Получи документы

Обмен опытом «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников» (4 фото)

Подоситникова Наталья
Обмен опытом «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №62 комбинированного вида

Выступление на районном методическом объединении

«Театрально-игровая деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема

Публикация «Обмен опытом „Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников“» размещена в разделах

«Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников»

Воспитатель

Подоситникова Наталья Витальевна

Голицыно

26.02.2019

Введение

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.

Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка. развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.

Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Актуальность

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Это очень важная и трудно решаемая задача. В современном обществе активно используются компьютерные технологии не только на работе, но и в быту. Дети с малых лет знакомы с различными гаджетами, компьютерными играми, современными технологиями, умело пользуются ими и проводят достаточно большое количество времени с гаджетами в руках. Существует огромный выбор развивающих мультиков и игр на телефоне и планшете. Дети мало времени проводят в реальном общении со сверстниками, мало гуляют, мало разговаривают. Активный ритм жизни родителей не позволяет им проводить достаточное количество времени в разговорах с ребенком, беседовать с ним на различные темы.

Таким образом, видна актуальность и необходимость регулярного использования дидактических игр для развития речи детей. Ведь успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Цель

Обобщение опыта об использовании различных дидактических игр по развитию речи в процессе обучения дошкольников и создание условий для развития речи дошкольника посредством дидактических игр.

Задачи

1. Определить значение дидактических игр и упражнений в развитии речи дошкольников.

2. Создать предметно - развивающую среду в группе.

3. Изучить и использовать в работе имеющиеся дидактические игры для развития речи детей.

4. Разработать и использовать в работе дидактические игры для развития речи детей.

Теоретическая часть

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Остановимся подробнее на основных видах дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно - печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.

Словесные игры построены на словах и действиях. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут - это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах.

Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Виды речевых дидактических игр :

1. Игры для формирования фонематической стороны речи. То есть это игры направленные на определение конкретного звука в слове, его местоположения, последовательности звуков в слове.

2. Игры для развития лексического запаса, то есть это игры направленные на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса детей, а также на устранение нелитературных слов употребляемых детьми, исправление ошибочных произношений и ударений.

3. Игры для развития грамматической стороны речи, то есть словоизменения. Такие игры учат детей правильно склонять слова, в зависимости от падежа, рода и числа, правильно использовать слова с предлогами.

4. Игры для развития связной речи. Формирование связной речи происходит у детей в тесной взаимосвязи с развитием всех сторон речи (фонематической, лексической, грамматической). Это игры, которые учат детей вести монолог и диалог.

Практическая часть

1. Игра «Слова. Один-два-много». Игра предназначена для игр и упражнений по развитию грамматического строя речи у дошкольников и младших школьников. Дополнительно ее можно использовать для развития словаря, связной речи и коммуникативных навыков.

Описание игр и упражнений

1. Игра «Шар-шары». Предназначена для образования множественного числа. Задача заключается в том, чтобы к карточке «1 предмет» собрать все карточки множественного числа («2 предмета» и «5 предметов»). Игрокам выдается от 1 до 3 карточек «1 предмет», остальные карточки остаются у ведущего. Каждый ребенок называет все свои карточки. Далее ведущий берет из стопки карточку, показывает ее детям. Тот ребенок, у которого есть карточка с этим предметом в единственном числе называет карточку и забирает ее к себе.

2. Игра «Много ягод». Предназначена для образования родительного падежа множественного числа. Игрокам необходимо найти пару «1 предмет» - «много предметов». Игроки вытягивают по одной карточке. Каждый подходит со своей карточкой к другому игроку и спрашивает «У меня есть… (одна ягода, например). У тебя есть… (много ягод?». Игроки, нашедшие пару, поднимают карточки и громко говорят «Много ягод, много ягод».

3. Игра «Только торты». Предназначена для согласования существительных с числительными, образования множественного числа, родительного падежа множественного числа. Необходимо собрать к своей карточке «1 предмет» полную линейку карточек. Игрокам выдаются по 2-3 карточки «1 предмет», остальные карточки остаются у ведущего. Каждый ребенок называет все свои карточки вместе с числительным (например, «У меня один торт») и объявляет «Я собираю торты». Затем ведущий берет из стопки карточку, показывает ее детям. Игрок, у которого есть карточка с этим предметом, называет изображение (например, «два торта», «нет тортов») и забирает карточку себе.

2. Игра «Слова. Обобщения». Набор «Обобщения» предназначен для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников, для знакомства со словами-обобщениями и закрепления их употребления, а также для расширения словарного запаса ребенка.

Описание игр и упражнений

1. Собери «Вид». Игра предназначена для формирования видовых обобщенных понятий и закрепления их в речи. Игроки выбирают по карточке «Вид» (самостоятельно или на выбор). Остальные карточки у ведущего. Ведущий достает по одной и показывает игрокам. Ребенок, который собирает этот «Вид», должен назвать то, что изображено на рисунке и слово-обобщение. Например, «Это одуванчик. Цветок». Затем он забирает карточку и прикладывает ее к своей карточке «Вид». Побеждает тот, кто первым правильно соберет максимальное количество карточек своего вида.

2. Собери «Род». Игра предназначена для формирования родовых обобщенных понятий и закрепления их в речи. Игроки выбирают карточку «Род» (растения

, животные или предметы). Карточки «Слово» в руках у ведущего или в мешочке. Ведущий берет по очереди карточки и показывает игрокам. Ребенок, который собирает карточки этого рода, называет то, что изображено на рисунке, и слово-обобщение – родовое понятие. Например, «Это одуванчик. Растение». Затем он забирает карточку и прикладывает ее к карточке «Род». Если игрок взял не свою карточку – он возвращает ее в колоду, пропустив таким образом свой ход. Побеждает тот, кто первым соберет максимальное количество карточек своего рода. Можно работать в парах.

3. Домино «Обобщения». Игра предназначена для закрепления видовых и родовых обобщенных понятий и использования их в речи. Игровая задача выбросить все карточки. Игрокам раздаются по 3 карточки, остальные находятся в мешочке. На столе выкладывается карточка «Старт». Первый ходящий выкладывает любую карточку «Слово». Следующие игроки по очереди выкладывают к ней в цепочку карточки данного вида. Если у игрока нет нужной карточки, он может пропустить ход или при наличии карточки «Вид» выложить ее в цепочке и задать, таким образом, начало новой цепочки слов-обобщений. Игрок может в любой свой ход выложить "Вид" к свободной стрелке на карточке «Старт» и задать начало новой цепочке слов-обобщений. Игроки берут карточки из колоды после каждого хода. Когда в колоде карточки закончатся, игроки доигрывают теми, которые остались в наличии.

3. Буквы. Большой комплект магнитных материалов. Основная задача комплекта состоит в том, чтобы познакомить ребенка с буквами, с образом буквы, научить соотносить звук с буквой, выкладывать слова из букв по образцу и на слух. Дополнительные возможности: тренировка чувства ритма (выкладывание узоров и бордюров, звуковой анализ слов, определение характеристики звуков (гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие) и их последовательности в словах.

Описания игр и упражнений

1. Узоры. Эта игра для тренировки чувства ритма, визуального анализа фигур, подготовки к чтению и письму. Ребенку необходимо выложить на бланке-задании узор или картинку из магнитных элементов букв. Ребенок устно анализирует изображение (Сколько элементов? Какие элементы). Затем отбирает нужные элементы и собирает предложенный образ. Можно составить узор/бордюр самостоятельно без бланков-заданий, обращая внимание на разлиновку планшета. Также можно задать начало узора/бордюра и предложить другу его продолжить.

2. Буквенный конструктор. Упражнение предназначено для развития аналитико-синтетической деятельности на основе умения разбирать на элементы образы букв и собирать их. Буквы на бланках подобраны парами по схожести элементов. Ребенку необходимо собрать букву из соответствующих элементов. Упражнение имеет несколько вариантов: ребенок выкладывает букву по образцу взрослого, перед ребенком выложена буква с недостающим элементом, ребенку предлагается определенный набор элементов, из которых нужно собрать букву, перед ребенком лежит собранная из элементов буква и ему нужно убрать или переместить любой элемент, чтобы получилась другая буква.

3. Собери слово. Игра предназначена для формирования первоначальных навыков чтения и письма. На бланках подобраны слова из 3-4 букв. Ребенку необходимо выложить слово по образцу. Также можно играть в эту игру без бланков-заданий. Взрослый либо пишет маркером, либо выкладывает слово, и ребенок повторяет за ним. Взрослый произносит слово, и ребенок должен на слух определить все буквы в слове, их последовательность и выложить его из магнитных элементов.

4. Выложи слово. Необходимо выложить слова по контурным буквам, либо по образцу. Здесь также как и в предыдущей игре есть два варианта игры без использования бланков-заданий. Взрослый либо пишет либо выкладывает слово, и ребенок повторяет его. Взрослый называет слово, и ребенок анализирует слово, количество букв, какие буквы есть в слове, их последовательность и выкладывает слово из магнитных букв.

5. Выложи фразу. Необходимо выложить фразу по контурным буквам. Можно также играть без использования бланков-заданий. Ребенок выкладывает фразу по образцу взрослого. Можно выложить текущую дату, предстоящие праздники, поздравления. В ролевых играх можно выкладывать афиши, вывески, объявления и т. д.

Также можно использовать эту игру в организованной образовательной деятельности. Например, попросить детей выложить тот или иной звук из отдельных элементов или написать слово.

4. Дидактическое домино из фетра. Предназначено для развития сенсорного восприятия, изучения и дифференциации звуков. На фетровые заготовки наклеены изображения звуков и картинки. Звуки поделены на гласные, твердые согласные и мягкие согласные, также буквы «Ъ» и «Ь», которые звуков не образуют. Все виды звуков отличаются цветом. Гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые, буквы «Ъ» и «Ь» - черные. Можно использовать в процессе организованной образовательной деятельности. Например, воспитатель показывает детям картинку на соответствующую тему, а дети ищут у себя «доминошку» со звуком, на который начинается то, что изображено на картинке. В остальных случаях дети играют по принципу обычного домино.

5. Сказка из фетра. Игра состоит из вырезанных из фетра разнообразных геометрических фигур разного цвета и размера. Во время проведения этой игры у детей развивается воображение, связная речь, пространственное мышление. Детям предлагается «нарисовать» из фетра картинку на определенную тематику («Что ты видишь за окном», «Мой лучший день», «Поздравление для мамы/папы» и т. д., они начинают из геометрических фигур складывать какое-то изображение. Затем составляют краткий рассказ-описание того, что изобразили. Можно также придумать и нарисовать собственную сказку.

Обмен опытом «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников»
Фото «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников»
Обмен опытом - фото
Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида Выступление на районном методическом объединении Театрально игровая деятельность как средство
Публикации по теме:

Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников «Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников» Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда.

Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти.

Театрализованная игра как средство речевого развития младших дошкольников Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление.

Использование дидактических игр как средство сенсорного развития младших дошкольников Использование дидактических игр как средство сенсорного развития младших дошкольников В младшем дошкольном возрасте ребенок имеет наибольшую.

Использование дидактических игр в развитии связной речи у старших дошкольников Автор – составитель Ольхина Надежда Петровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района г. Санкт – Петербурга. Развитие связной.

Использование метода монотипии как средства речевого развития старших дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОНОТИПИИ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Антонова Марина Сергеевна Аннотация: В данной статье.

Мастер-класс «Использование дидактических игр для развития у старших дошкольников интереса к родному городу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50» Конспект мастер-класса по теме «Использование.

Фотоотчет «Обмен опытом работы в ДОУ»Фотоотчет «Обмен опытом работы в ДОУ» В предыдущей публикации я коротко рассказала о мероприятии, которое прошло в нашем детском саду. Моя группа показала занятие "Спешим на.

Обмен опытом «Развитие конструктивных навыков у дошкольников посредством использования технологии Лэпбук»Обмен опытом «Развитие конструктивных навыков у дошкольников посредством использования технологии Лэпбук» МАОУ детский сад № 69 «Веточка» г. о. Тольятти Обмен опытом «Развитие конструктивных навыков у дошкольников посредством использования.

Технологии речевого развития старших дошкольников с ТНР Технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обмен опытом «Использование дидактических игр как средство речевого развития старших дошкольников»
Опубликовано: 1 сентября 2019 в 13:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД