Лучший педагог года

НОД в средней группе «Еду, еду к бабе, к деду»

Ландыш Абдуллина
НОД в средней группе «Еду, еду к бабе, к деду»

Еду, еду к бабе, к деду

Интеграция областей : коммуникация, познание, социализация, музыка.

Цель: Знакомство с устным народным творчеством, приобщение детей к народной культуре посредствам считалок, мирилок, закличек и русских народных игр.

Задачи:

образовательные:

-систематизировать знания о жанровом разнообразии малых русских фольклорных форм: песенках, потешках, мирилках, считалках, закличках, колыбельных песнях;

-формировать у дошкольников навык владения родным поэтическим языком;

развивающие:

- развивать речь детей;

Публикация «НОД в средней группе „Еду, еду к бабе, к деду“» размещена в разделах

- развивать слуховое восприятие и умение слушать песенки и потешки;

воспитательные:

-содействовать нравственному воспитанию дошкольников;

- воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

Оборудование:

Русская печь, сундук, ухват, чугунок, маска козлика, кочерга, коврик, куклы Мирон и Никита.

Предварительная работа:

Знакомство с потешками, песенками, мирилками, прибаутками, пение колыбельных песен,частушек.

Ход НОД:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поедем в деревню.. Садитесь на лошадок - поехали. (Дети скачут на лошадке (Под русскую народную музыку)

Дети:

Еду, еду к бабе, к деду!

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в яму!

(В конце потешки дети падают)

Ведущий :

Вот и приехали, нас уж хозяюшка встречает.

Бабушка: Здравствуйте, внучатки! Как я рада вас видеть! Проходите, мои дорогие, да рассаживайтесь поудобнее!

Погостите у меня ребятушки. А я вам хозяйство покажу.

Посмотрите в моей избе есть.

(подходим к печке.)

Дети: печка

Бабушка: для чего нужна печка?

Дети: Чтоб в избе тепло было.

Бабушка: А еще для чего?

Дети: Суп, кашу варить. Спать на ней.

Бабушка : Самое главное в русской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Раньше говорили «Печь нам мать родная».Готовили в русской печи и каши, и супы, и пироги пекли. Они отличались особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Что в печи на стол мечи».Еду готовили в чугунках. Что они заменяли?

Дети : Они заменяли кастрюли.

Бабушка: Правильно. Она сделана из чугуна- очень прочного металла.

А теперь угадайте-ка загадку:

Из русской печи

Кашу из печи тащи

Чугунок очень рад

Что его схватил …

Дети: ухват

Бабушка: правильно ребятушки. Чтобы чугунок поставить и вынимать из печи нужен ухват.

А теперь ещё загадка:

Железная нога – это ….

Дети: Кочерга

Бабушка :Правильно. Кочерга чтобы мешать угли.

Посмотрите ребята на рукоделия,которые сделали наши прабабушки. Они делали все своими руками : вышивали, вязали, ткали домотканые ковры, расписывали посуду.

Ах детушки совсем забыла про мои калачи. Поставлю ка я их в печь. (Калачи из пластилина)

(Шум да гам. Два мальчика ругаются за печкой. Две куклы мальчика.)

Кукла Никита :

Миронушка –Мирон

Полна пазуха ворон

Выглянул в окошко-

Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!

Кукла Мирон:

Никита – волокита

Купил лошадь без копыта.

А Фома – простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Зацепился за пенёк,

Простоял весь денёк,

Зацепился за кочку,

Простоял всю ночку.

Что за шум, что за гам. Это же мои внучата Никита и Мирон. Драчуны и хулиганы.

Они все время дразнятся и дерутся. Как мы можем им помочь помириться?

Бабушка: Есть такое очень хорошее красивое слово: мирилки; от слова мир, мириться, дружба - это короткие стишки, которые приговаривают дети после ссоры. Их придумал русский народ чтобы мириться. Но к сожалению я не знаю мирилок и мне не удастся их помирить. Ой,а может вы мне поможете? Кто-нибудь из вас знает мирилки? (Дети берут игрушки Никиту и Мирона рассказывают мирилки).

1-й ребенок:

Пальчик за пальчик

Крепко возьмем

Раньше дрались,

А теперь ни по чем.

2-й ребенок:

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!

3-й ребенок:

Хватит нам уже сердится.

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мирится:

-Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем,

И дружить, как прежде будем!

Бабушка: После таких мирилок они теперь точно дружно будут жить, а если даже поссорятся, то быстро помирятся! Спасибо вам, ребятушки! Вы знаете очень много интересных мирилок. Драться, ссорится и дразнить друг друга нельзя. А теперь мы помирили моих внучат и поиграть. Для этого нам нужно найти водящего. Для этого у нас есть русские народные считалочки.

Давайте дети вспомним их.

1-й ребенок:

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала

Оказалась впереди,

Кто не верит- выходи!

2-й ребенок:

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

3-й ребенок:

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

4-й ребенок:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Бабушка: Как много считалок вы знаете! А коль вы нашли ведущих, то может мы с вами поиграем?

Дети: Да, конечно.

Бабушка: Ну тогда мы с вами поиграем в интересную русскую народную игру Шел козел по лесу». (дети поют песню и в такт словам выполняют движения по тексту (Под музыку)

Русская народная игра «Шёл козёл по лесу».

В центре хоровода «Козёл». Дети в хороводе идут в одну сторону, «Козёл» в другую. Все поют:

Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу.

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. («Козёл» выводит на середину круга выбранного ребёнка – «Принцессу»)

-Давай козёл попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем, помашем.

И до свиданья скажем. («Козёл» встаёт в круг к детям, ребёнок «Принцесса» становится «Козлом» остаётся в центре круга. Игра повторяется.)

Бабушка: А теперь сыграем в игру «Ванька, встань-ка»

Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное положение. Затем приседают, опять встают на носки, приседают. Движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай- ка, приседай- ка,

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Хозяйка: Ой, ребята, мои внучата устали и им пора спать. А что мы можем сделать чтоб они быстрее уснули?

Дети: спеть колыбельную.

Хозяйка: а мы ее будет петь громко и весело?

Дети: Нет, тихо и спокойно, чтоб они быстро уснули.

Хозяйка: ну тогда вы начинайте петь, а я вам помогу!

(Под музыку Нины Поставничевой)

Поют :

Котя, котенька, коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Баю, баю, баю, бай

Поскорее засыпай.

Баю, баю, баю, бай

Поскорее засыпай.

Бабушка:

Ой, ребятушки, кот да щенок заснули, да и наши гости тоже начали засыпать. А чем мы их можем повеселить, да потешить?

Дети: Рассказать потешку, спеть частушку.

Бабушка: А кто из вас хочет рассказать потешку или спеть частушку и развеселить наших гостей?

1-й ребенок (частушка)

Я проснулась утром рано,

На дворе светлым-светло

Значит, солнце раньше встало,

Будит тех, кто спит ещё.

2-й ребенок (потешка)

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала –

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

3-й ребенок:

Наша – то хозяюшка сметливая была,

Всем в избе работушку к празднику дала.

Чашечку собачка моет язычком.

Мышка собирает крошки под окном.

По столу котище лапою скребет.

Половичку курочка веничком метет.

4-й ребенок.

Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

5- й ребенок.

А тари, тари, тари,

Куплю Маше янари.

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.

Бабушка: Вот мы сами развеселились и гостей потешили. И русские народные мирилки и частушки и потешки и считалки вы знаете. Молодцы! А у меня и калачи испеклись, возьмите с собой гостинец. (настоящие калачи)

Ведущий: спасибо тебе хозяйка за гостеприимство да за вкусное угощение. Ребятушки, мы с вами угощение возьмем, да и в группе чай попьем!

Бабушка: до новой встречи, всего вам хорошего!

Дети: До свидания!

Публикации по теме:

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в средней группе «Еду, еду к бабе, к деду»
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 20:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД