татьяна семилеткова
НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные: продолжать знакомить детей с традициями русского народа (сватовство, свадьба, новоселье). Закрепить понятие «традиции», «обычай», «быт».
Развивающие: вызвать интерес к обычаям русского народа.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа и к самому русскому народу.
Ход занятия.
Под музыку дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: на протяжении многих веков сложились на Руси различные традиции, обычаи.
-ребята, как вы думаете, что такое обычаи? (обычай- принятое, усвоенное дело).
Публикация «НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
-а какие обычаи, традиции сохранились? (отмечать старинные праздники).
-как вы думаете, правильно ли, что это всё дошло до нас? (ответы детей).
-а нужно ли нам эти обычаи, традиции сохранить? А почему?
-а у вас в семье какие-нибудь традиции.
А сейчас мы с вами обыграем наиболее полюбившиеся традиции русского народа.
Воспитатель: в одной деревне жили добрый молодец Иван, да красна девица Марьюшка. Полюбили они друг друга, и решили пожениться.
-ребята, а что должны сделать молодые, для того чтобы пожениться? (спросить благословения у родителей).
- скажите, а что такое благословение? (дать согласие, разрешение).
Пошел Иван к матушке и батюшке просить их благословение.
Иван: матушка, батюшка, полюбил я Марьюшку, не могу больше без неё жить. Вот и прошу вашего благословения на брак мой с Марьюшкой.
Батюшка: но что матушка, благословим сына своего?
Матушка: конечно батюшка, а то не дай бог холостым останется.
Батюшка: иди матушка зови сваху, да пойдем невесту сватать.
Воспитатель: ребята, а кто такая сваха? (замужняя женщина среднего или пожилого возраста. Она была общительная, и знала все обычаи сватовства. Она должна разузнать какое приданное дается за невесту).
-может кто-нибудь вспомнит и пословицы про сваху.
-выбирай не невесту, а сваху.
-у доброй свахи женихи с невестами все наперечет.
Воспитатель: и для нашего Ивана подыскалась такая сваха.
Сваха: что же вы стоите, одевайтесь, собирайтесь, да поспешим в дом будущей невесты. (жених и его родители, сваха отправляются в дом невесты).
Подойдя к дому невесты, они стучат в окно или дверь.
-кто там?
Сваха: мы сваты не сваты, а добрые люди, а вы примите от нас хлеб-соль?
Отец невесты: зачем пожаловали добрые люди?
Сваха: у нас купец, у вас товар- пришли с вами торговаться. Согласна ли ваша Марьюшка
выйти замуж за нашего Ивана?
Отец невесты: Марьюшка доченька, согласна ли ты выйти замуж за Ивана.
Марьюшка: да, батюшка, согласна.
Сваха: чего тут калякать, давай свадьбу стряпать. Выберем дружку, назначим день свадьбы и всё идем готовиться к свадьбе.
Воспитатель: в этот же день выбрали дружку, и назначили день свадьбы.
-ребята, а кто такой дружка (ответы детей)
(Дружка, главный человек на свадьбе. Он избирается из числа женатых мужчин, который хорошо знает свадебные обычаи. На свадьбе он угощает гостей и смотрит, чтобы все были довольны).
Воспитатель: что готовят родители невесты для самой невесты? ( они готовят приданное: мебель, одежду, постельное бельё, посуду).
-а жених, что должен приготовить? (обручальные кольца)
Воспитатель: вот наступил день свадьбы и в доме жениха, и в доме невесты суета, все наряжаются, все собираются. Возле зеркала сидит невеста, а её подружки надевают на неё украшения, фату. Все вместе водят хоровод.
Невеста: наглядись-ка, родимый батюшка
на меня, на молодушку
хорошо ли я снарядилась
по божьи в церковь ехати,
под златой венец ставати,
закон Божий принятии
со чужим-то со чуженином.
Воспитатель: услышав звон подъезжающего свадебного поезда, подружки усаживают невесту на лавку, на которую стелется шуба кверху волосом.
Воспитатель: подруженьки, а для чего это вы так сделали?
Подружки: чтобы жила невеста богато, или чтобы злые люди не могли испортить молодых).
- ребята, а кто встречает свадебный поезд у ворот? (дети-подростки).
-а как они встречают и зачем?
(С метлами, палками, ведрами. Они охраняют закрытые ворота, чтобы не пустить жениха к невесте без выкупа).
Они загадывают загадки, после этого открывают ворота.
1) Черненькая собачка, свернувшись, лежит
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок).
2) Полна коробушка золотых воробушков. (угли в печке).
3) Бежит свинка-дырявая спинка, остренький зубок,
льняной хвосток. (игла с ниткой).
4) Два конца, два кольца,
А по середине гвоздик. (ножницы).
Жених отгадывает загадки, угощает детей, и со всей своей свитой проходит в дом. Берет невесту под руку и все отправляются на венчание в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом жениха.
Воспитатель: ребята, а кто их там встречает? (отец и мать жениха с хлебом-солью).
-а почему на Руси гостей встречают хлебом-солью? (Хлеб означает символ благополучия. Соль защищает от злых духов и сил. Если человек угостился предложенным хлебом-солью, значит, он не замышляет зла. Если же отказался, значит тем самым оскорбил хозяина).
Жених и невеста по очереди кусают хлеб.
Воспитатель: ребята, а на свадьбе, что означает кусать хлеб? (кто больше откусит, тот в доме хозяин)
Отец жених приглашает гостей пройти в дом, и принять их угощение.
-ребята, а какие старинные обычаи сохранились на современной свадьбе (ответы детей).
Воспитатель: отгуляли свадьбу на славу, и стали Иван да Марья жить в своем доме. А дом построил Иван удалец сам, ещё до свадьбы, для своей будущей семьи. И новоселье справили. Переезд в новый дом событие всегда радостное и ответственное. На новоселье приглашалось много гостей.
-ребята, какие вы знаете про дом.
-дом без хозяина - сиротинка.
-дом вести - не рукавами трясти
-держись друга старого, а дома нового.
Воспитатель: а чтобы жилось на новом месте долго и счастливо, въезд сопровождался различными обрядами – обычаями. Марьюшка и Иван тоже соблюдают эти обычаи.
-ребята, а что делали хозяева, прежде чем зайти в дом? (запускали петуха или кошку).
-а для чего они это делали? (если суждено случиться беде, то пусть она над ними и стрясется).
-а сама хозяйка – Марьюшка, что должна сделать? (положить кусочек хлеба под печку, задобрить хозяина – домового).
-а сам хозяин Иван, что должен сказать для домового? (дедушка домовой, выходи домой. иди к нам жить).
Воспитатель: ребята, а у вас есть дома домовой? Какой он? На кого похож?
После всех предварительных обрядов, хозяева приглашали гостей за стол. Угощенье на новоселье носили символический смысл.
Воспитатель: ребята, чем угощали гостей на новоселье? (пирогами, они предвещали добрые отношения с соседями).
- ребята, а что гости делали, уходя домой (дарили подарки, подарки должны быть обязательно дорогими).