения. Задачи: 1....
Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение»
Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать, приходят домой...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия на тему: «Пчёлки спешат на помощь» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование математических способностей...