МААМ-картинки

ОД конспект по познавательному развитию «Волшебная соль»

Галина Алексеевна Михеева
ОД конспект по познавательному развитию «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная деятельность в подготовительной группе

О. о. Познавательное развитие

«Волшебная соль»

Программное содержание: уточнить знания детей о свойствах соли; продолжить знакомить с видами соли (каменная, морская, поваренная) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыку культурного ее потребления.

Публикация «ОД конспект по познавательному развитию „Волшебная соль“» размещена в разделах

Предварительная работа: беседа о применении обычной слои в домашних условиях, проведение опыта «Выращивание кристаллов соли», создание заготовок для рисования по соли. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».

Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход образовательной деятельности

Педагог. Сегодня, ребята, мне хочется рассказать вам о веществе, которое вы все хорошо знаете. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку:

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна.

(Соль)

Воспитатель. Правильно, это соль. Прежде чем я начну свой рассказ, мне хочется узнать, что вы знаете о соли.

Дети. Соль – это белый порошок, состоящий из мелких кристалликов, которые растворяются в воде и делают воду соленой.

(Рассказ воспитателя сопровождается показом на экране)

В глубокой древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.

В наше время соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская.

Каменную соль добывают в глубоких рудниках (изображение на экране). Как она туда попала? Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарилась, а соль кристаллизовалась и спрессовалась в мощные пласты.

Воспитатель. Что значит кристаллизовалась? (Превратилась в кристаллы).

Морская соль

Показывает соль на экране и в баночке. Дети рассматривают.

Как добывается морская соль? Путем испарения воды под воздействием солнца. В морской соли есть полезное минеральное вещество – йод. Если в соли есть полезное вещество, значит, и сама соль полезна. Например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене.

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое количество может нанести вред. Поэтому – все хорошо в меру. За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты).

Соль убивает микробы – это одно из важнейших свойств соли, соль – антисептик.

В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и она имела очень высокую цену.

Воспитатель. Вот об этом я хочу вам рассказать одну русскую народную сказку, которая так и называется «Соль». А вы послушайте, посмотрите иллюстрации на экране, подумайте и ответьте, какую роль сыграла соль в жизни главного героя?

В некотором городе жил-был купец, у него было три сына: первый – Федор, другой – Василий, а третий – Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их в море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли – себя показать, людей посмотреть. Купец долго не соглашался:

- Ты и головы домой не привезешь! – но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, песком и досками.

Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.

Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место к одному неведомому острову.

- Ну, ребята, - закричал Иван корабельным работникам, - приворачивайте к берегу!

Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел-шел и добрался до превеликой горы, смотрит – в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью. Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше. Долго ли коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

Иван - купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене, а для показу понес узелок своего товару – русской соли. Тотчас доложили про его приход государю. Царь его позвал и спрашивает:

- Говори, в чем дело? Какая нужда?

- Так и так, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе, по вольной цене.

- А каким товаром торговать будешь?

- Русской солью, ваше величество!

А царь про соль и не слыхивал : во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что за такой за новый, небывалый товар?

- А ну, - говорит, - покажь!

Иван, купеческий сын, развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок» и говорит Ивану с усмешкою:

- Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!

Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят – какую они соль кладут

Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.

Видит, Иван, купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучшил минутку, как они все из кухни выбрались, взял да и всыпал, сколько надобно, во все яства и приправы.

Наступило время обед подавать: принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему таким вкусным показалось, как никогда прежде; подали второе кушанье – это еще больше понравилось.

Призвал царь поваров и говорит им:

- Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?

Отвечают повара:

- Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?

- Позвать его сюда!

Привели Ивана – купеческого сына к царю.

- Виноват, царь-государь! Я русской солью все яства и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.

- А почем соль продаешь?

Иван смекнул, что делал на лад идет и отвечал:

- Да не очень дорого: за две меры соли – мера серебра да мера золота.

Царь согласился ха эту цену и купил у него весь товар.

Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь – прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.

Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван – купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту, а работникам приказал – живо якоря отсечь, паруса поднять, в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от города на далекое расстояние.

Царевна вышла на палубу, глянула – кругом море. Иван – купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.

Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали. Пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний – корабль с серебром и золотом.

И случилось на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову. Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами.

- Что тебе здесь надобно? – спрашивает великан.

Иван рассказал ему все, что случилось.

- Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.

Взял его, посадил на спину и побежал через море. Принес его на родину. Иван поблагодарил великана и пошел домой.

Приходит, а уж там за свадебным столом сидят. Как увидела его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.

- Вот, - говорит, - мой жених, а не тот, что за столом сидит!

- Что такое? – спрашивает отец.

Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.

Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.

Воспитатель. Итак, какую же роль сыграла соль в жизни главного героя сказки – Ивана?

Дети. Соль помогла Ивану добыть много золота и серебра и красавицу жену впридачу. Соль очень дорого стоила в те времена. Мера соли приравнивалась к одной мере серебра и одной мере золота.

Воспитатель. Да, ребята, мы с вами узнали о свойствах соли. А еще при помощи соли можно создавать картины.

(Воспитатель приглашает детей за столы, на которых разложены приготовленные заранее листы бумаги, присыпанные солью на клей ПВА. И предлагает детям нарисовать сюжет из прослушанной сказки «Соль», используя прием «примакивания»).

Дети заканчивают рисовать, рассматривают работы друг друга. Обращают внимание на то, как кристаллы соли передают друг другу цвет и рисунок получается необычным, сказочным.

Воспитатель. В заключение послушайте стихотворение А. Шибаева «Забыл», в котором соль также сыграла свою необычную роль.

-Федя, сбегай к тете Оле, - Потом – нашли.

Попроси немного соли. - А потом?

- Соли? - На пруд пошли.

- Соли. - А потом?

- Я сейчас… - Поймали щуку.

Ох, и долог Федин час! Еле вытянули, злюку!

- Ну, явился наконец! - Щуку?

Где ты бродишь, сорванец? - Щуку.

- Встретил Мишку и Сережку… - Но, позволь,

- Что ж потом? Где же соль?

- Искали кошку. - Какая соль?

- А потом?

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект «Волшебная соль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» Исследовательско – творческий проект.

Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебная соль» для детей старшей группы Тема: «Волшебная соль» Образовательная область: познание Тип НОД: занятие по сообщению новых знаний (опытно-экспериментальная деятельность).

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная соль спасает будущее потомство!» Цель: формирование представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Образовательные: развивать интерес к окружающему миру, открывая новое.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа (6-7лет, в том числе ОНР. Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская. Образовательные.

ЗОЖ. Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников средней группы «Волшебная страна Здоровейка» Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников (средняя группа) Тема: «Волшебная страна – «Здоровейка» Цель: формирование представлений.

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей подготовительной группы «Волшебная соль» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная деятельность по познавательному развитию «Эта удивительная соль» в подготовительной группе Цель: расширять представления детей о соли и ее свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные:.

План-конспект проведения НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница соль» Вид деятельность: познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Волшебница - соль» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Проект опытной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы «Волшебная соль» Проект опытной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию: "Волшебная соль"Цель: вызывать интерес к изучению свойств.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебная соль» Ребята, когда я шла в детский сад, у порога нашей группы увидела посылку вместе с флешкой. Она наверно адресована нам. Давайте посмотрим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД конспект по познавательному развитию «Волшебная соль»
Опубликовано: 28 января 2018 в 19:48
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ОД конспект по познавательному развитию «Волшебная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Алексеевна Михеева (УИ 348644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД