Валентина Лукьянова
Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра, как средство развития словаря для детей старшего возраста с ФФНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования. На всех этапах исторического развития че-ловечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следо-вательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного разви-тия. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошколь-ного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словар-ный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
Публикация «Обобщение опыта на тему: „Дидактическая игра, как средство развития словаря для детей старшего возраста с ФФНР“» размещена в разделах
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запа-сом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым сло-варем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чте-ния, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. Проводя словар-ную работу, педагог одновременно решает задачи нравственного и эстетиче-ского воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведе-ния. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, кото-рый позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обу-чаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика, логопедия рассматривают развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи, а дидактическую игру как эф-фективное средство развитие словаря детей с нормальным речевым развитием и речевыми патологиями разного рода.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занима-лись многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина; специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми патоло-гиями, влекущими трудности в усвоении языковых единиц, бедность словаря и, как следствие, отсутствие желания общаться и взаимодействовать со сверстни-ками и взрослыми.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- это системное нарушение, при котором фонетические трудности детей оказывают негативное влияние на речь в целом и словарь в том числе. Вопросами развития словаря у дошкольни-ков с фонетико-фонематическим недоразвитием речи занимались такие учёные как Флерина Е. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., Лалаева Р. И. и многие другие. Авторы уделяли большое внимание поиску новых форм и методов работы с детьми с речевыми патоло-гиями, а также использованию методов, прекрасно зарекомендовавших себя в теории и практике логопедической работы, потенциал которых, по-прежнему, не исчерпан. К числу таких методов относятся дидактические игры и упражне-ния, которых в настоящее время существует множество, однако не все игры могут использоваться при работе с детьми-логопатами, так как отсутствует четкая упорядоченность игр по лексическим темам, не разработаны процедуры отбора дидактических игр в зависимости от их вида.
Таким образом, обозначенные выше проблемы, позволили нам опреде-лить тему дипломной работы «Дидактическая игра как средство развития сло-варя детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недо-развитием речи».
Объект исследования: развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития слова-ря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недораз-витием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и изучить возможности раз-вития словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
В соответствии с целью были определены основные задачи нашего ис-следования.
1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования роли ди-дактических игр в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2. Выявить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Проанализировать развитие словаря детей старшего дошкольного воз-раста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как направление лого-педической помощи.
4. Рассмотреть характеристику дидактической игры как средства разви-тия словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, сло-варь детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недо-развитием речи будет активнее развиваться при систематическом, целенаправ-ленном использовании дидактических игр в ходе логопедических занятий.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении имеющих-ся материалов по проблеме исследования в теории и практике логопедии, в вы-делении развития словаря как одной из приоритетных задач деятельности лого-педа с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим не-доразвитием речи.
Практическая значимость заключается в подборе и апробации комплек-са дидактических игр, направленных на развитие словаря детей старшего до-школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и акти-визацию их словарного запаса.
Для решения поставленных целей и задач исследования, проверки выдви-нутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования : муниципальное дошколь-ное образовательное учреждение №19 «Детский сад «Ручеек» комбинированно-го вида г. Гая Оренбургской области.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка ли-тературы и приложения.
Во введении определены актуальность проблемы исследования, цель, за-дачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» проанализирована психолого-педагогическая характеристика дошколь-ников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; проанализировано развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как направление логопедической помо-щи; рассмотрена характеристика дидактической игры как средства развития словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим не-доразвитием речи.
Во второй главе «Изучение уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразви-тием речи» обоснован выбор диагностических процедур, представлены резуль-таты диагностики.
В третьей главе «Коррекционно-логопедическая работа по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим не-доразвитием речи» представлена программа формирующего эксперимента, по-казаны результаты экспериментального исследования.
В заключении приведены общие результаты данного исследования, под-тверждающие положения гипотезы.