Получи документы

Программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Любовь Шевченко
Программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, культурой, нравственными нормами, законами жизни и учит жить но этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Публикация «Программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста „Воспитание сказкой“» размещена в разделах

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, речевые обороты сказок, песни, музыкально-поэтический язык. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители -И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой - видели в сказке отражение души русского народа.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной музыкально-поэтической культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки», «бабушкины песни».

Задачи программы.

1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.

3. Развивать у детей социальные навыки : общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

5. Помогать усвоению детьми нравственных категорий : добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость и правил доброй, совестливой жизни.

6. Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию

стремления подражать положительным героям сказок.

7. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

8. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

10. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

11. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

12. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

13. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.

Задачи музыкального воспитания на занятиях цикла.

1. Развитие понимания музыкального языка от фольклора до музыкальной классики.

2. Формирование умения слушания музыки путем постепенного усложнения музыкального материала.

3. Формирование понимания и участие в трактовке музыкальных образов.

4. Развитие музыкальной памяти.

5. Обучение детей самостоятельному высказыванию, умению передавать впечатления об услышанном.

6. Обучение детей двигательной передаче музыкальных образов через небольшие музыкальные инсценировки.

7. Формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных

отношений.

8. Содействие совершенствованию психических процессов: внимания, воображения, памяти и мышления.

Особенности построения программы.

Занятия программы предполагают использование:

- народных и авторских, русских и зарубежных сказок,

- малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин,

- познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии - длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В. М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.

Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психику детей. А в сочетании со сказкой это воздействие взаимно усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

Программа позволяет пройти путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Структура занятий.

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала. В конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейный новогодний праздник. В конце второго полугодия планируется семейное посещение музея ИЗО.

Учебно-тематическое планирование (32 часа, 1 час в неделю)

№ Название сказки Тема занятия

1. "Репка" "Там, где дружат - живут, не тужат"

2. "Колобок" "Лесть без зубов, а с костьми съест"

3. "Теремок" "В тесноте, да не в обиде"

4. "Кот и петух" "Друг познается в беде"

5 "Муравей и голубка" "Сам погибай, а друга выручай"

6. "Маша и медведь’" "Глупый киснет, а умный все промыслит"

7 "Гуси-лебеди" "Придет беда - не купишь ума"

8 "Каша из топора" "Смекалка - второе счастье"

9. Проверочное занятие Повторение пройденного

литературного и музыкального

материала в игровой форме: загадки,

музыкальные викторины, инсценировки.

10. "Два Мороза" "С трудом и мороз не страшен", "Труд согревает"

11. "Лисичка-сестричка и волк" "Первой касатке не верь",

"Догадаешься, как проиграешься"

12. "Морозко" ’"Как проживешь, так и прослывешь"

13. Новогоднее занятие

14. "Двенадцать месяцев" "Доброму Бог помогает"

15. "Зимовье зверей" "Согласного стада волк не берет",

"В согласии жить -никто не одолеет"

16. "Заюшкина избушка" "На чужой каравай рот не разевай,

а пораньше вставай, да свой затевай"

17. "Летучий корабль" "Добро в век не забудется "

18. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" "Умей обождать", "Мир не без добрых

людей"

19. Проверочное занятие Повторение пройденного

литературного и музыкального

материала в игровой форме: загадки,

музыкальные викторины, инсценировки.

20. "Стойкий оловянный солдатик" "За честь хоть голову снесть"

21. "Как рубашка в поле выросла" "За один раз дрова не срубишь", "Дело шутки не любит"

22. "О рыбаке и рубке" "Чего нет, того и хочется",

"Кто многого желает, тот и мало не видает"

23. "Сивка-бурка" "Храброму смерть не страшна", "За добро добром платят"

24. "Царевна-Несмеяна" "Долг платежом красен"

25. "Царевна-лягушка’" "Покорись беде и беда покорится"

26. "Иван-царевич и серый волк" "Что кому на роду написано, то и получит"

27. "Спящая красавица" "Не у всякого жена Марья"

28. Экскурсия В музей ИЗО

29. Былина" На заставе богатырской" "Была, не была, то будет, то будет, а будет, что сделаешь"

30. Авторская музыкальная сказка

31. "Цветик-семицветик" "Для милого дружка и сережка из ушка"

32. Итоговое занятие

Занятие №1 "Репка"

Тема: общее дело, значимость малой помощи.

Программное содержание :

1. Развивать умение: а) откликнуться на просьбу;

б) принимать помощь даже самую малую.

2. Учить детей делать дело вместе, дружно, слаженно.

3. Уточнить представления детей об овощах, в частности о репке (цвет, форма, выяснить, что готовят из репки.

Музыкальная часть

Задача: Первое знакомство с русским фольклором.

Музыкальный материал:

Записи русских народных песен "Бай, качи", "Пошёл котик во лесок", "Кошки, котятки".

Практическая часть: рельефная лепка "Репка"

Материал к занятию: текст сказки "Репка", иллюстрации к сказке, аудиокассеты, пластилин, дощечки для лепки, стека.

Занятие № 2 "Колобок"

Тема: Хитрость - осторожность, самонадеянность - осмотрительность, хвастовство - лень.

Программное содержание :

1. Посредством сказки дать детям понять почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, нужно учиться быть послушным.

2. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

3. Вызвать отрицательное отношение к хвастовству, лести и другим проявлениям гордости.

4. Учить детей быть осторожными в поступках.

Музыкальная часть

Задача: Первое знакомство с музыкальными образами.

Музыкальный материал:

1. Вступление. Образ сказки "Русская народная песня" в записи П. И. Чайковского

2,4,6,8,10. Тема Колобка С. Майкапар "В садике"

3. Тема зайца. Галынин "Зайчик"

5. Тема волка Барток "Песня"

7. Тема медведя Галынин "Медведь"

9. Тема лисы Гречанинов "Первоцвет"

Практическая часть: объемная лепка колобка и лесных зверей.

Материал к занятию: текст сказки "Колобок" с иллюстрациями, цветной пластилин, дощечка для лепки, стека, ноты.

Занятие № 3 "Теремок" Тема: умение жить дружно.

Программное содержание :

1. Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия.

2. Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие.

3. Разобрать с детьми пословицу "В тесноте, да не в обиде" и понять ее смысл.

4. Учить детей рассматривать иллюстрации, подмечая интересные детали.

5. Уточнить представления детей о типах домов и особенностях разных построек.

Музыкальная часть

Задача: Первое знакомство с передачей действия средствами музыки.

Музыкальный материал

1. Вступление. Образ сказки "Русская народная песня" в записи П. И. Чайковского

2-7. Звери весело живут в теремке "Казачок" в обр. А. Даргомыжского

8. Медведь усаживается на теремок П. И. Чайковский "Детский альбом", "Мужик на гармонике играет".

Практическая часть: аппликация "Теремок".

Материал к занятию: текст сказки "Теремок" с иллюстрациями, цветная бумага, ножницы, клей, ноты.

Занятие № 4 "Кот и петух"

Тема: дружба, взаимовыручка, послушание. "Друг познается в беде", "Без друга в жизни туго’’.

Программное содержание :

1. Учить детей дружить, помогать друг другу.

2. На примере событий сказки помочь детям понять, что быть непослушным - причина бед.

3. Учить детей быть внимательными и осмотрительными.

4. Уточнять и расширять представление детей о домашних животных.

Музыкальная часть

Задача: Продолжаем знакомиться с русским народным песенным творчеством.

Музыкальный материал:

Записи русских народных песен В. Астрова "Уж ты, котенька коток", "Пошел котик на горыньку", "Петушок. "

Практическая часть: лепка "Петушок".

Материал к занятию: текст сказки "Кот и петух" с иллюстрациями, цветной пластилин, дощечки для лепки, стека, аудиокассеты.

Занятие № 5 "Муравей и голубка"

Тема: Милосердие, благодарность, взаимовыручка. "Сам погибай, а друга выручай", "Долг платежом красен".

Программное содержание :

1. Развивать в детях чувство благодарности.

2. Воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде.

3. Учить детей при пересказе последовательно выстраивать сюжет прослушанного рассказа.

Музыкальная часть

Задача: Развитие образного восприятия.

Музыкальный материал:

1. Образ ручейка Т. Назаров-Метнер "Струйки"

2. Образ голубки М. Андреева "Птички-синички"

3. Образ охотника Р. Шуман "Альбом для юношества" "Охотничья песенка"

Практическая часть: поделка из бумаги "Голубка".

Материал к занятию: текст "Муравей и голубка", цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы, ноты.

Занятие № 6 " Маша и медведь"

Тема: Трудолюбие, непослушание, сообразительность, смелость, находчивость, забота о родных.

Программное содержание :

1. Развивать внимательность и заботу к окружающим, любовь к родным.

2. Учит детей быть сообразительными и находчивыми в беде.

З. Учить детей словесно описывать нравственный образ главных героев

сказки.

Музыкальная часть

Задача: Участие в создании образов на материале русского фольклора.

Музыкальный материал:

"Русская народная песня" в обр. Н. Римского-Корсакова "Ходила младёшенька по борочку".

Практическая часть: лепка ’’Короб с пирожками"

Материал к занятию: текст сказки "Маша и медведь", иллюстрации к сказке, цветной пластилин, стека, ноты.

Занятие №7 "Гуси-лебеди"

Тема: Послушание - непослушание, любовь - эгоизм, ответственность.

Программное содержание :

1. Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности.

2. Воспитывать в детях внимательность и заботливость к родным.

3. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

4. Учить детей быть послушными, приветливыми.

Музыкальная часть

Задача: Знакомство с музыкальной драматургией.

Музыкальный материал:

1. Вступление - образ сказки "Русская народная песня" в записи П. И. Чайковского

2,12. Веселые игры, пляски П. И. Чайковский "Детский альбом", "Камаринская",

5,7,9,11. Тема поисков и спасения братца "Утёнушка луговая" "Русская песня" в обр. И. Берковича

4,6,8,10. Баба-Яга и гуси-лебеди Прокофьев "Детская музыка", "Сказка"

Практическая часть: аппликация из бумаги и природного материала "Гуси улетают".

Материал к занятию: текст сказки "Гуси-лебеди", иллюстрации к сказке, ноты, высушенные листья, цветная бумага, клей, бумажные фигурки гусей-лебедей.

Занятие №8 "Каша из топора"

Тема: Негостеприимство - приветливость, несообразительность -находчивость, простота -хитрость. "Смекалка-второе счастье".

Программное содержание :

1. Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства; о том, что поступить по-доброму проще и лучше (не попадешь в глупое положение, как старуха в сказке);

2. Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации;

З. Учить детей понимать иносказательный смысл сказки.

Музыкальная часть

Задача: Передача образа и характера музыкальными средствами.

Музыкальный материал:

1,2,3,4,5. Образ солдата Р. Шуман "Альбом для юношества"

6, Русская смекалка П. И. Чайковский "Детский альбом", "Русская песня"

Практическая часть: рисование "Как накроет стол гостеприимная хозяйка".

Материал к занятию: текст сказки "Каша из топора", кисти, альбомные листы, краски, ноты.

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам»Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам» Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Маша варежку надела…» Социально – нравственное воспитание. Ранний возраст. Тема: Маша варежку надела… Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного.

Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»
Опубликовано: 17 октября 2022 в 21:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД