Папки-передвижки

Социоигровая педагогика для родителей «Моя галактика»

Екатерина Курдюкова
Социоигровая педагогика для родителей «Моя галактика»

Обновленные формы работы с родителями.

Социоигровая педагогика для родителей.

"Моя галактика"

(Тренинг семьи)

Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

Задачи: коррекция и развитие процессов общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

Публикация «Социоигровая педагогика для родителей „Моя галактика“» размещена в разделах

Стимульный материал: цветные заготовки, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, диск, магнитола.

План тренинга:

1. Введение в тренинг с элементами аутотренинга.

2. Выполнение 1-ой части практического задания.

3. Пояснительная часть.

4. Выполнение 2-ой части практического задания с учетом пояснений.

5. Завершение тренинга.

1. Уважаемые родители, любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Сегодня мы предлагаем вам выполнить психологическое упражнение "Моя галактика". Это упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.

2. Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраиваетесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд кажется, что они все одинаковы. Но вот проходит минута, две, и мы уже замечаем, что одна из них больше остальных, а другая светит ярче всех. Отличаются они и по характеру света, который посылают на Землю: он может быть голубым, розовым, желтым.

А ведь человека тоже можно сравнить со звездой: на первый взгляд у нас много общего, но если приглядеться пристальней, каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, вы котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

2. А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это кусочек Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера. Если они не устраивают вас, вы можете вырезать свои звезды любого цвета и размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

Найдите среди них ту, которая вас больше всего привлекает – свою звезду. Подпишите ее: «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем другим звездам дайте имена своих родных, близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

3. С точки зрения психологии вы создали мир, в котором живете, и выразили свое эмоциональное отношение к социальному окружению.

А теперь давайте проанализируем то, что у нас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я» : в центре листа, вверху, внизу, сбоку. Ее расположение говорит о вашей самооценке, отношении к себе. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка.

Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас взаимоотношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии других людей: синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; - красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;

- розовый – нежным, чувствительным, уязвимы

- оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;

- желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;

- фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающимся в душевном контакте;

- коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным;

- черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясним, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая он фигура в вашем мире или нет? Как вы его воспринимаете на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда расположены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего малыша находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка?

Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей звездой и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он устранился от своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?

Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они достались? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

4. Нравится ли вам ваша Галактика? Может, вы хотите в ней что-нибудь изменить? Это возможно.

Используя полученную информацию, создайте на новом листе бумаги еще одну Галактику – идеальную с вашей точки зрения.

Положите рядом листы с изображением двух Галактик и внимательно рассмотрите их. Выберите ту, которая вам больше нравится. Если вы отдаете предпочтение первому варианту, значит, вы еще не готовы к изменениям. Попробуйте еще раз выполнить это упражнение через некоторое время.

5. Лист с первой Галактикой мы разорвем и выбросим (это поможет вам избавиться от негативных переживаний, проблем и ненужных отношений). Новый же вариант повесьте на стену или положите на видном месте. Вы сможете каждый день смотреть на него и пытаться изменить свои отношения с ребенком и окружающими.

Попробуйте дома вместе с ребенком создать его модель Галактики и посмотрите, насколько совпадает ваше и его видение ваших взаимоотношений.

Желаем вам успехов в выстраивании отношений с собственными детьми. А самое главное – любите и оберегайте своих родных и близких!

Интеллектуальная игра.

Чаще всего, когда говорят об интеллектуальных играх и их образовательном ресурсе, то думают, что они не более, чем развлечение, «разминка» для мозга, удобный способ занять время. Такие игры развивают эрудированность, расширяют кругозор.

Но на самом деле интеллектуальные групповые игры могут разрешить самые разнообразные педагогические проблемы, создавать ситуации личностного роста.

Важно понимать, как именно должна быть организована и проведена игра, какие педагогические моменты следует учитывать, отслеживать, как строить взаимоотношения с детьми.

Сегодня игра стала универсальным понятием, поэтому она имеет несколько определний:

Интеллектуальной игрой можно назвать любую индивидуальную или коллективную деятельность, которая отвечает следующим критериям:

- это всегда решение задачи (серии задач, то есть поиск определенного запланированного неизвестного;

- она всегда протекает в условиях единых для всех правил;

- она имеет целью достижение лучшего результата – либо абсолютного (кроссворд, либо относительного (по сравнению с другими участниками).

Игра может быть определена как культурная форма,благодаря повторяемости.

«Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передаваемая, как традиция и может быть повторена в любое время» И. Хейзинга

Кроме того, интеллектуальные игры – одна из форм социализации.

Суть интеллектуальной игры в том, что сложившиеся обучающие практики начинают использоваться для получения эстетического и эмоционального переживания.

Игра рассматривается по следующим критериям:

- количество участников; это может быть индивидуальная или коллективная игра (например, В. Ворошилов, создатель коллективной игры «Что? Где? Когда?», экспериментальным путем нашел оптимальное количество игроков - 6);

- количество возможных вариантов ответа: один, два или более;

- время, предоставляемое на поиск ответа (от теоретической «минуты на размышление» до- теоретически - бесконечности);

- форма определения победителя: единоборство, очная ставка, командная борьба, или борьба между ведущим и командой.

Интеллектуальная творческая игра – всегда деятельность, обладающая соответствующими характеристиками:

- она целенаправленна, ее цели иерархически организованы;

- цели игры определены культурно-исторически, они социально сконструированы, в то же время своеобразно индивидуально формируются каждым конкретным участником игры, исходя из его собственных потребностей;

- это осознанный процесс на уровне целей, конкретных действий и получаемых результатов, причем результат приводит к обнаружению участником личностного смысла в игре;

- игра предметна;

- игра системно организована.

Одним из главных вопросов в понимании интеллектуальной игры является вопрос о соотношении в ней репродуктивной и продуктивной (творческой) деятельности.

С этой точки зрения возможны три основных подхода к целям и содержанию игры:

Эрудиционный подход. Игра – способ обращения к определенной сумме знаний, имеющихся у игрока. Тест в прямом значении слова. В этом случае цель игры – подтверждение и публичное одобрение имеющегося у игрока максимального объема знаний.

Формой реализации этого подхода являются викторины, кроссворды. Формирование игрока состоит в постоянной актуализации максимально больших объемов знаний, а

мастерство организатора – в отборе заданий.

Алгоритмический подход. Центр тяжести смещается с ответа на поиск алгоритма решения. Объем необходимого знания должен быть ограничен, иначе при совершении правильных действий ответ может быть просто не найден в силу неосведомленности: угадал все буквы, а слово прочитать не смог.

Творческий подход. Игра – форма порождения или актуализации личного знания. В процессе ответа игрок переживает все этапы формулирования и решения проблемы, которые прошел автор вопроса При этом и процесс и результат имеют для него индивидуальный смысл, то есть процесс решения задачи это субъект-субъектное взаимодействие автора вопроса и отвечающего. Как ни пародоксально, в этом случае возможны правильные ответы на неправильные вопросы.

Цель игрока – не актуализация знаний, не тренировка алгоритмов и их получение, а приобретение личностного опыта, его переживание, то есть, саморазвитие.

Разумеется, в процессе реальной деятельности все три подхода сочетаются, но первым двум следует отвести техническую операционную роль, а глобальной, интегрирующей целью игры должна стать реализация творческого подхода.

Легко заметить, что эрудиционный подход в наибольшей степени соответствует зоне актуального развития детей старшего дошкольного возраста. Но что любопытно: даже у самых известных игроков телевизионных клубов, склонных к эрудиционному подходу к игре, наблюдаются черты серьезного личностного инфантилизма.

Творческий подход актуален для личности, достигшей внутренней стабильности, готовой к генеративности и самоактуализации. Тогда поиск и обретение смысла становятся самоценным событием, а социальный контекст – чисто субъективным.

Говоря об обстановке игры, мы говорим не только о рефлексивном сознании, но и о мгновенном, немедленном осознании, интегрирующем все показатели поля, окружающего игроков. Поэтому для хорошей игры огромное значение имеет обстановка ее проведения. Ведь когда хорошо организовано поле, резко повышается интенсивность самореализации и результативность игроков, актуализируется потенциал зрителей.

Каждая интеллектуальная игра – это во всех смыслах слепок индивидуальности ее руководителя, в данном случае педагога ДОУ.

Для молодого специалиста, желающего реализовать себя, проведение таких игр – надежная стартовая площадка. Интеллектуальные игры в силу «исторической» связи с телевидением пользуются доброжелательным вниманием администрации ДОУ, СМИ и властей. Дети, которым нравятся такие игры, обладают интеллектуальным, а часто и ресурсным потенциалом. Роль руководителя игры предполагает формирование ряда компетенций, которые необходимы для работы в публичной сфере.

Примеры игр

«Каждый охотник желает знать».

Важной характеристикой пространства является его цветовое оформление, ведь цвет является основой эмоциональной памяти человека. Можно проводить игру в двух вариантах.

1-ый вариант. Участвуют 7 игроков, каждому из которых «поручен» определенный цвет ( на первых этапах это цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Называется тот или иной объект пространства, за ограниченное время в условиях соревнования должен отреагировать соответствующий игрок. В большом помещении ответ может быть затруднен.

2-ой вариант. В более простом варианте игры (участвуют не менее двух человек) каждому игроку нужно в условиях соревнования (или ограничения времени) правильно назвать цвет называемого объекта.

«Пятый угол».

Игра носит индивидуальный характер, на первом этапе соревнуются четыре человека, на последующих – пять. Цикл состоит из пяти этапов. В начале игры первые четыре участника занимают углы по сторонам поля (игровой площадки). Игровое поле разделено на пять секторов. Ведущий задает игрокам 21 вопрос. Время на обдумывание ответа – 30 секунд. Игрок может сигнализировать о наличии ответа уже во время чтения вопроса. Отвечает на вопрос тот игрок, который первым подал сигнал. В случае правильного ответа игрок переходит в следующий сектор или получает право отодвинуть на сектор назад любого игрока. Целью игры является не только занять последний пятый сектор, «пятый угол», но и продержаться там до последнего вопроса.

Вытеснить игрока из «пятого» угла может только тот игрок, который сам достиг его. Если ни один игрок к концу игры не достиг «пятого угла», победителем игры объявляется тот игрок, который находится ближе всего к нему. В следующем этапе игры он начинает ее, находясь в «пятом углу». Задача остальных игроков в данном случае – вытеснить его оттуда.

«УМ –убеди меня».

Это командное соревнование, где в команде пять человек. Целевое содержание: попытаться разгадать интеллектуальные загадки, которые задаются ведущим.

Задаваемый вопрос предполагает возможность различных по смысловой сущности и красоте вариантов ответов.

Поэтому оценка ответов будет дифференцированной.

В поиске ответа обязан участвовать каждый участник команды.

Время для обсуждения – пять минут.

Главная цель команды – убедить жюри в красоте, смысловой безупречности, оптимальности и логичности ответа.

В каждом туре по пять вопросов.

Между вопросами оглашается обоснование решения, принятое членами жюри.

Публикации по теме:

Фотоотчет с выпускного праздника «Галактика Детства»Фотоотчет с выпускного праздника «Галактика Детства» Дорогие коллеги! Очередной раз очень рада нашей встрече! Как и обещала представляю вашему вниманию фотоотчет с выпускного праздника "Галактика.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Красочное оформление музыкального зала к выпускному празднику «Галактика Детства»Красочное оформление музыкального зала к выпускному празднику «Галактика Детства» Здравствуйте дорогие коллеги! Совсем недавно в нашем детском саду прошли выпускные праздники. Для музыкального руководителя это праздник,.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Мастер-класс «Рисование космического пейзажа в подготовительной к школе группе в смешанной технике «Галактика Млечный Путь»Мастер-класс «Рисование космического пейзажа в подготовительной к школе группе в смешанной технике «Галактика Млечный Путь» В подготовительной группе дети продолжают знакомиться с загадочным миром космоса, больше узнают о достижениях ученых, технике, космонавтах,.

Проект «Мягкая педагогика»Проект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социоигровая педагогика для родителей «Моя галактика»
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 00:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД