МААМ-картинки

Физическая культура для дошкольников

Ирина Захарова
Физическая культура для дошкольников

Физическая культура для дошкольников

Обобщение опыта работы

Захарова Ирина Анатольевна – воспитатель

Используемые парциальные программы и методические пособия:

1. ПрограммаЛ. Д. Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам».

2. Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ М. Н. Поповой «Навстречу друг другу».

3. Фирилева Ж. Е. ,Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей.

Публикация «Физическая культура для дошкольников» размещена в разделах

4. Шарманова С. В. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

5. ШукшинаС. Е. Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми.

6. БаренковаЕ. А., ФедоровскаяО. М. Игры которые лечат. Для детей от 5-7 лет.

7. Красикова И. С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. – 2-е изд. – СПб. : КОРОНА принт, 2003.

8. АльмовскаяВ. Г. Как воспитать здорового ребенка. –М., 1993г.

9. Авторская (собственная) программа «Ритмическая гимнастика в детском саду»

Описание программы

«Ритмическая гимнастика в детском саду»

Срок освоения программы: 1 год (подготовительная к школе группа)

Цель: Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики.

Резко возросшее внимание к телевидению и компьютерным играми способствуют ограничению двигательной активности детей. Это в свою очередь, ведет к задержке возрастного развития: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет появление различных функциональных отклонений, таких как нарушение осанки, деформация позвоночника, излишний вес.

Актуальность данной темы обусловлена в том, что чрезмерная забота родителей об интеллектуальном развитии детей осуществляется в ущерб физическому развитию.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую остроту.

В настоящее время в России ежегодно возрастает общий уровень отклонений здоровья детей.

По результатам исследования Минздрава России – лишь 20% детей имеют первую группу здоровья перед поступлением в школу.

Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на развитие детей, важное место занимает физическое воспитание. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышает работоспособность.

Правильное формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития его личности, для наивысшего раскрытия и проявления его потенциальных возможностей, способностей и талантов.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Анализируя результаты диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду, я прихожу к выводу, что на начало учебного года в среднем около 15% детей имеют нарушение осанки и плоскостопие, около 25% детей – имеют низкий уровень физической подготовленности, а 55% детей в течение учебного года хотя бы один раз болели ОРЗ, ОРВИ. Полученные показатели обусловили потребность в использовании средств физической культуры, для повышения уровня физической подготовленности детей и укрепления детского организма.

Поиск наиболее эффективных по воздействию на организм дошкольника физических упражнений, повышению его жизнеспособности и укреплению здоровья, привели меня к выбору ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика укрепляет опорно - двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки и оздоровлению всего организма.

Используя свой опыт работы и ритмическую гимнастику как средство оздоровления детского организма можно успешно разрешить ряд следующих проблем:

- нарушение осанки детей;

- повышение уровня физической подготовленности дошкольников;

- снижение уровня заболеваемости детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

- повышение индекса здоровья.

Целью моей работы является повышение оздоровительного эффекта, организма дошкольников, средствами, дополнительного образования, ритмической гимнастики.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Формирование правильной осанки, навыков пластичности и изящества.

Развитие гибкости, выносливости, мышечной системы, координации движений и ритма.

Распространение педагогических знаний нетрадиционных методов оздоровления среди родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты.

Систематические занятия ритмической гимнастикой:

помогут естественному развитию организма ребенка и привитию потребности заботиться о своем здоровье;

разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему детей.

увеличат жизненную емкость легких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;

укрепят осанку и свод стопы;

сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу и трудолюбие.

Основными этапами работы являются:

1-создание предметно-развивающей среды;

-диагностика уровня основных движений, физической подготовленности;

-разработка программы кружка на основе анализа подобранной методической литературы;

-составление учебно-тематического плана;

-подборка комплексов упражнений.

2-специальные занятия кружка ритмической гимнастики «Королевская осанка».

3-пропоганда нетрадиционных методов оздоровления средствами ритмической гимнастики в коллективе детей и родителей;

-диагностика по определению изменения показателей двигательного развития детей.

На первом этапе работы организую предметно-развивающую среду. Работа по созданию предметно-развивающей среды строится на основе программ: «От рождения до школы»

(Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой); «Са-фи-дансе»(ФирилевойЖ. Е. ,СайкинойЕ. Г.)

Развивающая двигательно-оздоровительная среда нашего детского сада включает спортивный зал, в котором имеется все необходимое. Современное оборудование и спортивный инвентарь, такой как: шведская стенка, тренажеры, доска для пресса, батут для прыжков, гимнастические маты, фитболы, диски «Здоровья», обручи, скакалки, мячи разного диаметра, гимнастические палки.

Кроме этого, я изготовила нестандартное оборудование из бросового материала: ленты, набивные мячи, гантели, резинки, бумажные листочки, мешочки с песком, султанчики, дорожка здоровья.

Для дыхательной гимнастики изготовлено: шарики из фольги для задувания, цветные перышки, снежинки.

Анализируя подобранную методическую литературу, была разработана программа кружка «Королевская осанка» и составлен учебно-тематический план занятий.

Подобраны комплексы упражнений ритмической гимнастики.

На втором этапе - была организована систематическая, целенаправленная работа кружка ритмической гимнастики «Королевская осанка» по профилактической работе нарушения осанки для девочек подготовительной группы. Составление перспективного плана работы кружка строилась на основе программы «Са-фи-дансе» (ФирилевойЖ. Е., СайкинойЕ. Г.);методических разработок Щетининой М. Н. «Стельниковская дыхательная гимнастика для детей»; «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Моргуновой О. М. ; «Осанка» Воспитание правильной осанки. Лечение нарушения осанки. Красиковой И. С. ; «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Голициной Н. С. ,ШумовайИ. М.

«Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5лет» К. К. Утробиной, «Игры, которые лечат для детей от5-7лет» Е. А. Бабенковой, О. М. Федоровской.

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня с девочками подготовительных групп.

Структура занятия кружка «Королевская осанка» (ритмическая гимнастика) традиционная. Каждое занятии состоит из трех частей: подготовительной (вводной, основной и заключительной.

Задачи вводной части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Вводная часть состоит из ходьбы, бега, прыжков, упражнений для формирования стопы, танцевальных элементов, построения и перестроения.

Основная часть. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей; гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и всех других качеств, которые относятся к укреплению здоровья детей. На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки.

В основную часть занятия включаю средства оздоровительной гимнастики: ритмическая гимнастика, «Восточная гимнастика».

Ритмическая гимнастика - укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно – сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. В комплекс ритмической гимнастики я включаю общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев, аэробику соединяющую музыку и танец с физическими упражнениями.

Дети с большим удовольствием выполняют комплексы ритмической гимнастики, а эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей оказывает включение в комплекс упражнения с предметами – мячами, обручами, кубиками, «султанчики»,резинками, фитболами, воздушными шарами.

Еще одной составляющей основной части занятия является «Восточная гимнастика». Для гимнастики не требуется специально организованного места, ее можно проводить в любом помещении.

Комплекс восточной гимнастики «Звезда востока», я разработала самостоятельно ориентируясь на музыкальное сопровождение.

В заключительной части занятия использую упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепления осанки, игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику, релаксацию.

Для дыхательной гимнастики составлена картотека комплексов, изготовлен нетрадиционный инвентарь: «Снежные хлопья»(ватные комочки, «Цветные перышки», «Снежинки»,шарики из фольги для задувания.

Игровой массаж как нельзя лучше подходит для заключительной части занятия, так как он является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

В заключительную часть занятия я включаю «Пальчиковую гимнастику», которая служит основой развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Превращение учебного процесса в уникальную игру, не только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на развитие памяти и мышления.

Необходимым компонентом заключительной части занятия является мышечное расслабление или релаксация. Цель ее привести состояние организма ребенка к исходным показателям.

Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. С этой целью был составлен план работы с родителями, который включает следующие формы работы с родителями:

- родительские собрания по данной теме;

- анкетирование родителей;

- размещение в уголке для родителей материалов о здоровом образе жизни;

- оформление папок- передвижек по укреплению здоровья детей;

- открытые просмотры для родителей занятий с детьми по данной тематике;

- консультации;

- организации мероприятий «День открытых дверей»

- спортивные праздники и развлечения с участием родителей.

По укреплению здоровья дошкольников средствами ритмической гимнастики углубленно работаю три года.

Но даже, за столь короткий период грамотно организованная оздоровительная работа, наполненная нетрадиционным содержанием: ритмическая гимнастика, «Восточная гимнастика», игровой массаж, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация дала положительные результаты.

Анализируя работу по оздоровлению детей средствами ритмической гимнастики можно сделать выводы.

1. В результате работы улучшаются показатели основных движений от 96 до197 баллов. Так, в 2016 / 2017 уч. году ловкость детей превысила норму на 1,3сек, скоростно – силовые способности улучшились на 20см и показатели гибкости улучшились на 3-4 см., на начало исследования общее количество баллов 293. Окончание исследования составило 425 баллов.

2. Показатели уровня психомоторного развития детей возросли с 76 до 112 баллов.

3. Антропометрические показатели длины и веса тела, окружности грудной клетки изменились положительно в соответствии с возрастными стандартами.

4. Эффективность разработанной программы подтверждается снижением заболеваемости от 10дней до 5дней на одного ребенка, а также переходом многих детей в основную группу здоровья.

Можно сделать вывод о том, что у детей, занимающихся ритмической гимнастикой, повышается интерес к занятиям физической культуры, снижается заболеваемость, повысился индекс здоровья, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.

Публикации по теме:

Проект «Финансовая культура дошкольников» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Финансовая культура дошкольников» 1. Актуальность Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции»Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции» Спорт и физкультура, Всех вперёд ведут. В трудную минуту Нас не подведут. Источник: интернет ресурс Вторую неделю в режиме самоизоляции,.

Фотоочерк «Индейская культура»Фотоочерк «Индейская культура» Людмила Рыбакова Фотоочерк «По ступенькам истории» (В очерке использованы фото выставки «Эльдорадо», проходившей в Москве в 2020г) ХV.

Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам»Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам» Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам».В настоящее время одной из актуальных проблем.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Консультация для родителей «Культура общения»Консультация для родителей «Культура общения» Культура общения. Консультация для родителей. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные.

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Видеоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции» Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, пролеживая все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическая культура для дошкольников
Опубликовано: 5 января 2022 в 16:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД