Людмила Мельниченко
Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников через опыты и эксперименты».
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Познавательное развитие», направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности «Экспериментирование».
Публикация «Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников» размещена в разделах
Взяла эту тему в соответствии с задачами годового плана ДОУ по использованию исследовательской и экспериментальной деятельности в образовательном процессе, как основной инструмент повышения познавательного развития. Для организации развития исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (детского экспериментирования, я поставила перед собой задачи.
Цель: формирование экологической грамотности у детей, бережное отношение к природе, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через опытно –экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать любознательность в процессе наблюдений за изменениями в природе.
- Расширить представления детей об окружающем мире через организацию опытно –экспериментальной деятельности.
- Создание условий для знаний, у детей для решения познавательных и практических задач из разных источников и умение их применять на практике.
- Развивать коммуникативные качества (самостоятельность, наблюдательность, любознательность, способность сравнивать, умение работать в группе).
- Развивать исследовательские умения (умение выявления проблемы, сбора информации, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение).
- Прививать бережное отношение к животному и растительному миру.
Значение элементарных опытов заключается в том, что:
- в них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы;
- опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т. к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;
- у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
- кроме того, опыты способствуют развитию речи, т. к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;
- в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности.
Важным фактором при включении экспериментирования в образовательный процесс является готовность воспитанников и педагогов к организации этого вида образовательной деятельности.
Перед началом организации экспериментирования проводилось анкетирование педагогов, родителей, на выявление интереса к этому виду обучения.
В результате анкетирования педагогов было выявлено следующее:
Готовность педагогов и воспитанников к организации экспериментирования в ДОУ составила 100%.
Свою работу я начала с мониторинга дошкольников : с целью изучения условий развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Провела диагностику - по результатам диагностики детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
Познавательный интерес неустойчивый; не всегда дети видят проблему; малоактивны в выдвижении идей; стремление к самостоятельности не выражено; пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Данные диагностики показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д.
Обучать ребенка, – говорил П. П. Блонский, – это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей.
В своей деятельности использовалась форма работы :
Занятия - путешествие
Беседы познавательно - эвристического характера
Лабораторные работы
Дидактические и развивающие игры
Сюжетно ролевые игры
Наблюдения, рассматривание, обследование
Целевые экскурсии
Я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы.
Также на подготовительном этапе я постаралась обогатить развивающую предметную среду для реализации на практике поисково-познавательной деятельности с детьми:
• в экспериментальном центре поместила детские справочники, энциклопедии, информативные тексты, детскую художественную литературу.
• создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
• оформила дидактические игры; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
• в группе организовала лабораторию, в которой имеется всё необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов:
1) место для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
2) место для приборов; 3) место для хранения материалов (природного, «бросового»); 4) место для проведения опытов; 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, крупа, опилки, стружка, пенопласт и др.) и др. ;
При оборудовании лаборатории учитывала следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
В группе оформлен уголок природы : использование уголка природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. Обучение ребенка постановке вопроса и составление плана исследовательской работы, создание зарисовок, схем в процессе исследовательской деятельности. Обучение ребенка наблюдению за изменениями, сопоставлению результатов, сравнению, анализу, умению делать выводы, обобщать.
С помощью родителей сделали метеоплощадку: метеоплощадка обеспечивает проведение практических работ, организовать опытно – исследовательскую деятельность детей систематические наблюдения за погодой средствами игры, формирует представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира. Иметь представления о четырех частях света познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром.
Детей познакомила с экологической тропинкой.
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности строю по классификации экспериментов.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
Структура постановки экспериментов
1. Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в младшем и среднем возрасте, самостоятельно в старшем)
2. Прогнозирование результатов (в старшем возрасте)
3. Уточнение правил безопасности в ходе осуществления эксперимента.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы (старший возраст)
5. Выполнение эксперимента
6. Наблюдение результатов
7. Фиксирование результатов.
8. Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, в среднем и старшем- самостоятельно).
Работу с опытами я разбила по разделам, где дети знакомились со свойствами воды, почвы – песка, воздуха, магнита и т. д.
В разделе «Капелька» с детьми с удовольствием проводим эксперименты с водой. Ребятам особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом. Знакомясь с водой, ребята провели опыт: «Вода в природе и в быту».
Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.
В разделе «Почва» ребята становятся настоящими исследователями почвы. Изучили, для чего почва нужна человеку и растениям, как её сделать мягкой и плодородной.
Также для изучения такого явления, как воздух, создала необходимые условия. Ребята изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства. Вот такой опыт провела с детьми
«Знакомство со свойствами воздуха»
Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Материал: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Заключение:
В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей, используя в обучении опытно-экспериментальную деятельность, я увидела, что первоначальные результаты диагностики изменились.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью, делятся своими впечатлениями.
Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.
Итог:
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности.
В процессе работы я выяснила, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В результате моей работы были сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста; игр с водой; карточки – схемы проведения опытов – экспериментов; разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по экспериментированию детей и т. д.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель достигнута.
Продолжить работу по данной теме, по подборке картотеки опытов, продолжить организационную работу по постановке опытов и экспериментов с объектами живой природы, учить детей наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно– следственные связи.