Власова Ирина Владимировна
Обобщение опыта по теме «Использование пескотерапии в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить
по-разному изменяться;
для маленьких детей
наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Поэтому главная задача учителя-логопеда помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические процессы, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи прямо пропорционально влияют на умственное развитие ребёнка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Публикация «Обобщение опыта по теме „Использование пескотерапии в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Актуальность
Результаты многочисленных исследований констатируют что, в настоящее время большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи в этом возрасте, которые имеют различную структуру и степень выраженности.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Дети с ТНР сложные, и очень важно вызвать интерес к занятиям, что является залогом успеха в коррекционной работе.
Уход от привычной формы работы «занятие» (согласно ФГОС) совершенно поменял деятельность всех педагогов, данная проблема и привела меня к идее использования игр с песком.
Цели и задачи пескотерапии
Использование песочной терапии в логопедической практике относится к относительно новым нетрадиционным методам. Данный вид терапии успешно используется в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию ручной умелости и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; способствуют развитию произвольного внимания и памяти. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
На сегодняшний день в моей педагогической копилке, накоплен, адаптирован и систематизирован обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста с ТНР.
Игры с песком просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно - ориентированный подход (индивидуальный подход) в работе с ребёнком дает отличный эффект. В песочной игре у ребенка и логопеда быстро строятся дружеские, доверительные отношения, что очень важно, если ребенок плохо идет на контакт. Такой вид занятия вызывает интерес у детей разного возраста. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции речи.
Игры с песком я применяю в своей работе для решения логопедических целей и задач:
- развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетической чувствительности рук;
- пополнение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи:
- развитие лексико-грамматического строя речи:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- работа над слоговой структурой слова;
- освоение звуко-слогового анализа и синтеза;
- - автоматизация поставленных звуков
-- профилактика оптико-пространственной дисграфии.
После игр с песком дети не только получают положительные эмоции, но и улучшается эффективность коррекционного воздействия.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов позволило мне прийти к выводу, что их применение предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность детей и повышает эффективность логопедической работы в целом.
С уверенностью можно сказать о том, что комплекс пескотерапии относится к здоровьесберегающим технологиям.
На своих занятиях с песком я использую :
световой стол для рисования песком, кварцевый песок, различный подручный материал (кондитерский шприц,
массажный мячик, ситечко, трубочки для коктейлей, трафареты, декоративные украшения), а также различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.
Этапы работы с песком
Этапы работы с песком включают в себя :
• Подготовительный (ритуал входа)
На данном этапе при помощи сказочного персонажа (Песочной Феи)
мы с ребёнком обговариваем правила поведения в её Песочной стране.
• Основная часть
В этот отрезок времени включаются дидактические игры с использованием песочного планшета, направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов.
• Заключительный этап (ритуал выхода)
Песочная Фея, которая приглашала к игре, объявляет об окончании игры, интересуется мнением ребёнка об игре, напоминает о необходимости убрать «Песочную страну», привести в первоначальный вид, прощается.
Игры с песком
В своей работе пескотерапию я использую как форму, если провожу отдельное самостоятельное занятие или как метод - этап занятия в индивидуальной и подгрупповой работе (2-3 ребёнка).
Наряду с общеизвестными логопедическими играми («Два города», «Построй ступеньки», «Найди друга» и т. д., я использую на своих занятиях игры, основанные на устном народном творчестве, сказках, рассказах, адаптированные согласно конкретным дидактическим целям и задачам.
Приведу в пример несколько игр:
Дидактическая игра «Приключения маленькой машинки»
Цели упражнения:
Практическое усвоение образования приставочных глаголов (Ехать…
Корректное употребление предлогов;
Упражнение в словоизменении по падежам;
Развитие связного высказывания;
Развитие мелкой моторики рук;
Формирование положительных эмоций.
Оборудование: световой стол, кварцевый песок, игрушечный
гараж, маленькая машинка, пластмассовая ёлочка,
пластмассовый мостик.
Ход игры:
Жила-была маленькая машинка. Жила она в тесном гараже и больше всего любила она путешествовать. Вот однажды ночью, когда все уснули, она ВЫехала из гаража и Поехала по дороге. ДОехала до речки, Въехала на мост. Так она ПЕРЕехала через речку. Съехала с моста. ПОДехала к ёлке. ОБЪехала её и той же дорогой вернулась назад. Тихо ЗАехала в гараж. Никто даже не заметил её отсутствия в гараже.
(По ходу рассказа сначала логопед совершает манипуляции с машинкой, затем малыш, комментируя свои действия.)
Дидактическая игра «Украшаем ёлочку»
Цели упражнения:
Упражнение детей в рисовании двумя руками одновременно;
Развитие мелкой моторики рук;
Упражнение в согласовании числительного, прилагательного и существительного;
Воспитание чувства прекрасного;
Вызывание положительных эмоций.
Оборудование: световой стол, кварцевый песок, маленькие деревянные разноцветные кружки.
Ход игры:
Рисование на песке ёлочки указательными пальцами обеих рук одновременно. Затем украшение её маленькими разноцветными кружками («шарами»). Счёт «шаров» : один красный шар, два красных шара, пять красных шаров и т. д.
Дидактическая игра: «Чей домик лучше?»
Цели упражнения:
Учить детей вести диалог согласно текста, пользуясь разнообразными интонациями;
Расширения словаря признаков;
Развитие словесно-логического мышления;
Развитие внимания, воображения;
Развитие мелкой моторики рук;
Оборудование: световой стол, кварцевый песок, декоративные
украшения.
Ход игры:
Однажды, тёплым весенним вечером возле звонкого повстречались
Улитка и Черепаха.
– Привет, коллега, – сказала Черепаха.
– Здоро-о-о-во, – неторопливо протянула Улитка, дожевывая
травинку.
- А что ты с собой несёшь? - кивком показала Улитка на спину
Черепахи.
- Это мой дом, - с достоинством ответила Черепаха.
- Дом? – воскликнула изумлённая Улитка. - Это я несу Дом, -
Улитка даже покрутилась перед носом Черепахи, - смотри, вот
это – Дом. Настоящий дом. Красивый.
- А у меня Дом твёрдый, как камень.
- Значит тяжёлый – сказала улитка. - А мой Дом – лёгкий, как
пёрыщко, очень удобный.
- А мой Дом прочный и надёжный. – ответила Черепаха.
(После прослушанного рассказа дети распределяют роли и с помощью
трафаретов (частично) рисуют своего героя и украшают камешками Марблс).
Дидактическая игра «Возвращение Колобка»
Цели упражнения:
Развитие речевого дыхания (сила выдоха, целенаправленность воздушной струи);
Формирование словотворчества;
Развитие связного высказывания;
Закрепление предлогов К и ОТ;
Развитие фантазии.
Оборудование: световой стол, кварцевый песок, теннисный шарик, трубочка для коктелей, настольный деревянный театр «Колобок».
Ход игры:
Ребёнку предлагается вспомнить сказку «Колобок» и, рассказывая сказку, расставить героев по ходу рассказа на световом планщете. Далее следует задание Песочной Феи:
- Покажи путь Колобка.
Ребёнок берёт трубочку для коктелей и через неё дует на шарик, стараясь, чтобы шарик катился по «дорожке», от героя к герою. В перерывах, поясняя, К Кому подкатился и ОТ кого укатился Колобок.
Дидактическая игра: «Посади такой же огород»
(аналогичная игра «Посади такой же сад»)
Цели упражнения:
Развитие зрительного внимания, памяти;
Развитие мелкой моторики рук;
Обобщение по теме «Овощи».
Закрепление навыка работы с клеткой.
Оборудование: световой стол, кварцевый песок, образец.
Ход игры:
Ребёнку в течение 30 секунд демонстрируется образец «огорода» : на картоне: 9 клеток, в некоторых картинки с овощами. Затем картинка убирается и ребёнок воспроизводит в клеточках рисунок. Затем сравниваются оба рисунка. С усложнением: ребёнок сам рисует и игровое поле.
Дидактическая игра: «Шапка шерстяная»
(из цикла «Рисуй и рассказывай»)
Цели упражнения:
Автоматизация звука Ш в свободной речи;
Заучивание стихотворения с помощью рисования;
Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: световой стол, кварцевый песок, бусинки различного цвета и размера.
Ход игры:
Шапка шерстяная, наверху помпон,
(рисуют шапку)
Круглый, словно мячик, и пушистый он.
(«круглый» помпон)
Есть еще у шапки отворот цветной,
(рисуют горизонтальную линию на шапке - отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой.
(«бегут» двумя пальчиками обеих рук по песку)
Бабушка связала шапку не спеша,
(Рисуют узор на шапке «петелькой»»)
Шапка шерстяная вышла хороша.
(украшают шапку «брошью» из бусинок)
Дидактическая игра: «День Рождения у Коровы»
Оборудование: световой стол, кварцевый песок,
фигурки животных: собака, кролик, корова, коза, свинья.
Цели упражнения:
Упражнять детей в употреблении падежных форм.
Обобщение по теме «Домашние животные»;
Развитие мелкой моторики рук.
Расширение словаря глаголов.
Ход игры:
У коровы день рождения. В гости придут разные звери. Для каждого корова приготовила угощение. Много хлопот у хозяйки-коровы. Но вот пришли гости. Сели они за стол и с удовольствием съели угощение.
Корова жевала ___ Кошка лакала _ Собака грызла _
Свинья хлебала _ Кролик грыз _
(Рядом с фигуркой животного нарисовать, кто что любит).
Гости ушли сытые и довольные.
-Чем угощала гостей Корова? (Т. п.)
- Кто что любит? (В. П)
- Кому она приготовила похлёбку? Морковку? Молоко? Кость? Траву? (Д. п.)
Результаты использования песочной терапии
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
• у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, они чувствуют себя более успешными;
• повышается мотивация речевого общения;
• развиваются первичные произносительные умения и навыки;
• пополняется и активизируется словарь;
• корректируется грамматический строй речи, связная речь;
• развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
• формируются навыки чтения и письма.
• налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
• Развивается мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
• Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.
• Снижается психофизическое напряжение.
Я считаю что, использование нетрадиционных методов, а именно, пескотерапия, в работе с детьми с нарушениями речи позволило мне значительно повысить уровень не только речевого развития, но и психо - эмоционального состояния в целом.
Используемая литература :
1. Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.– 50 с
2. Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005
3. Грабенко Т. М., ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005
4. Сапожникова О. В., Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников» ООО «Издательство «ТЦ Сфера», 2014г. С. 64
5. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2е издание. СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. СПб. :ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011
7. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для
воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012. Статья О. А. Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С. 30.
9. Журнал «Дошкольное образование», июнь 2012. Статья М. Базыкина. Кино про лето. С. 41.
10. Журнал «Обруч», №3, 2012. Статья Н. Иванова. По ту сторону стекла. С. 30.