Папки-передвижки

Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды

Татьяна Скрягина
Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды

Важной задачей - нашего детского сада при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализуя себя.

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.

Публикация «Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах

Созданная развивающая предметно-пространственная среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.

При создании развивающей предметно-пространственной среды в моей группе я руководствовалась требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям её реализации. Организуя предметную среду в групповом помещении, учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, повышало бы показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.

В построении развивающей предметно-пространственной среды я опиралась на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка, так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.

В своей группе я организую развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Игровое пространство группы зонировано по центрам и в соответствии с активностью зон (повышенной активности, средней активности, спокойные игры, что позволяет детям объединяться подгруппами и в соответствии с общими интересами.

Центр театрализованной деятельности представлен разными видами театров: кукольный, настольный, пальчиковый, магнитный и т. д., ширмой, элементами костюмов, масками, аудиокассетами с записями детских песен и сказок.

Центр музыкальной деятельности - музыкальные инструменты, альбомы с портретами композиторов, набор шумовых инструментов, музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотности, чувства ритма, ладового чувства, карточки - с играми со словом, с песенным материалом, развивающим творчество детей.

Представленные в центре игры игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка-эмблема для узнавания игры. Дети имеют возможность самостоятельного выбора игры или игрового сюжета.

В центре краеведения дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края. В центре представлены тематические альбомы, дидактические игры,, фотоальбомы «Мой край», «Город Краснодар», «Кубань – моя родина».

В центре конструирования представлены различного вида конструкторы для создания детьми разнообразных построек. Дети с увлечением играют в конструктор «Лего». Для обыгрывания постройки ребята используют небольшие игрушки, фигурки животных, людей и машин.

Центр опытнической деятельности для проведения элементарных опытов содержит природный материал (коллекции камушек, ракушек, песок, глина, керамзит, мука, набор семян различных растений, поддон с песком и водой) и материал для проведения элементарного экспериментирования (пробирки, мерные стаканчики, весы различные, часы: обыкновенные, песочные, увеличительное стекло, лупа, палочки, спички, соломинки, трубочки).

Центр экологического развития календарь погоды и природы, отрывной календарь, дидактические игры, подбор комнатных растений по возрасту детей, атрибуты по уходу за комнатными растениями (лейки, пульверизатор, фартуки, гербарий растений, цветов, листьев, подбор альбомов из серии «Времена года», набор открыток о животных и растениях, иллюстрации, фотографии, репродукции картин о природе, схемы и модели роста и развития животных и растений.

В центре речевого развития представлены серии сюжетных картинок, «алгоритмы» для составления рассказов, лото, дидактические игры, игрушки и пособие для развития дыхания.

Физкультурно-оздоровительный центр расположен в прихожей комнате, вдали от играющих воспитанников. Для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта, силами воспитателей совместно с родителями и детьми было изготовлено нетрадиционное оборудование: прикроватные массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, дорожки наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям. Так же имеется спортивный инвентарь: мячи, обручи, скакалки, кегли, набивные мешочки, флажки, султанчики, ленточки.

Для проведения подвижных игр имеются различные шапочки и нагрудные знаки.

Центр информационной поддержки родителей «Для Вас, родители!» находится в раздевалки, где для родителей (на стендах, на полочках) расположен методический материал: консультации, папки-передвижки и т. д.). Здесь родители могут ознакомиться с творческими достижениями своих детей, увидеть фото-отчет о проведенных мероприятиях.

Развивающая предметно-пространственная среда безопасна и способствует укреплению психофизического здоровья воспитанников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования прeдмeтная срeдa в нашей группе и на участке обеспечивает и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – способствует развитию самостоятельности и творческой активности ребенка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по особенностям развивающей предметно-пространственной среды :

1. Создано гибкое и вариативное использование пространства.

2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

3. Элементы декора легко сменяемы.

4. В цветовом решении интерьера использованы пастельные тона с яркими декоративными элементами. Украшают группу отдельные яркие предметы и элементы : шкафы, разноцветные подушки и др.

5. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывали ведущую роль игровой деятельности.

6. Развивающая предметно-пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, учитывали психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Развивающая среда для меня – это среда обитания ребенка, где он должен чувствовать себя комфортно и уютно, иметь возможность создания нового игрового замысла. С этой целью мною был разработан многофункциональный авторский макет «Родная Кубань», который может быстро модифицировать игровой сюжет с помощью прилагаемой декорации или создавая элементы декора самостоятельно непосредственно детьми :

- «Казачья усадьба» - декорация города, созданная в процессе коллективного творчества детей, родителей и воспитателей.

- «Народное творчество Кубани» - прикладное творчество нашего края, сделанные детьми и их родителями, где собраны предметы быта и ремесел народных умельцев.

- «Дорога к морю» - декорация, выполненная из объемной аппликации воспитателем (горы, море).

Наш макет «Родная Кубань» предназначен как для использования его в организованной образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей (создания игрового сюжета). Данное пособие обеспечивает развития ролевого взаимоотношения в коллективе сверстников.

Макет устойчив, мобилен, безопасен (создан из экологического материала, долговечен. Может использоваться как макетный дизайн для сюжетных игр.

Игра с макетом востребована детьми и способствует развитию любознательности, творчества, личностного ролевого участия, расширяет кругозор детей, учит любить и беречь Родной край.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Отчет воспитателя об особенностях организации предметно-развивающей средыОтчет воспитателя об особенностях организации предметно-развивающей среды 1.1.4. Отчет воспитателя Малышева Елена Леонидовна об особенностях организации предметно развивающей среды. Направление деятельности и развитие.

Информационный отчет об особенностях организации предметно развивающей среды в ДОУ Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных.

Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды Развивающая среда группы построена с учетом следующих принципов: 1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию.

Описание предметно-развивающей пространственной средыОписание предметно-развивающей пространственной среды Описание предметно-развивающей пространственной среды. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Оразвивающей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ.

Отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки и теневого навеса Для того чтобы включить детей в содержательную деятельность, пространство группы я организовала в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных.

Отчет воспитателя об особенностях организации предметно-развивающей среды первой младшей группы Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний.

Письменный отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадкиПисьменный отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 31 августа 2018 в 20:56
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. День профилактики несчастных случаев. Передвижка «Осторожно, открытое окно»

Наступает теплое время, когда важно помнить, что открытое окно может быть смертельно опасно для ребенка. Важные правила безопасности – никогда не оставлять ребенка одного в комнате с открытом окном и...

24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД