Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению детей с правилами речевого этикета

Марина Туксина
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению детей с правилами речевого этикета
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «Осваиваем речевой этикет»

Задачи:

Образовательные:

Дать детям понятия о формулах речевого этикета

Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета

Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению детей с правилами речевого этикета» размещена в разделах

Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации

Воспитательные:

Воспитывать культуру вежливого и доброжелательного общения.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход НОД

Слайд 1

Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы, что только люди умеют говорить? Для чего же людям понадобилась речь? (ответы детей). Конечно, речь нужна нам для общения друг с другом. А вот послушайте, что может случиться, если человек вдруг остаётся один, без друзей.

Слайд 2

Я хочу вам рассказать об одном мальчике, который ведёт удивительные разговоры. Послушайте и поразмышляйте, о чём он говорит? Почему?

Слайд 3

Разговоры (Агния Барто)

Хорошо говорить по субботам

В зоопарке – с самим бегемотом.

А ещё хорошо вечерами

Заводить разговор – с комарами.

Заскучаю порою немножко

И болтаю со спящею кошкой…

Нарешаюсь задач – и нередко

Разговор завожу…. с табуреткой,

Или, скажем, со шкафом в прихожей –

Не всегда, но беседую тоже…

Что случилось с эти мальчиком, почему он разговаривает с бегемотом в зоопарке или с комарами, и даже с табуреткой?

- Да, вы правы, наверное, у мальчика нет друзей, ему скучно, тоскливо одному. Поэтому он пытается разговаривать с такими неожиданными собеседниками. Но ответа от них не получает. Грустно!

- Ребята, а как вы думаете для чего нам общение? (ответы детей)

А чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, послушайте ещё одно стихотворение, написала его Агния Барто.

Слайды 4,5,6

Я люблю ходить вдвоём

Я люблю ходить вдвоём

В поле, в лес, на водоём,

Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем – нибудь.

Я люблю кричать: «Гляди!

Посмотри! Постой-ка!

Слайд 7,8

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько.»

Слайд 9

И с обрыва, с высоты

Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво!»

Воспитатель: - Подумайте, почему стихотворение называется «Я люблю ходить вдвоём»?

- Да, когда не с кем поговорить о том, что увидел, не с кем «поделиться красотой», не с кем разделить своё чувство восхищения, человеку плохо, одиноко. Человеку нужно общение.

- А всегда ли вам удаётся поделиться своими чувствами (радостью, огорчением, грустью) с кем – нибудь (мамой, папой, бабушкой, другом? А были ли случаи, когда вас не стали слушать? Хорошо ли вам было? (ответы детей)

- Итак, речь нам нужна для того, чтобы делиться своими мыслями и чувствами с другими людьми. Это и значит общаться друг с другом. Без общения человеку трудно жить на свете, а может быть, даже и невозможно.

А сейчас, я предлагаю немного попутешествовать. Согласны? А отправимся мы с вами в страну Вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых слов.

- Представьте себе, что вы идете с кем-то из взрослых (мамой, папой, бабушкой) на прoгулку и встречаете знакомого человека, что вы сделаете, поравнявшись с ним? (ответы детей).

Слайд 10

-Правильно, нужно поздороваться.

- А как лучше поздороваться? (ответы детей).

- Ребята, лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, улыбнуться приветливо, посмотреть человеку в глаза и негромко, но четко и ясно сказать: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!». Что означает слово «здравствуйте»? (ответы детей).

- Верно. «Здравствуйте» - хорошее, доброе слово и, говоря, его мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы не пришли - в гости, к друзьям, в детский сад, в больницу или просто встретили знакомого человека, везде первым делом нужно сказать вежливое слово: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!».

Слайд 11

Раньше на Руси был прекрасный обычай здороваться со всеми кто шел навстречу со знакомыми и незнакомыми людьми. Ведь это очень приятно быть вежливым и желать человеку доброго здоровья!

При встрече друг с другом они не только здоровались, но и кланялись друг другу.

Слайд 12

В наше время поклоны не приняты, но лёгкое рукопожатие рук, тоже является правилом хорошего тона.

Итак, давайте не будем никогда забывать о том, что прежде чем начинать разговор с человеком, обязательно нужно его поприветствовать.

А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Хотите проверить?

Слайд 13

Игра «Комплименты»

Вставайте в круг. Ребята, а вы знаете, что такое комплименты? (ответы детей). Комплименты – это слова, которые говорят человеку, когда хотят подчеркнуть его лучшие качества. Внимательно посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем друг другу что – нибудь приятное, т. е. сделаем комплимент. Начну я. «Анечка, у тебя такая красивая улыбка!»

Вот видите, как мы комплиментами подняли друг другу настроение. Как вы думаете, нужны ли нам комплименты? Конечно, да! Человеку всегда приятно услышать о себе что – нибудь хорошее. Недаром, в народе говорят, «доброе слово и кошке приятно»

Ребята, а как нужно себя вести во время разговора? Попробуем сформулировать некоторые правила ведения разговора, начну я, а вы помогайте мне

Нельзя перебивать говорящего.

Слайд 14

Нельзя кричать и повышать голос, перед тобой не глухие.

Во время разговора слова нужно произносить чётко.

Слайд 15

Нельзя говорить во время еды.

Не размахивай руками во время разговора.

Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините»

Слайд 16 (пустой, итог)

- Ребята, а вы согласны с тем, что речь – это источник информации? (ответы детей). Конечно, ведь когда мы разговариваем друг с другом, мы узнаём что – то новое, интересное, полезное. А закончить наше занятие, мне хотелось бы словами «Хотите быть услышанными, научитесь слушать сами»

Публикации по теме:

Перспективное планирование в подготовительной группе по теме: «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения». Представленный материал для работы с детьми подготовительной группы по изучению речевого этикета рассчитан на год и включает восемь циклов.

Программа кружка «Речевой этикет» Программа кружка «Речевой этикет» Пояснительная записка Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению детей с правилами речевого этикета
Опубликовано: 20 марта 2014 в 10:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению детей с правилами речевого этикета» (включая файлы) размещена пользователем Марина Туксина (УИ 11356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД