Получи документы

НОД «Широкая Масленица» в подготовительной группе

Жанна Бабкина
НОД «Широкая Масленица» в подготовительной группе

НОД познавательного развития

в подготовительной группе

на тему «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Цель: Ознакомление с календарно – обрядовым праздником «Масленица».

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения праздника, их народными обычаями;

- познакомить с названиями 7 дней Масленицы, объяснить их значение;

- активизировать словарь детей, познакомить с новыми словами: ком, седьмица;

- прививать любовь и уважение к народным традициям;

Публикация «НОД „Широкая Масленица“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры;

Ход НОД:

(Дети сидят на стульчиках перед доской)

- Ребята, какое время года сейчас?

- Какие зимние месяцы знаете?

- Какой народный праздник отмечаем в этом месяце?

Послушайте и догадайтесь, о каком празднике идет речь.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

- Правильно, это Масленица.

Чудо праздник на дворе,

Говорит: «конец зиме».

Пора чучело сжигать,

Красно — солнышко встречать.

Масленица – это веселое и озорное прощание с зимой, один из любимых народных праздников. Масленица – это встреча весны, несущая оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков весну считали началом новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на праздничной неделе сначала пекли пресные лепешки, а позже стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца. А поскольку блин, как и Солнце, желтый, круглый, румяный и горячий, то верили, что вместе с ним они съедают частичку солнечного тепла и могущества.

Кроме этого, древние люди почитали Медвежьего Бога, поэтому в эти дни с раннего утра с песнями и плясками приходили они в лес и раскладывали на пни блины для проснувшегося с зимней спячки медведя.

- Ребята, а вы знаете выражение, которое говорят, когда не получается выпечь первый блин?

- Это выражение: «Первый блин комом». Но изначально оно звучало немного по – другому – «Первый блин комам», т. е. медведям. Древние славяне называли медведя – ком. Неделя, когда празднуют Масленицу, раньше называли Сырная седьмица.

-Как вы думайте, почему? (семь дней в неделе). Давайте повторим это слово и запомним. На этой неделе не разрешалось есть мясо, но можно было есть сыр, яйца и сливочное масло. Именно поэтому эту неделю прозвали масляной. Ну, и как следствие этот праздник стал называться Масленицей. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник – встреча. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Так же к этому дню достраивались ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разными кушаньями, напитками и, конечно же, блинами.

Вторник – заигрыш, с утра молодые люди приглашались на катание с гор и поесть блинов.

Среда – лакомки, разгул, перелом. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду на улице появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники.

Четверг назывался разгуляй или широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась на всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам.

Пятница – тещины вечера и тещины вечерки. Тещи приглашали в гости своих зятьев и угощали их блинами.

Суббота – золовкины посиделки. Молодые девушки приглашали в гости родных, угощали блинами и дарили им подарки.

Физминутка.

Игра «Карусель»

«Еле – еле – еле — еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

(убыстряем темп)

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра»

Воскресенье – последний день Масляной недели – Прощеное воскресенье. Все друг у друга просят прощенье, а в ответ слышат: «Бог простит и я прощаю!» Смысл сырной седьмицы – примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту и долгое общение с близкими, друзьями. В воскресенье «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы. Так подходил праздник Масленицы к своему завершению.

- И так, как называется праздник, который мы сегодня отмечаем?

- Что Масленица провожает? (Зиму).

- А что встречает Масленица? (Весну).

- Что является символом Масленицы? (Блины, чучело)

- На что блины похожи, с чем их сравнивают?

- Я вам предлагаю в течение недели приглашать родных и друзей в гости и угощать их чаем с блинами.

- А сейчас немного посчитам! Выходите на коврик и встаньте врассыпную и приготовьте свои ушки.

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Много блинов она напекла, а посчитать их не смогла.

Два блина для внучки, два блина для деда, - для себя и два для соседа.

- Сколько блинов получилось? (8)

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат.

Но один из них устал, и домой потелепал

Детки пусть ответ найдут: сколько мишек к нам придут?

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

4. Я на Масленке бывала,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

- Молодцы! Наше занятие хотелось бы закончить просмотром веселого мультфильма «Масленица» Смешарики.

Игры на масленицу

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

"Гори, гори ясно"

Забаву можно начать с ручейка. Сначала взрослый расставляет детей парами друг за другом. Дети в паре держатся за руки. Руки подняты вверх - образуется ворота. Последняя пара пробегает под воротами из рук и становится первой. Так льется ручеек, пока каждая пара детей не пробежит под воротами. После того, как ручеек закончен, дети начинают петь песенку "Гори, гори ясно". В это время водящий ребенок стоит на 6 шагов впереди ручейка.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

Как только песенка допета, первая пара разбегается - один ребенок из пары бежит вдоль своей стороны ворот (детей стоящих в парах друг за другом, другой ребенок - соответственно вдоль своей. Водящий должен поймать кого-либо из пары, пока им не удалось вновь взяться за руки.

Игра тем интереснее, если ребятишек много. Тогда у водящего есть время схватить кого-нибудь из убегающих.

Как только водящий поймал беглеца, он берет его за руку и пара становится последней в "ручейке". Оставшийся без пары водит.

Масленичные кулачные бои

На Масленицу было принято меж парнями драться "стенка на стенку" или кулачный бой, но с детьми таких игр лучше не проводить. Можно вместо кулачных боев устроить бои с воздушными шарами. Для этого детям каждой команды надувается длинный шарик и формируется в виде шпаги с ручкой. Такими палками шпагами могут драться детки.

«Горелки»

В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Выбирается водящий — он будет «гореть».

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».

Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

Два мороза

Перед началом игры выбирается и очерчивается площадка шириной примерно как в вышибалах.

На расстоянии 3-4 шагов от каждого края площадки проводится еще одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками, а место между ними — улицей.

Выбираются двое водящих, один — Мороз-красный-нос, другой — Мороз-синий-нос. Морозы становятся посреди площадки — улицы, остальные дети прячутся в один из домов. Морозы хором произносят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я — мороз Красный нос,

Я — мороз Синий нос

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом.

Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить».

Игроки, настигруные Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза.

Остальные ребята собираются в доме, Морозы повторяют свою кричалку, ребята свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом.

Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими игроками.

Загадки

Чудо праздник на дворе,

Говорит: «конец зиме».

Пора чучело сжигать,

Красно — солнышко встречать. (Масленица)

Собрались все тучки в кучку

И друг другу дали ручку,

Заслонили небосвод,

Дружно водят… (Хоровод)

Стоит медный великан,

А под ним пустой стакан.

Пышет пар, блины шкварчат,

Все стакан налить хотят.

Сапогом нагоним жар.

Перед нами… (Самовар)

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

(Блины)

Сказка про Масленицу.

Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масляной неделе гулять, да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется им поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку другую попировать. Сделал старик из соломы Масленицу, лапти на ноги сплел, старуха в рогожу обрядила, косу длинную, длинную заплела, платок на голову повязала. Масленица получилась тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза что плошки, нос картошкой. Радуются старик со старухой. Посадили они Масленицу за стол, старик и говорит: «Масленица – пожеруха, пустое брюхо, съешь блинов!». И старуха говорит: «Масленица – пожеруха, пустое брюхо, съешь пирогов!». Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот и проглотила все блины да пироги со стола. На старика,старуху поглядывает руки к ним протягивает. Испугался старик и старуха, старик в погреб забрался, а старуха на чердак. Ходит Масленица – пожеруха, пустое брюхо по избе, ищет, чем бы поподчеваться. Щи повыхлебывала, масло полизала, сало пожевала. Кошку поймала, хотела съесть, да кошка вырвалась и убежала. Видит, в печи каша в чегуне преет. Полезла Масленица в печь и руковом в огонь попала, пыхнула солома и сгорела. Вернулись старик и старуха, глядь, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы! Обрадовались старики, что хоть без блинов и пирогов оказались, да живы остались.

Публикации по теме:

«Широкая Масленица, мы тобой хвалимся». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе«Широкая Масленица, мы тобой хвалимся». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

Фотоотчет о развлечении «Широкая Масленица» в младшей группеФотоотчет о развлечении «Широкая Масленица» в младшей группе Фотоотчет о развлечении "Широкая масленица", в младшей группе Надоела нам зима, Надоели холода. Приходи скорей весна. Разбуди все ото.

Фотоотчет о развлечении «Широкая Масленица» в старшей группеФотоотчет о развлечении «Широкая Масленица» в старшей группе Фотоотчет развлечения «Широкая Масленица» в старшей группе Цель: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы.

Фотоотчет «Широкая Масленица», во второй младшей группеФотоотчет «Широкая Масленица», во второй младшей группе Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички. Приглашаю Вас побывать заочно на нашем мероприятии, проводимом во второй младшей.

Фотоотчёт о развлечении «Широкая Масленица» в подготовительной группеФотоотчёт о развлечении «Широкая Масленица» в подготовительной группе Традиция отмечать Масленицу не потеряла своей актуальности, несмотря на ограничения в связи с коронавирусом. И даже погода как-то не.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Фотоотчет «Праздник «Широкая Масленица!» в подготовительной группе»Фотоотчет «Праздник «Широкая Масленица!» в подготовительной группе» В России отмечают множество различных праздников. Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица! Масленицу празднуют.

Сценарий развлечения в старшей группе «Широкая Масленица»Сценарий развлечения в старшей группе «Широкая Масленица» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 Старшая группа «А» Широкая Масленица. Воспитатель: Хонина Э. И. Махачкала.

Широкая Масленица. Развлечение для детей старшей и подготовительной групп с участием родителей Цель: приобщать детей к истокам русского народного творчества и традициям русского народа Задачи: 1. Совершенствовать всестороннее развитие.

Тематическая беседа в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица» Тематическая беседа с презентацией Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Широкая Масленица» в подготовительной группе
Опубликовано: 17 марта 2021 в 16:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД