Кузнецова Дарья Евгеньевна
Сенсорные игры как средство формирования словаря у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного воспитания.
(профессор Н. М. Щелованов)
В условиях ФГОС, где дошкольное образование рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности.
Публикация «Сенсорные игры как средство формирования словаря у детей раннего возраста» размещена в разделах
Выбор темы обусловлен проблемой развития речи детей раннего возраста. Развитие речи является базовым элементом для всестороннего развития ребёнка. Речь ребенка раннего возраста отражает развитие и закладывает основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления, а также адаптацию и социализацию ребенка в обществе.
Исследования показывают, что если предоставить ребенку возможность только лишь самостоятельного изучения окружающих его предметов и явлений, то полученные знания будут поверхностными и не полными. Для формирования у ребенка более точных, целостных представлений необходимо своевременное, целенаправленное, качественное сенсорное воспитание.
Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.
Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи и слух.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Ф. А. Сохин Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и др.
Специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве Ф. А. Сохин отмечал, что «В младшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов». Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Ведущая деятельность с детьми в раннем возрасте игровая. Поэтому сенсорные игры необходимо включать именно в эту деятельность.
Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.
Проанализировав методические пособия по формированию словаря детей раннего возраста посредством сенсорных игр, можно сделать вывод о том, что самыми эффективными являются следующие сенсорные игры :
-игры на знакомство с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями,
-игры на развитие тактильных ощущений,
-игры на развитие звуковых ощущений.
Цель которую я поставила перед собой – формирования словаря детей раннего возраста посредством сенсорных игр. Исходя из цели, сформулировала задачи :
- проанализировать методическую литературу по теме сенсорного развития;
- создать предметно-развивающую среду
- систематизировать и пополнить картотеку сенсорных игр по обогащению словарного запаса детей раннего возраста
-привлечь родителей к активному участию в решение проблем с речью.
В своей работе я использую программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует ФГОС дошкольного образования.
Мною была проведена диагностика для определения уровня сформированности словаря у детей 2-3лет. Ребёнок получил задания, составленные на основе программных требований к формированию словаря.
Существительные, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
глаголы, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус, темпера-туру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); наречия (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Диагностика формирования словаря на начало учебного года показала, что 60% воспитанников моей группы имеют средний уровень, 40% - низкий и 0%-высокий уровень. На основе полученных данных была спроектирована работа по формированию словаря посредством сенсорных игр.
Работа началась с создания предметно-развивающей среды. В группе оборудован центр сенсорного развития. В него входят:
- «бизиборд»;
- сенсорные коврики с замками, застежками, липучками;
- мозаика;
- конструктор;
- пирамиды;
- игры-шнуровки;
- сенсорные кубики
-цветной песок.
Вся работа по использованию сенсорных игр проводилась в трех направлениях:
• в ходе совместной образовательной деятельности на занятиях;
• в ходе режимных моментов;
• в самостоятельной деятельности детей.
Я использовала в своей работе следующие сенсорные игры :
• пальчиковые игры;
• игры с бумагой, глиной, пластилином, песком и т. д. ;
• настольно-печатные игры : мозаика, конструктор, шнуровка, пазлы и т. д. ;
• театрализованные игры : театр теней, варежковый, пальчиковый и т. д. ;
• дидактические игры.
Также использовала самомассаж в игровой форме : как традиционный (поглаживание и разминание кистей и пальцев рук, так и нетрадиционный (карандашами, мячиками).
Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления к решению проблемы. Для этого использовала традиционные и нетрадиционные формы работы. Такие как консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, информация в родительских уголках, в папках-передвижках, разработала памятки и рекомендации. Родители стали моими активными помощниками, используют рекомендуемые мною игры, понимают их значение.
Диагностическое обследование формирования словаря детей в конце учебного года проводилось по той же методике и с использованием того же диагностического материала, что и в начале года. Это позволило провести сравнительный анализ уровня развития детей.
В результате проделанной работы в группе созданы все условия для формирования словарного запаса детей раннего возраста с учетом возрастных особенностей и современных требований в воспитании. Предметно-развивающая среда разнообразна, содержательно насыщена, доступна и безопасна. Дети с удовольствием включаются в игровую деятельность, проявляя радостные эмоции. У детей прослеживается положительная динамика по формированию словаря. Целенаправленное и систематическое использование в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование словаря способствовало обогащению речи детей. Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть, что дети приобрели навыки речевого общения. Заметно обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный.
Список используемой литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛ Ы. Инновационная программа дошкольного образо-
вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание
пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
2. Ушакова О. С., Струнина Е. М Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно - методическое пособие, 2014 г.
3. ФГОС Развитие речи в детском саду, первая младшая группа. В. В. Гербова. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
4. ФГОС Развитие игровой деятельности, вторая группа раннего возраста. Н. Ф. Губанова. - М. :МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015