Папки-передвижки

НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа

татьяна семилеткова
НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа

Образовательные: продолжать знакомить детей с традициями русского народа (сватовство, свадьба, новоселье). Закрепить понятие «традиции», «обычай», «быт».

Развивающие: вызвать интерес к обычаям русского народа.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа и к самому русскому народу.

Ход занятия.

Под музыку дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель: на протяжении многих веков сложились на Руси различные традиции, обычаи.

-ребята, как вы думаете, что такое обычаи? (обычай- принятое, усвоенное дело).

Публикация «НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа» размещена в разделах

-а какие обычаи, традиции сохранились? (отмечать старинные праздники).

-как вы думаете, правильно ли, что это всё дошло до нас? (ответы детей).

-а нужно ли нам эти обычаи, традиции сохранить? А почему?

-а у вас в семье какие-нибудь традиции.

А сейчас мы с вами обыграем наиболее полюбившиеся традиции русского народа.

Воспитатель: в одной деревне жили добрый молодец Иван, да красна девица Марьюшка. Полюбили они друг друга, и решили пожениться.

-ребята, а что должны сделать молодые, для того чтобы пожениться? (спросить благословения у родителей).

- скажите, а что такое благословение? (дать согласие, разрешение).

Пошел Иван к матушке и батюшке просить их благословение.

Иван: матушка, батюшка, полюбил я Марьюшку, не могу больше без неё жить. Вот и прошу вашего благословения на брак мой с Марьюшкой.

Батюшка: но что матушка, благословим сына своего?

Матушка: конечно батюшка, а то не дай бог холостым останется.

Батюшка: иди матушка зови сваху, да пойдем невесту сватать.

Воспитатель: ребята, а кто такая сваха? (замужняя женщина среднего или пожилого возраста. Она была общительная, и знала все обычаи сватовства. Она должна разузнать какое приданное дается за невесту).

-может кто-нибудь вспомнит и пословицы про сваху.

-выбирай не невесту, а сваху.

-у доброй свахи женихи с невестами все наперечет.

Воспитатель: и для нашего Ивана подыскалась такая сваха.

Сваха: что же вы стоите, одевайтесь, собирайтесь, да поспешим в дом будущей невесты. (жених и его родители, сваха отправляются в дом невесты).

Подойдя к дому невесты, они стучат в окно или дверь.

-кто там?

Сваха: мы сваты не сваты, а добрые люди, а вы примите от нас хлеб-соль?

Отец невесты: зачем пожаловали добрые люди?

Сваха: у нас купец, у вас товар- пришли с вами торговаться. Согласна ли ваша Марьюшка

выйти замуж за нашего Ивана?

Отец невесты: Марьюшка доченька, согласна ли ты выйти замуж за Ивана.

Марьюшка: да, батюшка, согласна.

Сваха: чего тут калякать, давай свадьбу стряпать. Выберем дружку, назначим день свадьбы и всё идем готовиться к свадьбе.

Воспитатель: в этот же день выбрали дружку, и назначили день свадьбы.

-ребята, а кто такой дружка (ответы детей)

(Дружка, главный человек на свадьбе. Он избирается из числа женатых мужчин, который хорошо знает свадебные обычаи. На свадьбе он угощает гостей и смотрит, чтобы все были довольны).

Воспитатель: что готовят родители невесты для самой невесты? ( они готовят приданное: мебель, одежду, постельное бельё, посуду).

-а жених, что должен приготовить? (обручальные кольца)

Воспитатель: вот наступил день свадьбы и в доме жениха, и в доме невесты суета, все наряжаются, все собираются. Возле зеркала сидит невеста, а её подружки надевают на неё украшения, фату. Все вместе водят хоровод.

Невеста: наглядись-ка, родимый батюшка

на меня, на молодушку

хорошо ли я снарядилась

по божьи в церковь ехати,

под златой венец ставати,

закон Божий принятии

со чужим-то со чуженином.

Воспитатель: услышав звон подъезжающего свадебного поезда, подружки усаживают невесту на лавку, на которую стелется шуба кверху волосом.

Воспитатель: подруженьки, а для чего это вы так сделали?

Подружки: чтобы жила невеста богато, или чтобы злые люди не могли испортить молодых).

- ребята, а кто встречает свадебный поезд у ворот? (дети-подростки).

-а как они встречают и зачем?

(С метлами, палками, ведрами. Они охраняют закрытые ворота, чтобы не пустить жениха к невесте без выкупа).

Они загадывают загадки, после этого открывают ворота.

1) Черненькая собачка, свернувшись, лежит

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок).

2) Полна коробушка золотых воробушков. (угли в печке).

3) Бежит свинка-дырявая спинка, остренький зубок,

льняной хвосток. (игла с ниткой).

4) Два конца, два кольца,

А по середине гвоздик. (ножницы).

Жених отгадывает загадки, угощает детей, и со всей своей свитой проходит в дом. Берет невесту под руку и все отправляются на венчание в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом жениха.

Воспитатель: ребята, а кто их там встречает? (отец и мать жениха с хлебом-солью).

-а почему на Руси гостей встречают хлебом-солью? (Хлеб означает символ благополучия. Соль защищает от злых духов и сил. Если человек угостился предложенным хлебом-солью, значит, он не замышляет зла. Если же отказался, значит тем самым оскорбил хозяина).

Жених и невеста по очереди кусают хлеб.

Воспитатель: ребята, а на свадьбе, что означает кусать хлеб? (кто больше откусит, тот в доме хозяин)

Отец жених приглашает гостей пройти в дом, и принять их угощение.

-ребята, а какие старинные обычаи сохранились на современной свадьбе (ответы детей).

Воспитатель: отгуляли свадьбу на славу, и стали Иван да Марья жить в своем доме. А дом построил Иван удалец сам, ещё до свадьбы, для своей будущей семьи. И новоселье справили. Переезд в новый дом событие всегда радостное и ответственное. На новоселье приглашалось много гостей.

-ребята, какие вы знаете про дом.

-дом без хозяина - сиротинка.

-дом вести - не рукавами трясти

-держись друга старого, а дома нового.

Воспитатель: а чтобы жилось на новом месте долго и счастливо, въезд сопровождался различными обрядами – обычаями. Марьюшка и Иван тоже соблюдают эти обычаи.

-ребята, а что делали хозяева, прежде чем зайти в дом? (запускали петуха или кошку).

-а для чего они это делали? (если суждено случиться беде, то пусть она над ними и стрясется).

-а сама хозяйка – Марьюшка, что должна сделать? (положить кусочек хлеба под печку, задобрить хозяина – домового).

-а сам хозяин Иван, что должен сказать для домового? (дедушка домовой, выходи домой. иди к нам жить).

Воспитатель: ребята, а у вас есть дома домовой? Какой он? На кого похож?

После всех предварительных обрядов, хозяева приглашали гостей за стол. Угощенье на новоселье носили символический смысл.

Воспитатель: ребята, чем угощали гостей на новоселье? (пирогами, они предвещали добрые отношения с соседями).

- ребята, а что гости делали, уходя домой (дарили подарки, подарки должны быть обязательно дорогими).

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад!» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 09:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД