НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в Антарктиду»

Елена Тюменцева
НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в Антарктиду»

Программное содержание:

1. Речевое развитие:

• Обогащать речь детей словами, характеризующиеособенности географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды.

• Упражнять в подборе существительных к прилагательному (снег – белый, холодный и т. д.).

• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (трое пингвинят).

• Упражнять в образовании однокоренных слов (пингвин - пингвиненок; тюлень - тюлененок).

• Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую речь через использование мнемотаблиц.

2. Познавательное развитие:

Развитие экологического мышления и творческого воображения впроцессе ознакомления детей с миром природы Антарктиды.

Развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:

- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, игрушка яйцо пингвина;

- видеои аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»;

- емкость с водой, лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»;

Ход занятия:

(Строим корабль из мягких модулей для путешествия в Антарктиду).

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами станем настоящими моряками и отправимся в путешествие к далекой Антарктиде. Мы построили корабль. Теперь нам нужно собрать вещи, которые понадобятся в плавании. Я принесла некоторые из них, давайте посмотрим?

(воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это)

Воспитатель: (берет в руки карту)Что это? (Карта)

Воспитатель: для чего нужна карта (для прокладывания маршрута, определения местоположения).

Воспитатель: (берет в руки компас)Это что? (компас).

Воспитатель: для чего он нужен? (определять направление движения).

Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое? (аптечка).

Воспитатель: для чего нужна аптечка? (для хранения предметов оказания первой медицинской помощи).

Воспитатель: (берет в руки темные очки) Что это? (темные очки)

Воспитатель: Ребята, наверное, это попало сюда по ошибке. Нужны ли нам темные очки? (да, защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой, т. к. снег отражает солнечный свет).

Воспитатель: (достает и показывает варежки, шапка, шарф) Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф). Как можно это назвать одним словом? (теплые вещи).

Воспитатель: для чего нужны теплые вещи? (чтобы сохранять тепло, когда низкие температуры).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому могут пригодиться эти вещи в Антарктиде? (ученому – полярнику).

Воспитатель: Кто такие полярники? (Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).

Воспитатель: Что они делают в Антарктиде? (наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю).

Воспитатель: Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым, полярникам, мы знаем о погоде, жизни в Антарктиде.

Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде? (нет, там только станции, на которых работают ученые, полярники). Почему? (потому, что там низкие температуры, нет достаточно пищи для питания, низкое содержание кислорода в воздухе).

(помощник заранее подкладывает незаметно яйцо).

Воспитатель:Ой, ребята, посмотрите, что это? (яйцо). Как вы думаете, чье оно? (дети называют возможные варианты, приходим к выводу, что это яйцо пингвина). Может нам вернуть его маме и папе, раз мы всё равно отправляемся в путешествие в Антарктиду? (да).

Воспитатель:Отлично, к плаванию мы готовы. Теперь нам нужно проложить маршрут нашего путешествия. Посмотрите внимательно на карту. На каком материке мы живем? (Евразия).

Воспитатель: Никита, покажи, пожалуйста, его на карте.

Воспитатель: Как вы думаете, где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе). Кто мне покажет, где это? (ребенок показывает Антарктиду на карте). Молодцы, а теперь посмотрите, пожалуйста, на глобус. Они различаются с картой тем, что глобус – это объемная модель Земли. Карта же – плоскостное изображение нашего земного шара.

Воспитатель: Итак, маршрут мы проложили, пора отправляться в путешествие на нашем ледоколе. Ведь только он может расколоть замершие воды океана. Но, чтобы нас сильно не укачивало, мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка «Зарядка моряков».

Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх опустить к плечам)

Делают зарядку только по порядку. (руки в стороны к плечам)

Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

Стоп машина нету хода. (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед собой)

Моют палубу с утра, (дети имитируют мытьё пола)

Проверяют сети (руки поднимают вверх поворачиваются вправо, влево)

Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)

Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны)

Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)

Пообедаем и в путь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)

Паруса пора надуть. (дыхательное упражнение с поворотом головы вправо влево)

Якорь поднят, море ждёт –(руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)

Кто так сможет - шаг вперёд!

Воспитатель: Перед тем, как мы поплывем, нам нужно придумать правила поведения на корабле.

Воспитатель: Загружаемся на корабль и вперед!

Воспитатель: Ребята, смотрите, что это впереди? (Антарктида). Почему она маленькая?

Слайд № 1 - Антарктида

Воспитатель: Каким цветом отмечена Антарктида? (белым)

Воспитатель: Что означает белый цвет? (снег, лед, холод).

Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Слайд № 2 - Айсберги

Воспитатель: Ой, ребята, как вы думаете, что это мы проплываем? (Айсберги).

Воспитатель: Откуда появились эти ледяные громады? (Они откололись от ледника).

Воспитатель: Опасны ли айсберги? Для кого? (большую опасность айсберги представляют для кораблей.) Почему?

Воспитатель: Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию, которая находится внизу в каюте.

Опыт со льдом:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, возьмите и поместите в воду ваши кусочки льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему? (Лед легче воды)

Воспитатель: Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Айсберги опасны для кораблей). Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна).

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо?» (лед хорошо – можно заморозить продукты, чтобы не испортились; пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо - упадешь, поломаешь ногу, руку; провалиться и утонуть; холодно – простынешь.)

Воспитатель: Возвращаемся на корабль.

Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа? (да).Назовите их (животные - тюлень, морской котик; птицы (какие) (пингвины, буревестники, рыбы (какие) (кит, касатка).

Слайд № 3. Морской котик.

Воспитатель: - Смотрите, мы как раз проплываем одних из жителей Антарктиды. Кто это? (Животные).Назовите их (тюлень, морской котик).

Воспитатель: - Кто это? (морской котик). Покажи. А как по – другому называют морского котика (пятнистый морской леопард).Как вы думаете, почему? (за его окрас – пятнышки на теле).

Слайд № 4. Тюлень.

Воспитатель: - Кто это? (тюлень). А как можно ласково назвать тюленя? (тюлененок). А если их много? (много тюленей).

Воспитатель: Молодцы! Плывем дальше.

Слайд № 5 –буревестник, альбатрос.

Воспитатель: Кто это? (птицы). Назовите их (альбатрос, буревестник). Почему это птицы? (У птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть две лапы, высиживают яйца).

Слайд № 6. Пингвин.

Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать).

Воспитатель:Ребята, давайте вспомним еще раз, что за птица пингвин. Никита, может быть ты нам расскажешь? Поможет тебе в этом наша таблица. (рассказ по мнемотаблице).

Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира).

Слайд № 7– детский сад пингвинов

Воспитатель: У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком суровом крае.

Слайд № 8 - Ночь.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.

В Антарктиде уже наступает полярная ночь, и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

Слайд № 9 – Видео –Полярное Сияние.

Воспитатель: Понравилось полярное сияние?

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а яйцо то исчезло.

Слайд №10 – Пингвин вместе с яйцом.

Воспитатель: Это мама пришла за своим яйцом. Смотрите, как она рада! Воспитатель: Ну, что? Яйцо мы вернули,в Антарктиде побывали, пора нам возвращаться обратно. Вас ведь тоже ждут ваши мамы и папы. Давайте скажем до свидания нашим пингвинам. Отправляемся в путь!

Воспитатель:Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду? Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц при реализации программы ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» Одним из направлений развития и образования детей в детском саду является речевое развитие, которое включает владение речью как средством.

«Проделки Шапокляк» Итоговое интегрированное занятие в образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе по обучению грамоте «Проделки Шапокляк» Цель: в занимательной форме обобщить.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста. Цель: Формирование основ звуковой культуры речи. Программные.

«У кормушки». Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»«У кормушки». Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» Программное содержание: Учить слышать и правильно произносить звуки. учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями (красногрудая,.

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Дикие животные» КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «Дикие животные». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОВЗ по теме «Одежда» Конспект занятия по образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей с ОВЗ. Тема: «Одежда» Цель:- Развивать внимание детей,.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Сентябрь Тема недели. Развитие речи. Тема и цель.

Проект НОД образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101» Проект НОД Образовательной области «Речевое развитие».

Задачи на год по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие речи Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Развивающая речевая среда.

Занятие по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. Сравнение русской народной сказки "Кот и лиса" и украинской народной сказки "Пан Котофей" Цель: учить замечать сходство и различие в построении.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в Антарктиду»
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 12:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект прогулки с экспериментированием «Наблюдение за растениями»
[ ЦЕЛЬ ПРОГУЛКИ: обобщить представления детей о типичной морфологии растениий; закрепить умение различать и называть части растений; формировать...
Познавательное развитие в подготовительной группе, по развитию речи «Спасение солнышка»
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43»- «детский сад 40» Познавательное развитие в...
Конспект НОД по речевому развитию «Осень. Слушание мордовской сказки «Лиса и журавль»
Задачи: - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить подбирать слова, используя рифму; - учить различать простейшие случаи...
«Особенности оздоровительно — воспитательной работы с ослабленными и часто болеющими...
На протяжении нескольких лет я углубленно работаю по теме : «Взаимодействие родителей и воспитателей в формировании у детей здорового образа жизни»....
Родительское собрание
Итоговое родительское собрание за 2017-2018учебный год в разновозрастной группе структурного подразделения «Детский сад» МАОУ ООШ с. Красный Яр «Итого года...