Марина Туксина
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению детей с правилами речевого этикета
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Осваиваем речевой этикет»
Задачи:
Образовательные:
Дать детям понятия о формулах речевого этикета
Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета
Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению детей с правилами речевого этикета» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации
Воспитательные:
Воспитывать культуру вежливого и доброжелательного общения.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход НОД
Слайд 1
Воспитатель: - Ребята, знаете ли вы, что только люди умеют говорить? Для чего же людям понадобилась речь? (ответы детей). Конечно, речь нужна нам для общения друг с другом. А вот послушайте, что может случиться, если человек вдруг остаётся один, без друзей.
Слайд 2
Я хочу вам рассказать об одном мальчике, который ведёт удивительные разговоры. Послушайте и поразмышляйте, о чём он говорит? Почему?
Слайд 3
Разговоры (Агния Барто)
Хорошо говорить по субботам
В зоопарке – с самим бегемотом.
А ещё хорошо вечерами
Заводить разговор – с комарами.
Заскучаю порою немножко
И болтаю со спящею кошкой…
Нарешаюсь задач – и нередко
Разговор завожу…. с табуреткой,
Или, скажем, со шкафом в прихожей –
Не всегда, но беседую тоже…
Что случилось с эти мальчиком, почему он разговаривает с бегемотом в зоопарке или с комарами, и даже с табуреткой?
- Да, вы правы, наверное, у мальчика нет друзей, ему скучно, тоскливо одному. Поэтому он пытается разговаривать с такими неожиданными собеседниками. Но ответа от них не получает. Грустно!
- Ребята, а как вы думаете для чего нам общение? (ответы детей)
А чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, послушайте ещё одно стихотворение, написала его Агния Барто.
Слайды 4,5,6
Я люблю ходить вдвоём
Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем – нибудь.
Я люблю кричать: «Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Слайд 7,8
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько.»
Слайд 9
И с обрыва, с высоты
Я зову: «Ау! Где ты?
Погляди с обрыва,
Как вокруг красиво!»
Воспитатель: - Подумайте, почему стихотворение называется «Я люблю ходить вдвоём»?
- Да, когда не с кем поговорить о том, что увидел, не с кем «поделиться красотой», не с кем разделить своё чувство восхищения, человеку плохо, одиноко. Человеку нужно общение.
- А всегда ли вам удаётся поделиться своими чувствами (радостью, огорчением, грустью) с кем – нибудь (мамой, папой, бабушкой, другом? А были ли случаи, когда вас не стали слушать? Хорошо ли вам было? (ответы детей)
- Итак, речь нам нужна для того, чтобы делиться своими мыслями и чувствами с другими людьми. Это и значит общаться друг с другом. Без общения человеку трудно жить на свете, а может быть, даже и невозможно.
А сейчас, я предлагаю немного попутешествовать. Согласны? А отправимся мы с вами в страну Вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых слов.
- Представьте себе, что вы идете с кем-то из взрослых (мамой, папой, бабушкой) на прoгулку и встречаете знакомого человека, что вы сделаете, поравнявшись с ним? (ответы детей).
Слайд 10
-Правильно, нужно поздороваться.
- А как лучше поздороваться? (ответы детей).
- Ребята, лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, улыбнуться приветливо, посмотреть человеку в глаза и негромко, но четко и ясно сказать: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!». Что означает слово «здравствуйте»? (ответы детей).
- Верно. «Здравствуйте» - хорошее, доброе слово и, говоря, его мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы не пришли - в гости, к друзьям, в детский сад, в больницу или просто встретили знакомого человека, везде первым делом нужно сказать вежливое слово: «ЗДРАВСТВУЙТЕ!».
Слайд 11
Раньше на Руси был прекрасный обычай здороваться со всеми кто шел навстречу со знакомыми и незнакомыми людьми. Ведь это очень приятно быть вежливым и желать человеку доброго здоровья!
При встрече друг с другом они не только здоровались, но и кланялись друг другу.
Слайд 12
В наше время поклоны не приняты, но лёгкое рукопожатие рук, тоже является правилом хорошего тона.
Итак, давайте не будем никогда забывать о том, что прежде чем начинать разговор с человеком, обязательно нужно его поприветствовать.
А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Хотите проверить?
Слайд 13
Игра «Комплименты»
Вставайте в круг. Ребята, а вы знаете, что такое комплименты? (ответы детей). Комплименты – это слова, которые говорят человеку, когда хотят подчеркнуть его лучшие качества. Внимательно посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем друг другу что – нибудь приятное, т. е. сделаем комплимент. Начну я. «Анечка, у тебя такая красивая улыбка!»
Вот видите, как мы комплиментами подняли друг другу настроение. Как вы думаете, нужны ли нам комплименты? Конечно, да! Человеку всегда приятно услышать о себе что – нибудь хорошее. Недаром, в народе говорят, «доброе слово и кошке приятно»
Ребята, а как нужно себя вести во время разговора? Попробуем сформулировать некоторые правила ведения разговора, начну я, а вы помогайте мне
Нельзя перебивать говорящего.
Слайд 14
Нельзя кричать и повышать голос, перед тобой не глухие.
Во время разговора слова нужно произносить чётко.
Слайд 15
Нельзя говорить во время еды.
Не размахивай руками во время разговора.
Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините»
Слайд 16 (пустой, итог)
- Ребята, а вы согласны с тем, что речь – это источник информации? (ответы детей). Конечно, ведь когда мы разговариваем друг с другом, мы узнаём что – то новое, интересное, полезное. А закончить наше занятие, мне хотелось бы словами «Хотите быть услышанными, научитесь слушать сами»