Папки-передвижки

Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

Людмила Мельниченко
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников через опыты и эксперименты».

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Познавательное развитие», направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности «Экспериментирование».

Публикация «Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников» размещена в разделах

Взяла эту тему в соответствии с задачами годового плана ДОУ по использованию исследовательской и экспериментальной деятельности в образовательном процессе, как основной инструмент повышения познавательного развития. Для организации развития исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (детского экспериментирования, я поставила перед собой задачи.

Цель: формирование экологической грамотности у детей, бережное отношение к природе, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через опытно –экспериментальную деятельность.

Задачи:

- Развивать любознательность в процессе наблюдений за изменениями в природе.

- Расширить представления детей об окружающем мире через организацию опытно –экспериментальной деятельности.

- Создание условий для знаний, у детей для решения познавательных и практических задач из разных источников и умение их применять на практике.

- Развивать коммуникативные качества (самостоятельность, наблюдательность, любознательность, способность сравнивать, умение работать в группе).

- Развивать исследовательские умения (умение выявления проблемы, сбора информации, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение).

- Прививать бережное отношение к животному и растительному миру.

Значение элементарных опытов заключается в том, что:

- в них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы;

- опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т. к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;

- у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;

- кроме того, опыты способствуют развитию речи, т. к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;

- в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности.

Важным фактором при включении экспериментирования в образовательный процесс является готовность воспитанников и педагогов к организации этого вида образовательной деятельности.

Перед началом организации экспериментирования проводилось анкетирование педагогов, родителей, на выявление интереса к этому виду обучения.

В результате анкетирования педагогов было выявлено следующее:

Готовность педагогов и воспитанников к организации экспериментирования в ДОУ составила 100%.

Свою работу я начала с мониторинга дошкольников : с целью изучения условий развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Провела диагностику - по результатам диагностики детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

Познавательный интерес неустойчивый; не всегда дети видят проблему; малоактивны в выдвижении идей; стремление к самостоятельности не выражено; пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Данные диагностики показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д.

Обучать ребенка, – говорил П. П. Блонский, – это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей.

В своей деятельности использовалась форма работы :

Занятия - путешествие

Беседы познавательно - эвристического характера

Лабораторные работы

Дидактические и развивающие игры

Сюжетно ролевые игры

Наблюдения, рассматривание, обследование

Целевые экскурсии

Я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы.

Также на подготовительном этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду для реализации на практике поисково-познавательной деятельности с детьми:

• в экспериментальном центре поместила детские справочники, энциклопедии, информативные тексты, детскую художественную литературу.

• создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.

оформила дидактические игры; игры, развивающие внимание и наблюдательность.

• в группе организовала лабораторию, в которой имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов:

1) место для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

2) место для приборов; 3) место для хранения материалов (природного, «бросового»); 4) место для проведения опытов; 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, крупа, опилки, стружка, пенопласт и др.) и др. ;

При оборудовании лаборатории учитывала следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения.

В группе оформлен уголок природы : использование уголка природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. Обучение ребенка постановке вопроса и составление плана исследовательской работы, создание зарисовок, схем в процессе исследовательской деятельности. Обучение ребенка наблюдению за изменениями, сопоставлению результатов, сравнению, анализу, умению делать выводы, обобщать.

С помощью родителей сделали метеоплощадку: метеоплощадка обеспечивает проведение практических работ, организовать опытно – исследовательскую деятельность детей систематические наблюдения за погодой средствами игры, формирует представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира. Иметь представления о четырех частях света познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром.

Детей познакомила с экологической тропинкой.

Свою работу по развитию экспериментальной деятельности строю по классификации экспериментов.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

Структура постановки экспериментов

1. Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в младшем и среднем возрасте, самостоятельно в старшем)

2. Прогнозирование результатов (в старшем возрасте)

3. Уточнение правил безопасности в ходе осуществления эксперимента.

4. Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента

6. Наблюдение результатов

7. Фиксирование результатов.

8. Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, в среднем и старшем- самостоятельно).

Работу с опытами я разбила по разделам, где дети знакомились со свойствами воды, почвы – песка, воздуха, магнита и т. д.

В разделе «Капелька» с детьми с удовольствием проводим эксперименты с водой. Ребятам особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом. Знакомясь с водой, ребята провели опыт: «Вода в природе и в быту».

Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.

В разделе «Почва» ребята становятся настоящими исследователями почвы. Изучили, для чего почва нужна человеку и растениям, как её сделать мягкой и плодородной.

Также для изучения такого явления, как воздух, создала необходимые условия. Ребята изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства. Вот такой опыт провела с детьми

«Знакомство со свойствами воздуха»

Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Материал: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

Заключение:

В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей, используя в обучении опытно-экспериментальную деятельность, я увидела, что первоначальные результаты диагностики изменились.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью, делятся своими впечатлениями.

Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.

Итог:

На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности.

В процессе работы я выяснила, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В результате моей работы были сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста; игр с водой; карточки – схемы проведения опытов – экспериментов; разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по экспериментированию детей и т. д.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель достигнута.

Продолжить работу по данной теме, по подборке картотеки опытов, продолжить организационную работу по постановке опытов и экспериментов с объектами живой природы, учить детей наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно– следственные связи.

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольниковПрименение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
Опубликовано: 25 января 2023 в 19:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мельниченко (УИ 881136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД