Лучший педагог года

НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в Антарктиду»

Елена Тюменцева
НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в Антарктиду»

Программное содержание:

1. Речевое развитие :

• Обогащать речь детей словами, характеризующиеособенности географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды.

• Упражнять в подборе существительных к прилагательному (снег – белый, холодный и т. д.).

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (трое пингвинят).

Публикация «НОД в старшей группе по реализации образовательной области „Речевое развитие“ „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах

• Упражнять в образовании однокоренных слов (пингвин - пингвиненок; тюлень - тюлененок).

• Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую речь через использование мнемотаблиц.

2. Познавательное развитие :

Развитие экологического мышления и творческого воображения впроцессе ознакомления детей с миром природы Антарктиды.

Развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:

- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, игрушка яйцо пингвина;

- видеои аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;

- емкость с водой, лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»;

Ход занятия:

(Строим корабль из мягких модулей для путешествия в Антарктиду).

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами станем настоящими моряками и отправимся в путешествие к далекой Антарктиде. Мы построили корабль. Теперь нам нужно собрать вещи, которые понадобятся в плавании. Я принесла некоторые из них, давайте посмотрим?

(воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это)

Воспитатель: (берет в руки карту)Что это? (Карта)

Воспитатель: для чего нужна карта (для прокладывания маршрута, определения местоположения).

Воспитатель: (берет в руки компас)Это что? (компас).

Воспитатель: для чего он нужен? (определять направление движения).

Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое? (аптечка).

Воспитатель: для чего нужна аптечка? (для хранения предметов оказания первой медицинской помощи).

Воспитатель: (берет в руки темные очки) Что это? (темные очки)

Воспитатель: Ребята, наверное, это попало сюда по ошибке. Нужны ли нам темные очки? (да, защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой, т. к. снег отражает солнечный свет).

Воспитатель: (достает и показывает варежки, шапка, шарф) Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф). Как можно это назвать одним словом? (теплые вещи).

Воспитатель: для чего нужны теплые вещи? (чтобы сохранять тепло, когда низкие температуры).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому могут пригодиться эти вещи в Антарктиде? (ученому – полярнику).

Воспитатель: Кто такие полярники? (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).

Воспитатель: Что они делают в Антарктиде? (наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю).

Воспитатель: Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым, полярникам, мы знаем о погоде, жизни в Антарктиде.

Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде? (нет, там только станции, на которых работают ученые, полярники). Почему? (потому, что там низкие температуры, нет достаточно пищи для питания, низкое содержание кислорода в воздухе).

(помощник заранее подкладывает незаметно яйцо).

Воспитатель:Ой, ребята, посмотрите, что это? (яйцо). Как вы думаете, чье оно? (дети называют возможные варианты, приходим к выводу, что это яйцо пингвина). Может нам вернуть его маме и папе, раз мы всё равно отправляемся в путешествие в Антарктиду? (да).

Воспитатель:Отлично, к плаванию мы готовы. Теперь нам нужно проложить маршрут нашего путешествия. Посмотрите внимательно на карту. На каком материке мы живем? (Евразия).

Воспитатель: Никита, покажи, пожалуйста, его на карте.

Воспитатель: Как вы думаете, где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе). Кто мне покажет, где это? (ребенок показывает Антарктиду на карте). Молодцы, а теперь посмотрите, пожалуйста, на глобус. Они различаются с картой тем, что глобус – это объемная модель Земли. Карта же – плоскостное изображение нашего земного шара.

Воспитатель: Итак, маршрут мы проложили, пора отправляться в путешествие на нашем ледоколе. Ведь только он может расколоть замершие воды океана. Но, чтобы нас сильно не укачивало, мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка «Зарядка моряков».

Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к плечам)

Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)

Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед собой)

Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)

Проверяют сети (руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)

Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)

Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)

Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)

Пообедаем и в путь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)

Паруса пора надуть. (дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)

Якорь поднят, море ждёт –(руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)

Кто так сможет - шаг вперёд!

Воспитатель: Перед тем, как мы поплывем, нам нужно придумать правила поведения на корабле.

Воспитатель: Загружаемся на корабль и вперед!

Воспитатель: Ребята, смотрите, что это впереди? (Антарктида). Почему она маленькая?

Слайд № 1 - Антарктида

Воспитатель: Каким цветом отмечена Антарктида? (белым)

Воспитатель: Что означает белый цвет? (снег, лед, холод).

Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Слайд № 2 - Айсберги

Воспитатель: Ой, ребята, как вы думаете, что это мы проплываем? (Айсберги).

Воспитатель: Откуда появились эти ледяные громады? (Они откололись от ледника).

Воспитатель: Опасны ли айсберги? Для кого? (большую опасность айсберги представляют для кораблей.) Почему?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию, которая находится внизу в каюте.

Опыт со льдом:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, возьмите и поместите в воду ваши кусочки льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему? (Лед легче воды)

Воспитатель: Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Айсберги опасны для кораблей). Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо?» (лед хорошо – можно заморозить продукты, чтобы не испортились; пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо - упадешь, поломаешь ногу, руку; провалиться и утонуть; холодно – простынешь.)

Воспитатель: Возвращаемся на корабль.

Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа? (да).Назовите их (животные - тюлень, морской котик; птицы (какие) (пингвины, буревестники, рыбы (какие) (кит, касатка).

Слайд № 3. Морской котик.

Воспитатель: - Смотрите, мы как раз проплываем одних из жителей Антарктиды. Кто это? (Животные).Назовите их (тюлень, морской котик).

Воспитатель: - Кто это? (морской котик). Покажи. А как по – другому называют морского котика (пятнистый морской леопард).Как вы думаете, почему? (за его окрас – пятнышки на теле).

Слайд № 4. Тюлень.

Воспитатель: - Кто это? (тюлень). А как можно ласково назвать тюленя? (тюлененок). А если их много? (много тюленей).

Воспитатель: Молодцы! Плывем дальше.

Слайд № 5 –буревестник, альбатрос.

Воспитатель: Кто это? (птицы). Назовите их (альбатрос, буревестник). Почему это птицы? (У птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, высиживают яйца).

Слайд № 6. Пингвин.

Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать).

Воспитатель:Ребята, давайте вспомним еще раз, что за птица пингвин. Никита, может быть ты нам расскажешь? Поможет тебе в этом наша таблица. (рассказ по мнемотаблице).

Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира).

Слайд № 7– детский сад пингвинов

Воспитатель: У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком суровом крае.

Слайд № 8 - Ночь.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.

В Антарктиде уже наступает полярная ночь, и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

Слайд № 9 – Видео –Полярное Сияние.

Воспитатель: Понравилось полярное сияние?

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а яйцо то исчезло.

Слайд №10 – Пингвин вместе с яйцом.

Воспитатель: Это мама пришла за своим яйцом. Смотрите, как она рада! Воспитатель: Ну, что? Яйцо мы вернули,в Антарктиде побывали, пора нам возвращаться обратно. Вас ведь тоже ждут ваши мамы и папы. Давайте скажем до свидания нашим пингвинам. Отправляемся в путь!

Воспитатель:Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду? Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц при реализации программы ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» Одним из направлений развития и образования детей в детском саду является речевое развитие, которое включает владение речью как средством.

«Проделки Шапокляк» Итоговое интегрированное занятие в образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе по обучению грамоте «Проделки Шапокляк» Цель: в занимательной форме обобщить.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста. Цель: Формирование основ звуковой культуры речи. Программные.

«У кормушки». Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»«У кормушки». Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» Программное содержание: Учить слышать и правильно произносить звуки. учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями (красногрудая,.

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Дикие животные» КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «Дикие животные». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОВЗ по теме «Одежда» Конспект занятия по образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей с ОВЗ. Тема: «Одежда» Цель:- Развивать внимание детей,.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Сентябрь Тема недели. Развитие речи. Тема и цель.

Проект НОД образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101» Проект НОД Образовательной области «Речевое развитие».

Задачи на год по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие речи Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Развивающая речевая среда.

Занятие по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. Сравнение русской народной сказки "Кот и лиса" и украинской народной сказки "Пан Котофей" Цель: учить замечать сходство и различие в построении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в Антарктиду»
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 12:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД