Ирина Великороднова
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения
▼ Скачать + Заказать документы
овые подходы к системе оценивания
образовательных достижений обучающихся
на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО.
С 1 сентября 2011 года первоклассники начали обучение по ФГОС второго поколения. Образовательные стандарты рассматриваются сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.
Публикация «Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения» размещена в разделах
Переход на новые стандарты обучения обусловлен рядом проблем первой ступени школьного образования : обновление содержания образования, методик и технологий обучения, системы оценивания учебных достижений младших школьников.
Одним из условий обновления содержания начального образования явились внедрение и апробация новых учебно-методических комплектов, большинство из которых являются развивающими. Изменения, произошедшие в содержании современного образования, влекут за собой и изменение системы оценивания. Как сказано в Письме Министерства образования РФ «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» от 03.06.03 г. «Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания». Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию к некоторой норме к принципу оценивания образованности по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. Оценка – это показатель качества работы и ее исполнения. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса : ученики, учителя, родители. Оценка результатов образования является необходимым условием реализации требований образовательных стандартов. Традиционная система оценивания не дает полноценной возможности формирования оценочной самостоятельности, затрудняет индивидуализацию обучения, является малоинформативной, часто имеет травмирующий характер. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности и, возможно даже к ухудшению его физического здоровья.
Вот какое отношение к оценке высказывает В. А. Сухомлинский: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно – познавательную деятельность первоклассников. Работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся. Эта работа проводится в несколько этапов:
1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения.
2. Самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
3. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ производства формализованной оценки. Каждому заданию приписывается «цена» - балл.
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
Оценивать свою работу по заданным учителем критериям;
Соотносить свою оценку с оценкой учителя;
Договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
Обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
В своей практической деятельности педагоги нашей школы используют различные приемы оценивания учебных достижений первоклассников такие, как «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно; «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке, если учитель согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик, ниже или выше. «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов. Красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь. Упражнение «Комплимент» используется во время устных ответов учащихся: «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо. Использование конвертов для «медалек» - «За тягу к чтению», «За успехи в математике», «За умение дружить», «За старание», «За любознательность». Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно». Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении результатов. Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно – ориентированного образовательного процесса : фиксирует изменения, и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.
Новая система оценивания позволяет учителю :
Получить информацию (оценка – цель)
Составлять список планируемых результатов
Опираться на уровневую дифференциацию обучения (требования к базовому уровню – требования к повышенному уровню обучения)
Использовать критерия относительной успешности ученика (динамика успешности ученика)
Внедрение оценки индивидуального прогресса учащихся
Включение разных видов контрольно – оценочной деятельности
Проводить зачетную систему контроля (тематический контроль). Задача учителя увидеть пробелы ученика, помочь ему пересдать то, что не выполнил.
Оформлять итоговую оценку деятельности ученика в виде характеристики, в которой указываются положительные и отрицательные стороны характера ученика, мотивация к учению, дисциплина, а также результаты, достигнутые к концу учебного года, с перечислением усвоенных и неусвоенных тем. Далее характеристика будет содержать рекомендации ребенку и родителям для ликвидации обнаруженных пробелов в знаниях. Приложением к характеристике будет портфолио, видеозаписи и другое.
Каковы же функции педагога в условиях безотметочного обучения?
Аналитико – рефлексивная
Конструктивная
Коррекционно – регулирующая
Педагогическая поддержка
Информационно – оценивающая
Из всего выше сказанного следует, что учитель в обновляющейся школе должен не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Литература:
А. В. Баранников «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения». Н. ш. №8, 2003, с. 3-8.
В. А. Сухомлинский «О воспитании», 1975.
О. В. Дылюк статья «О безотметочном обучении в начальной школе».
Т. Пакулова статья «Поиск и апробация новых систем оценивания в условиях безотметочного обучения».