Получи документы

Обобщение опыта работы «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС до»

Альбина Ашихмина
Обобщение опыта работы «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС до»

г. Миасс 2020 год

Введение

В соответствии с профессиональным стандартом педагога одной из компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, является владение ИКТ-компетенциями, что в первую очередь означает использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе. Они необходимы для того, чтобы разнообразить обучение и идти в ногу со временем.

Публикация «Обобщение опыта работы „Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах

Потребности и интересы детей учитываются в основных нормативных документах в сфере образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе за счет организации современного цифрового образовательного пространства.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.

Актуальность: с каждым годом современные информационные технологии все больше интегрируются в нашу жизнь. Для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования педагоги дошкольных учреждений используют в педагогическом процессе информационно – коммуникационные, цифровые технологии (компьютер, интернет, телевидение, видео, DVD, CD, мультимедийное, аудиовизуальное оборудование, образовательные программы на интерактивной доске и др.).

В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема обобщения опыта работы «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».

Цель: Повышение качества образования за счет активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Объектом исследования являются цифровые технологии как новейшие технические средства обучения.

Предметом исследования является повышение эффективности образовательного процесса с помощью цифровых технологий.

Гипотеза исследования: можно предположить, что повышение эффективности образовательного процесса у дошкольников будет более успешным при использовании цифровых технологий.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы ставим следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать положения, лежащие в основе работы над данной проблемой.

2. Изучить возможности цифровых технологий и найти их применение в дошкольном образовании.

3. Обеспечение интерактивного обучения: вовлечение детей в образовательный процесс с помощью цифровых технологий.

4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Планируемый результат:

1. Повысить свой профессиональный уровень.

2. Повышение качества освоения содержания программ дошкольниками с использованием современных цифровых технологий.

Одна из главных задач современного образования-раскрыть способности каждого ребенка, воспитать человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования задачу стать проводником ребенка в мир новых технологий.

Глава 1. Цифровые технологии в дошкольном обучении

1.1 Организация и область применения современной цифровой среды в ДОУ

Реализации основных принципов ФГОС ДО способствует организация современной цифровой среды в ДОУ.

Для того чтобы построить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка педагогами широко используются интерактивные обучающие игры. Цифровые технологии являются эффективным инструментом решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащающего развивающую среду детского сада. В процессе решения виртуальных учебных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициативность, любознательность, усидчивость, трудолюбие, ответственность, которые являются целями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Также при взаимодействии детского сада с семьями воспитанников, цифровые технологии могут стать важным звеном в организации дистанционного обучения, создание социальных образовательных сетей и сообществ.

Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методикам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Рассмотрим подробнее в каких областях применяются цифровые технологий педагогами ДОУ.

1. Ведение документации.

Цифровые технологии активно используются педагогами для организации образовательной деятельности, в процессе оформления и подготовки такой документации, как календарно-тематическое и перспективное планирование, различные отчеты, контроль усвоения детьми основной образовательной программы, а также подготовка материалов для родителей в родительских уголках.

Администрация ДОУ ведет документацию и готовит отчеты в электронном виде, рассылает их по электронной почте. Зачисление воспитанников в детские сады, управление изменениями происходит в электронной системе и контролируется Отделом образования.

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В современном обществе педагоги, независимо от места жительства, имеют доступ к различным методическим материалам в виде электронных ресурсов, что наиболее удобно при распространении новых методических идей, подготовке к занятиям, изучении новых методик, подборе наглядных пособий. Интернет-сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом.

В сети у педагогов есть возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации (видеоконференции, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Для работы педагога очень важно участие в разных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, это позволяет повысить уровень самооценки педагога и его воспитанников.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

В образовательной деятельности с использованием цифровых технологий можно выделить три вида:

1. Занятие с использованием мультимедийной презентации (позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным. являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, способствует хорошей результативности занятия).

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Использование в работе с детьми развивающих игр. В современном мире выбор таких средств для детей дошкольного возраста огромен.

3. Диагностическое занятие.

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что является редкостью или вообще отсутствует в некоторых общеобразовательных программах. Но разработка таких компьютерных программ - это вопрос времени. С помощью прикладных программных средств можно разрабатывать тестовые задания и использовать их для диагностики.

4. Использование в работе с родителями

Современные родители, из-за нехватки свободного времени или по другим причинам, практически перестали обращать внимание на информационные папки-передвижки в родительских уголках, и часто не замечают важные объявления. Родителям удобнее и предпочтительнее общаться с воспитателем и получать информацию о своих детях с помощью современных средств на сайте детского сада, в чатах различных мессенджеров, таких как Viber, WhatsApp и др.

Умение общаться через чаты и электронную почту-помогает педагогам и родителям тесно общаться, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения, что делает их непосредственными участниками образовательного процесса.

1.2 Цифровые технологии для дошкольника «за» и «против»

В сравнении с традиционными средствами обучения, внедрение цифровых технологий дает нам ряд преимуществ:

1. Использования электронных средств обучения, позволяет передать быстрее различную информацию.

2. В связи с тем, что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, движение, звук, анимация могут надолго привлечь внимание детей и повысить их интерес к изучаемому материалу. Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения и творческих способностей детей.

3. Обеспечивает наглядность, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников. В этом случае включаются три типа памяти: зрительная, слуховая и моторная.

4. Возможность увидеть моменты, наблюдения за которыми невозможно в рамках детского сада: например, рост растений, вращение планет, круговорот воды в природе и т. п.

5. Возможность смоделировать жизненные ситуации, которые трудно показать и увидеть в повседневной жизни (воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

6. Использование цифровых технологий стимулирует детей к поиску исследовательской деятельности, в том числе к поиску в интернете самостоятельно или вместе с родителями;

7. Цифровые технологии-это дополнительные возможности для работы с детьми с ограниченными возможностями.

При всех преимуществах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают также следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран либо интерактивную доску. К сожалению не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких условий, а также приобретение интерактивного оборудования.

2. Защита здоровья ребенка.

При организации занятий с использованием цифровых технологий, важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, придерживаться требований СанПиН.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог должен не только в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и Интернете. Педагог, организующий деятельность детей с помощью мультимедийного проектора, компьютера, имеющий доступ в Интернет, имеет качественное преимущество перед коллегой, работающим только в рамках традиционных образовательных технологий. Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии позволяют индивидуализировать образовательный процесс с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня ЗУН детей. Дополнительный опыт преподавателям дает обмен информацией в интернете с партнерами из других организаций.

Цифровизация предоставила возможность детскому саду участвовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад по состоянию здоровья. Родители, не водящие детей в садик, имеют возможность обратиться в консультационные центры, созданные на базах детских садов, в центры сопровождения семьи, логопункты. Все эти структурные подразделения призваны помогать родителям воспитывать и обучать, корректировать и направлять, улучшать здоровье их детей.

Глава 2. Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ

2.1 Цифровые технологии в образовательной деятельности ДОУ

Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение цифровых технологий повышает требования к уровню профессионализма педагога, перед воспитателем детского сада, освоившим информационно-коммуникационные технологии, открываются неограниченные возможности для эффективной творческой работы. Использование цифровых технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Использование цифровых технологий в нашей работе в детском саду дает нам ряд преимуществ:

- в подготовке наглядного и иллюстративного материала к непосредственной образовательной деятельности, для оформления стендов в родительских уголках и т. п.

- в подборе дополнительного материала к занятиям.

- позволяет обмениваться опытом, наработанными материалами с другими педагогами в независимости от места проживания.

- в оформление групповой документации (заготовленные шаблоны различной документации позволяют сократить затрачиваемое время на ее оформление, нужно только внести в них необходимые изменения).

- повысить эффективность воспитательной деятельности с детьми и педагогическую компетентность родителей в процессе проведения родительских собраний помогает создание мультимедийных презентаций в программе PowerPoint.

- использование цифровой фотоаппаратуры и фоторедактора Photoshop, дает неограниченные возможности для корректировки и ретуширования фотографий.

- для создания различных видеороликов, используемвидеокамеру и программы типа Movavi Video Editor.

- в создании единого электронного банка занятий и разработанных презентаций, которые хранятся на интернет-сервисе Google Диск. (https://drive.google.com/drive/folders/1juBUHECq4GpM1isif-oNn9T-OufevpDW), а также на информационном портале официального сайта детского сада (https://metodika-ds2-miass.educhel.ru/).

На платформе СинергияИнфо в нашей образовательной организации, открыт и ведется официальный сайт детского сада, а также сайт группы. Что дает преимущества родителям воспитанников возможность следить за жизнью группы, получать различные консультации, позволяет лучше узнать педагогов ДОУ (их увлечения, интересы, педагогические взгляды). Сайт группы включает в себя следующие разделы:

- О нас (визитная карточка группы и педагогов, информация о режиме работы группы)

- Публикации (статьи или консультации по различным актуальным темам. Здесь родители могут получить полезную информацию: материал для развития моторики, игры и упражнения, презентации, видеоматериалы и другое)

- Материалы для занятий (развитие речи дошкольников, праздники в группе, тематические занятия в группе и т. д.)

- Документы (с содержанием которых будет полезно ознакомить читателей - образовательная программа, правила внутреннего распорядка, документы по обеспечению условий безопасного пребывания детей в ОО и т. п.)

- Новости (контент раздела даст читателям представление о том, чем занимается группа и с какой долей успешности)

Создание сайтов групп, очень актуально в настоящее время: родители не всегда могут сами привести своих детей в детский сад, они обычно забирают своих детей во время прогулки, часто родители спешат и не успевают прочитать информацию в группе. Но дома с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт, увидеть новые фотографии и услышать сообщение о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы.

Популяризация достижений воспитанников и педагога, представленная на сайте, имеет немаловажное значение для создания имиджа педагога и МБДОУ в целом.

С сентября 2019 года по сегодняшний день, занятия в нашей группе проводятся с использованием интерактивной доски. Что помогает нам, педагогам находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми. Хорошее качества и увеличенный размер иллюстраций, позволяет увеличить восприятие материала, что дает огромное преимущество перед печатными иллюстрациями. Работа с интерактивной доской дает возможность делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

Техническое оснащение нашего дошкольного учреждения позволило не только оптимально решить воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им основной образовательной программы «От рождения до школы». Компьютерная программа «АИС мониторинг» позволяет осуществить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка, отслеживая его динамику на протяжении всего времени обучения в детском саду. Автоматизирует аналитическую деятельность педагогов.

Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком.

Как показали различные формы диагностирования (наблюдение, беседы, у детей нашей группы, на начало учебного года 2018-2019 года, слабо развита любознательность, познавательная мотивация, интерес к совместным формам деятельности. Вследствие этого, работа с использованием цифровых технологий, будет способствовать развитию познавательных интересов ребенка, решения учебных и творческих задач, целостному видению картины окружающего мира, будет развивать коммуникативные и нравственные качества, творческую активность в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности.

Применяя в своей работе с детьми инновационные цифровые технологии, проводя мониторинги на начало и конец года, мы можем отметить существенную динамику развития детей. Результаты педагогической диагностики показали, что индивидуальные достижения детей соответствуют возрастным нормам.

Уровень сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы по всем направлениям развития (образовательным областям) находится в положительной динамике и определяется в соответствии с возрастным контингентом воспитанников.

Очевиден положительный результат проделанной работы, который представлен в таблице 1.

Таблица 1

Результаты мониторинга освоения программы

Сентябрь 2019г.

Социально-коммуникативное развитие 44.43%

Познавательное развитие 6.94%

Речевое развитие 28.76%

Художественно-эстетическое развитие 30.81%

Физическое развитие 62.42%

Май 2020г.

Социально-коммуникативное развитие 96,65%

Познавательное развитие 93,98%

Речевое развитие 85,19%

Художественно-эстетическое развитие 93,18%

Физическое развитие 95,27%

2.2 Новизна, оригинальность, эффективность.

Новизна заключается в следующем:

*Современность – соблюдение основных положений федеральных государственных требований при организации образовательного процесса.

*Мультимедийность - совместное использование нескольких средств передачи информации, представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т. е. в комбинации средств передачи информации.

*Универсальность – возможность использования системы работы для организации образовательного процесса.

*Целостность – в системе работы предусмотрено участие всех педагогов. Также родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.

* Производительность - процесс обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала.

Оригинальность состоит:

*В системе работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста с учетом различных форм организации образовательного процесса.

Эффективность:

* Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.

*Важнейшим показателем является усвоение ребенком основной образовательной программы, то есть овладение базисным уровнем дошкольного образования. Это дает возможность обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе. Планируемые результаты освоения Программы соответствуют требованиям ФГОС и описаны в виде «целевых ориентиров дошкольного образования, конкретизация целевых ориентиров представлена в программе «От рождения до школы».

Положительным моментом является то, что в группе нет детей, не усвоивших программу. Результаты мониторинга представлены выше в виде таблицы 1.

Заключение

Использование цифровых технологий в дошкольном учреждении обеспечивает такие условия, при которых все участники образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель) могут перемещаться внутри цифрового мира с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета и получать необходимую помощь и информацию. Использование цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Работа при помощи цифровых технологий является примером перехода от традиционной технологии проведения занятия, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации. В процессе занятия используется информация, широкого диапазона средств визуализации (схемы, картинки). Увеличивается эффективность обучения, повышается внимание, активность ученика на уроке, увеличивается темп урока, моделирование абстрактных понятий, вызывает интерес к занятию.

Описанные выше результаты работы подтверждают это. Нам удалось обеспечить повышение качества образования через активное внедрение цифровых технологий в воспитательно – образовательный процесс.

Для достижения этой цели мы решили следующие задачи:

1. Изучили и проанализировали положения, лежащие в основе работы над данной проблемой.

2. Изучили возможности цифровых технологий и нашли им применение в дошкольном образовании.

3. Обеспечили интерактивность обучения: вовлекли детей в образовательный процесс с помощью цифровых технологий.

4. Проанализировали и обобщили полученные результаты.

Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что использование цифровых технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на повышение эффективности образовательного процесса у дошкольников.

На основании этого можно утверждать, что обобщение опыта работы подтвердило выдвинутую гипотезу исследования.

В дальнейшем буду продолжать работать по теме: «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» и распространять свой опыт работы среди воспитателей ДОУ. Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей.

Список используемой литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Российская газета] / [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Афонина Н. Ю. Цифровые технологии в ДОО. Условия внедрения интерактивных средств [Электронный ресурс] - https://edguru.ru/blog/doshkolka/210.html

3. Василенко, А. В. Интерактивные технологии в ДОУ. [Электронный ресурс] - http://mdou65.ru/интерактивные-технологии-в- доу. html

4. Гейкер, Л. А. Использование интерактивных досок в образовательном процессе. Из практики использования интерактивных досок разных типов [Текст] – с. Троицкое: РМК. – 2014. – 40 с.

5. Интерактивные методы обучения. [Электронный ресурс] - http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/314-interaktivnie-metodi-obucheniya.html

6. Интерактивные методы обучения. [Электронный ресурс] - http://pwpt.ru/presentation/pedagogika/interaktivnyie_metodyi_obucheniya/

7. Крючкова, Н. П. Применение цифровых технологий в дошкольном образовании. [Электронный ресурс] - http://doshkolnik.ru/ikt-deti/27302-primenenie-cifrovyh-tehnologiiy-v-doshkolnom-obrazovanii.html

8. Куприянова, Т. А. Использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс] - https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/2206

9. Павлова, Е. В. Мультимедийные технологии и их роль в интерактивной среде ДОУ. [Электронный ресурс] -http://interaction.ucoz.ru/forum/11-75-1

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе»Консультация и видео «Обобщение опыта работы по реализации муниципального сетевого проекта «Читаем вместе» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить свой опыт работы в ходе реализации муниципального проекта «Читаем вместе» во 2 младшей.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС до»
Опубликовано: 15 января 2021 в 12:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД