МААМ-картинки

Обобщение опыта по экологическому воспитанию «Наш дом-Земля»

Ирина Стрелкова
Обобщение опыта по экологическому воспитанию «Наш дом-Земля»

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающемуся миру.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Целью моей работы, по экологическому воспитанию, является формирование экологического мышления у детей, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, учить детей жить в относительной гармонии с природой.

Публикация «Обобщение опыта по экологическому воспитанию „Наш дом-Земля“» размещена в разделах

Как показывает опыт моей работы, и других педагогов, дети старшего дошкольного возраста без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:

- наблюдение в природе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- работа в огороде, на клумбе, праздники, наблюдения, труд в природе;

- создание эколого-развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);

- чтение художественной литературы;

- совместная творческая деятельность воспитателя, детей и родителей (проекты, акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовление скворечников и кормушек для птиц, участие в конкурсах);

- игровая деятельность детей (игры экологического содержания);

- просмотр презентаций и видеофильмов о защите природы.

В своей работе я использую разнообразные элементы, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

В подготовительной группе созданы экологические центры, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Для проведения занятий по экологическому воспитанию в группе, также имеется подборка различных игр, изготовлен календарь природы, в котором дети каждый день отмечают состояние природы за окном (дождь, солнце, ветер, снег и т. д., создана лаборатория для проведения различных опытов и исследований.

В течение всего года мы с детьми постоянно ведем наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений, животных, людей). Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы. При наблюдениях за погодой, мы с детьми вспоминаем и проверяем народные приметы (ласточки низко летают, дым с трубы и т. д.).

На прогулке я организую, игры с природным материалом (песок, вода, лёд, снег, листья, в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Во время игр на улице мы используем такие игры как: «Что где растет?», «Узнай и назови», «С какого дерева лист?» и другие. На прогулках мы с детьми проводим наблюдения за насекомыми, птицами, животными, людьми.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы с детьми используем опыты. Я стараюсь строить опыты на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте мы с детьми раскрываем причину наблюдаемого явления, после чего дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают любознательность, мыслительную деятельность.

Основные знания дети получают на занятиях. Я считаю своей основной задачей, во время занятий, это раскрытие экологических связей существующих в природе, так как без знания этих связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природу. На занятиях я стараюсь показать детям эти связи, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых – погибнуть птицы – пострадают различные виды хищников). Рассматриваем две позиции: хорошо-плохо.

Экологические темы я затрагиваю во время различных занятий: ИЗО – рисуем животных, птиц, насекомых и среду их обитания; математика – считаем овощи, фрукты, при этом повторив, где и как они растут; развитие речи – составляем рассказы по картине, о жизни животных и т. д. ; аппликация, лепка – изготовление поделок из природного материала, лепка фигурок животных, птиц.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Их роль заключается в сильном воздействии на ребенка. В своей работе я использую, совместно с музыкальным работником, экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, различные сказки из жизни животных.

При работе с семьей используются конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала. Очень важно убедить родителей продолжить начатое в детском саду дело и дома (посадить цветы, помочь маме полить грядку и т. д.). Экологическое воспитание не возможно без участия родителей.

На территории нашего детского сада имеется экологическая тропа. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Следуя с детьми по тропе, мы рассматриваем деревья, кустарники разных пород, растения на клумбах и на полянках, насекомых обитающих на них. На клумбах ребята ухаживают за цветами: поливают, прорывают сорняки, убирают засыхающие растения. Во время прогулки по тропе мы с детьми рассматриваем участки почвы: вытоптанные и нетронутые, объясняя при этом, как изменяется растительный покров от различных воздействий на него. Экологическая тропа позволяет мне в своей работе использовать её как для занятий, так и для оздоровления детей на свежем воздухе.

Я считаю, что в моей работе есть положительные результаты:

- сформировано начало экологической культуры у детей;

- сформировано правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы (не рвать зря цветы, не трогать насекомых и т. д.);

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, включает в себя не только воспитание любви к природе, но и воспитание человечности, доброты, ответственного отношения, как к природе, так и к людям. Наши дети должны быть милосердными, умеющими сочувствовать, помогать другим.

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной» Обобщение опыта работы в рамках программы «Росинка» Подготовила: воспитатель реабилитационной группы № 2 социальной реабилитации Костева.

Конспект ООД по экологическому воспитанию «Экскурсия в лес» Тема: «Экскурсия в лес» Программные задачи: Продолжать формировать представления об осенних явлениях в природе, о состоянии растений осенью,.

Обобщение опыта по патриотическому воспитанию дошкольников «Отшумели бои, далеки те года, что бойцы за свободу сражались.» (описание педагогического опыта в подготовительной группе) Содержание:.

Отчет по экологическому воспитанию Кружок «Чудеса природы» посещало 12 человек. Цель кружка: Формировать познавательный интерес к окружающей природе желание видеть неповторимость.

Отчет по экологическому воспитаниюОтчет по экологическому воспитанию С 1 по 29 апреля в нашем детском саду проводился месячник по экологическому воспитанию, основными задачами которого являлись следующие:.

Памятка для родителей по экологическому воспитанию «Берегите свою планету»: Дерево, трава, цветы и птицы Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПТАНИЮ СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ: Целевая прогулка в осенний лес. Цель: помочь детям увидеть изменения.

Система работы по экологическому воспитанию Слайд №1 Сегодня я представляю опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд № 2 Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки.

Фотоотчёт «Экологическому воспитанию — да»Фотоотчёт «Экологическому воспитанию — да» настоящее время остро стоит вопрос о воспитании экологически грамотного человека. Именно в дошкольном возрасте прочно закладываются основные.

Мастер-класс по изготовлению методического пособия «Животные планеты Земля» по экологическому воспитаниюМастер-класс по изготовлению методического пособия «Животные планеты Земля» по экологическому воспитанию «Животные планеты Земля» Проблема: кто они, эти диковинные животные? Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта по экологическому воспитанию «Наш дом-Земля»
Опубликовано: 12 октября 2016 в 15:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД