Лучший педагог года

Обобщение и распространение опыта «Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта»

Татьяна Половинкина
Обобщение и распространение опыта «Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта»

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Тульской области «Щёкинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Опыт работы по теме :

"Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник "

Щёкино, 2020

Список

Публикация «Обобщение и распространение опыта „Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта“» размещена в разделах

1. Актуальность и перспективность опыта.

2. Теоретическая интерпретация опыта.

3. Новизна опыта.

4. Содержательность опыта.

1.1. Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает написание программ и подбор педагогических технологий, ориентированных на личность воспитанников.

В ФГОС учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им, а также индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-оздоровительную работу следует рассматривать в широком аспекте. В уставе Всемирной Организации Здравоохранения отмечено, что здоровье-это не только отсутствие болезней и физических недостатков, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Психологическое здоровье ребёнка и его эмоциональное равновесие -одни из важнейших составляющих гармонического развития личности.

Особенно актуален этот вопрос в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства (в том числе ограниченными возможностями здоровья)- одно из направлений ФГОС. Каждая категория детей различными нарушениями в развитии помимо общих закономерностей имеет специфические психолого-педагогические особенности. Воспитанники нашего ДОУ- дети со сложной структурой дефекта. Поражение ЦНС влечёт за собой отклонения в интеллектуальной, двигательной, эмоционально-волевой сфере. Осложняются отношения ребёнка с социумом.

Такие воспитанники нуждаются в комплексной профилактической и коррекционной работе, оказывающее положительное влияние на все ослабленные функции ребёнка, обеспечивая наилучши6е условия для его жизнедеятельности и развития. Работа такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Нетрадиционные техники рисования один из элементов наиболее благоприятный для развития интереса к изодеятельности и гармонизации эмоционального состояния детей со сложной структурой дефекта. Использование нетрадиционных приёмов изображения, где внимание сосредоточено на технике, доставляет детям множество положительных эмоций. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию уверенности, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :

•Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

•Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

•Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

•Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Исходя из этого целью использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности является формирование у детей со сложной структурой дефекта развития системы первоначальных изобразительных навыков и умений. В процессе практической деятельности для реализации цели определены общие задачи:

Развитие у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;

Развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);

• Формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;

Развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;

• Знакомство с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;

• Обучение детей приемам рисования и с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения (“пальцевая живопись”, рисование штампом, губкой, помазком);

• Создание условий для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются:

• Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;

• Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);

• Организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти: плоские и круглые, по размеру: средние и толстые; краски, тушь, гуашь;

• Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;

• Обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками до начала обучения мы проводим обследования детей для выявления изобразительных умений и навыков, которыми владеет ребенок. Затем мы составляем перспективный тематический план использования этих техник на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. При составлении плана учитываем индивидуальные особенности и возможности детей данной группы. Работа с детьми ведется в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинирование уже освоенных техник.

Обучение дошкольников с ОВЗ, изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения мы рассматриваем как актуально и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Термин “нетрадиционный” подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Разные виды изобразительной деятельности позволяют многообразно использовать средства для реализации задуманного изображения. Ребенок получает возможность выразить нечто важное для него.

1.2. Теоретическая база опыта

В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др. Они отмечают, что рисование имеет огромное значение для всестороннего развития дошкольника, ведь он учится не только ради знаний, и за время учебы он должен вырасти как личность, научиться владеть собой, планировать свою деятельность. Занятия изобразительной деятельностью помогают детям справиться со стрессом, научиться управлять своими эмоциями, избавляться от страха и тревожности. Особенную роль оно играет для агрессивных детей, т. к. помогает найти конструктивный выход природной агрессии. О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова и другие обращают внимание на то, что именно в изодеятельности у ребёнка формируется пространственное мышление, зрительное восприятие, внимание, воображение, он учится мыслить зрительными образами, осуществляется коррекция двигательных навыков. Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребёнку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех её красках. Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения им техникой изображения.

Американские авторы (В. Ловенфильд и В. Ломберт Бриттен) считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Может случиться, отмечают они, что наиболее "примитивная", с точки зрения взрослого, "уродливая" работа может быть более значимой для ребенка, чем прекрасно выполненная или, на взгляд взрослого, хорошая работа. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт - рисунок.

Л. С. Выготский любил повторять слова Б. Спинозы: "Никакое большое дело не делается без большого чувства". И в этой связи ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает, как подчеркивал Л. С. Выготский, "фон жизни, фон жизнедеятельности, оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад".

В статье "Предыстория развития письменной речи" Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения, мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. "Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем - либо".

Выражение ребёнком собственных чувств посредством творчества происходит в тесной связи с эмоциональным и социальным развитием. В исследованиях Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, (Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой)вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др., красками гуашь и акварель и др. Исследования Т. С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.

1.3. Новизна опыта

Выбор темы исследования, посвященной проблеме развитие интереса детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник, возник не случайно. В своей работе мы столкнулись с такой проблемой, как недостаток методического обеспечения для обучения и воспитания детей с множественными проблемами развития. В частности это касалось и изобразительной деятельности. На первом году моей работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей рисовать. Некоторые из воспитанников отказывались брать карандаш или кисточку, у них отсутствовал начальный эмоциональный интерес к деятельности. 13 лет работы в дошкольном учреждении показал, что у данной категории детей движения рук характеризуются неловкостью, нескоординироанностью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

У детей со сложной структурой дефекта часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует.

Изучая психолого-педагогическую литературу, я поняла, что, дети со сложной структурой дефекта являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, у детей имеется отставание в психомоторном развитии, такие как - разные формы двигательных нарушений, нарушений тонкой моторики движений руки и пальцев, пространственной.

Все перечисленные нарушения в развитии детей со сложной структурой дефекта негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.

Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Нетрадиционные способы рисования как раз и способствуют развитию творческого воображения детей.

У многих педагогов нет ясности, как развивать интерес к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта, развить в ребёнке такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Традиционные способы и техники рисования подразумевают овладением изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти. Для детей со ложной структурой дефекта эта методика является сложной. В итоге - эстетически плохо выполненный рисунок влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные психофизические возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне, неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников со сложной структурой дефекта в целом.

Использование нетрадиционных техник повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. В процессе рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, у детей развивается кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация – всё это служит гарантией овладения ребёнка письмом.

Нетрадиционные способы рисования, способствуют развитию у детей интеллекта, учат нестандартно мыслить и активизируют творческую активность. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, дошкольникам со сложной структурой дефекта представляется возможность экспериментировать.

Моя задача, как педагога, в том, чтобы организовать поиск способов и приёмов, с помощью которых ребёнок получит знания, умения, навыки в изобразительной деятельности, а главное разовьёт воображение, творческое мышление и творческую активность.

На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

1. учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

2. ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

3. учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;

4. учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

5. учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

6. развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, фразовую и связную речь;

7. воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

8. учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

1.4. Содержательность опыта

Цель педагогического опыта – развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефектапосредством нетрадиционных техник.

В ходе проведения исследовательской работы был:

- проведен анализ специальной и научной литературы по теме;

- разработаны пути развития творческого воображения у детей;

- разработан календарно-тематический план по нетрадиционным техникам рисования;

- апробированы нетрадиционные техники в НОД по рисованию с

детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучениязаключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

В своём исследовании также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности :

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

Все вышеперечисленные принципы обучения и воспитания ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Отчет воспитателя за 2019–2020 учебный год (повышение квалификации, распространение опыта работы) За отчетный период в рамках самообразования по повышению квалификации и распространению педагогического опыта участвовала - на муниципальном.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение и распространение опыта «Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 10:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД