Ильичева Ольга
НОД «Удивительный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологическому воспитанию дошкольников
(для детей 6 - 7лет)
Тема: «Удивительный лес»
Программное содержание:
1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие среды живых организмов леса;
2. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
Публикация «НОД „Удивительный лес“» размещена в разделах
3. Развивать память, умение анализировать, делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к лесу.
Словарная работа: обитатели, животные, растения.
Предварительная работа: беседа о лесе, рассматривание иллюстраций, с изображением леса и альбома «Звери леса»; составление кроссворда «Растения леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных жителях, заучивание стихотворений о деревьях.
Материал к занятию: картины леса, картинки с изображением животных леса, грибов, ягод, насекомых, дидактическая игра «Кто, где живет?».
Ход деятельности:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Он, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Снимет шубу с плеч долой».
Дети отгадывают (лес).
Воспитатель: Дети, а вы хотите побывать в лесу?
Дети: Отвечают
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в лес, но сначала нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Дети: Вспоминают (воспитатель помогает по мере необходимости) :
- ветки не ломать;
- не разорять гнезда и муравейники;
- не разводить костры;
- не рвать незнакомые ягоды и грибы;
- не рвать без надобности ни травинку, ни листочек;
- постараться не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и мы не узнаете ни одной тайны.
Воспитатель: Пора оправляться (дети совершает обход группы, и оказываются в «лесу»).
Звучит фонограмма записи голосов птиц, шума деревьев.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу, который таит в себе много секретов.
Отгадайте еще одну загадку:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане (Береза).
Дети: Отвечают
Воспитатель: Правильно, березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно красивы березы во время цветения. Цветут березы в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается березка в листву и желтые сережки. Плод березы – маленький орех с двумя прозрачными листьями. В конце лета и в начале осени много мелких плодов разносится ветром. У березы есть сестры: ученые насчитали около 65 видов берез. А какие интересные народные приметы и поговорки связаны с образом березы?
- Из березы течет много сока – к дождливому лету.
А это могучее дерево, наверное, знает каждый.
Как называется это дерево?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Правильно, это дуб. У дуба кривые ветви, потому что, дубы любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные, угловатые.
Послушайте стихотворение о дубе (читает ребенок) :
Он растет и ввысь, и вширь,
Этот чудо – богатырь!
Сколько дубу силы
Земля подарила!
Руки – ветви распростер
И укрыл нас, как шатер.
Воспитатель: В лесу растут и другие деревья. Отгадайте, какие:
1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год (Елка).
2. Никто не пугает,
А вся дрожит (Осина).
3. Белые овечки
Бегают по свечке (Верба).
4. Мальчик – крошка
В костяной одежке (Орех).
Воспитатель: Хвалит детей.
А вы знаете, что все растения умеют двигаться?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Рост растения – это движение, но очень медленное. Растения могут совершать и другие движения: например, многие цветы к вечеру закрываются, а утром раскрываются.
Я вам предлагаю превратиться в растение, и показать, как оно медленно растет.
Дети: Имитируют движение роста растения.
Воспитатель: Дети, а какие грибы вы знаете?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: А какие лесные ягоды вы знаете?
Дети: Отвечают.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть их (воспитатель включает мультимедиа).
А сейчас нам настала пора узнать про лесных жителей, и я вам предлагаю еще отгадать загадки:
1. Черный жилет, красный берет.
Нос как топор, хвост как упор.
Не дровосек, не плотник.
А первый в лесу работник (Дятел).
2. Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло (Сова).
3. Вот за пнем стоит бугорок,
А в нем – большой городок.
Что же это за городок? (Муравейник).
4. Это кто с высоких сосен,
В ребятишек шишку бросил? (Белка).
5. Он хозяин леса строгий
Любит спать в своей берлоге (Медведь).
6. Горбоносый, длинноногий великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги. С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить, знай, что это (Лось).
Воспитатель: В лесу живут разные звери, птицы, насекомые. Для них лес – родной дом, а для человека – друг. Нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети совершают обход группы и оказываются в детском саду).
Дидактическая игра: «Кто где живет».
Воспитатель предлагает детям карточки с изображением животных и растений разных экосистем - «Лес», «Луг», «Водоем», и предлагает детям отобрать картинки, относящиеся к экосистеме «Лес». После окончания игры воспитатель оценивает работу детей в процессе деятельности, отмечает их активность и любознательность.
В заключении воспитатель угощает детей сладостями: печеными грибками.