Получи документы

НОД «Традиции и быт русского народа»

лариса мурыгина
НОД «Традиции и быт русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД «Традиции и быт русского народа»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

Публикация «НОД „Традиции и быт русского народа“» размещена в разделах

-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.).

Ход НОД

(Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи, дети и воспитатель в русских народных костюмах входят в зал)

Воспитатель:

Стоит в Спасском теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовем

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи!

(Вбегает девочка громка плачет)

Девочка: Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)

Дети:

Что ты плачешь, рёвушка,

Рёвушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.

Девочка: Ой! Вы кто?

Воспитатель: Я мама, а это все мои дети.

Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.

Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.

Девочка: А это что ваш дом?

Воспитатель: Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?

Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.

Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя, поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.

Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.

Горница у нас небольшая

Да красивая какая!

На убранство погляди.

Иди Полина про печь нам расскажи!

Девочка

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

Воспитатель:А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.

Физминутка:

За дровами мы идём

И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Воспитатель: «Делу- время, потехе-час», дров мы нарубили можно, дети, и повеселиться.

Танец «Детская кадриль «Соловушка».

(Дети садятся на лавки).

Воспитатель:Ну, как, Варя, согрелась у печки. Печь – это символ добродетели и тепла. Дети, скажите Варе зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)

Посмотри, Варя, все в избе сделано из дерева или глины.

Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.

Ну, ребята выходите

всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:

Алиса

У печи стоят важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

Ваня О.

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варим в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

Таня

Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

Не на ферме далеко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не в кружке, не в ковше,

А просто в кувшине.

Вика Г.

Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Греется он на углях,

И живет во всех дворах.

Эвелина

Ты помощница моя,

Прялочка, родная.

Напрядешь ты пряжи мне,

Что не видно края.

Воспитатель: Спасибо, дети.

Девочка:А зачем вам такой длинный стол?

Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.

Даниил А.

У него четыре ножки,

На коня похож немножко,

Но не скачет никуда.

И тарелки, чашки, ложки,

И прекрасная еда

На его спине широкой

Разместились без труда.

Воспитатель:Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)

Ваня Б.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Воспитатель:Любим мы чаёвничать - чай из самовара попить.

Даниил Г. (держит в руках каравай)

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Воспитатель:Дети что такое рушник? (полотенце)

Матвей Ш.

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей

Тары – бары – растабары

Выпьем чай из самовара.

Песня «Приходите в гости к нам».

Воспитатель:

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу.

Загадки:

1. Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар).

2. Чугунок очень рад,

Что его схватил (ухват)

3. Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок).

4. Надо для стирки,

Может и для купания.

Посудина странное

Имеет название.

Не знаю, кем это

Название открыто,

Но эта посудина

Просто (корыто)

5. Воду он носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло).

6. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воспитатель:Ой, дети, я вспомнила волшебную игру, которая поможет Варе вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.

Игра "Карусели"

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

А теперь за мной, за мной

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Все скорей за мной ушли.

Открывай Варя глаза,

Сказки кончиться пора.

(дети уходят, девочка открывает глаза и видит, что она в детском саду, подбегает к помощнику воспитателя)

Помощник воспитателя:Варя какая ты нарядная, где же ты была? (девочка рассказывает).

Полина Ш.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

Алиса

У печи стоят важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Ваня О.

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варим в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

Таня

Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

Не на ферме далеко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не в кружке, не в ковше,

А просто в кувшине.

Вика Г.

Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Греется он на углях,

И живет во всех дворах.

Эвелина

Ты помощница моя,

Прялочка, родная.

Напрядешь ты пряжи мне,

Что не видно края.

Даниил А.

У него четыре ножки,

На коня похож немножко,

Но не скачет никуда.

И тарелки, чашки, ложки,

И прекрасная еда

На его спине широкой

Разместились без труда.

Ваня Б.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Даниил Г. (держит в руках каравай)

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Матвей Ш.

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей

Тары – бары – растабары

Выпьем чай из самовара.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Быт и традиции чувашского народа» Развивательные: 1. Развивать у детей толерантность, доброжелательные отношения к представителям других национальностей; Воспитательные:.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Традиции русского народа» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Традиции русского народа» Цель: Создание условий для расширения представлений о традициях.

Календарно-тематическое планирование «Быт и культура русского народа» для детей старшей группы КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Возраст: старшая группа детей с разным уровнем речевого развития Тема недели: «Быт и культура русского.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Быт русского народа» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Традиции, обычаи, быт бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского.

Конспект занятия «Традиции и обычаи бурятского и русского народа» Тема: «Традиции и обычаи русского и бурятского народа» Цель: Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры. Задачи: 1. Обогатить.

Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа» Презентацию сделала: музыкальный руководитель МБДОУ «Белочка» Горлова Наталья Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить.

Презентация «Быт и праздники русского народа» Презентация предназначена для старшего дошкольного возраста Цель. Формирование у детей представлений о традициях и быте русского народа;.

Презентационный материал к конспекту занятия «Традиции, обычаи, быт бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского.

Проект «Традиции русского народа» Муниципальное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа с. Фурманово Марксовского района Саратовской области Проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Традиции и быт русского народа»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 16:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Традиции и быт русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем лариса мурыгина (УИ 1661641) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД