Обобщение опыта по экологическому воспитанию «Наш дом-Земля»

Ирина Стрелкова
Обобщение опыта по экологическому воспитанию «Наш дом-Земля»

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающемуся миру.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Целью моей работы, по экологическому воспитанию, является формирование экологического мышления у детей, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, учить детей жить в относительной гармонии с природой.

Как показывает опыт моей работы, и других педагогов, дети старшего дошкольного возраста без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:

- наблюдение в природе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- работа в огороде, на клумбе, праздники, наблюдения, труд в природе;

- создание эколого-развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);

- чтение художественной литературы;

- совместная творческая деятельность воспитателя, детей и родителей (проекты, акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовление скворечников и кормушек для птиц, участие в конкурсах);

- игровая деятельность детей (игры экологического содержания);

- просмотр презентаций и видеофильмов о защите природы.

В своей работе я использую разнообразные элементы, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

В подготовительной группе созданы экологические центры, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Для проведения занятий по экологическому воспитанию в группе, также имеется подборка различных игр, изготовлен календарь природы, в котором дети каждый день отмечают состояние природы за окном (дождь, солнце, ветер, снег и т. д., создана лаборатория для проведения различных опытов и исследований.

В течение всего года мы с детьми постоянно ведем наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений, животных, людей). Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы. При наблюдениях за погодой, мы с детьми вспоминаем и проверяем народные приметы (ласточки низко летают, дым с трубы и т. д.).

На прогулке я организую, игры с природным материалом (песок, вода, лёд, снег, листья, в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Во время игр на улице мы используем такие игры как: «Что где растет?», «Узнай и назови», «С какого дерева лист?» и другие. На прогулках мы с детьми проводим наблюдения за насекомыми, птицами, животными, людьми.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы с детьми используем опыты. Я стараюсь строить опыты на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте мы с детьми раскрываем причину наблюдаемого явления, после чего дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают любознательность, мыслительную деятельность.

Основные знания дети получают на занятиях. Я считаю своей основной задачей, во время занятий, это раскрытие экологических связей существующих в природе, так как без знания этих связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природу. На занятиях я стараюсь показать детям эти связи, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых – погибнуть птицы – пострадают различные виды хищников). Рассматриваем две позиции: хорошо-плохо.

Экологические темы я затрагиваю во время различных занятий: ИЗО – рисуем животных, птиц, насекомых и среду их обитания; математика – считаем овощи, фрукты, при этом повторив, где и как они растут; развитие речи – составляем рассказы по картине, о жизни животных и т. д. ; аппликация, лепка – изготовление поделок из природного материала, лепка фигурок животных, птиц.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Их роль заключается в сильном воздействии на ребенка. В своей работе я использую, совместно с музыкальным работником, экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, различные сказки из жизни животных.

При работе с семьей используются конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала. Очень важно убедить родителей продолжить начатое в детском саду дело и дома (посадить цветы, помочь маме полить грядку и т. д.). Экологическое воспитание не возможно без участия родителей.

На территории нашего детского сада имеется экологическая тропа. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Следуя с детьми по тропе, мы рассматриваем деревья, кустарники разных пород, растения на клумбах и на полянках, насекомых обитающих на них. На клумбах ребята ухаживают за цветами: поливают, прорывают сорняки, убирают засыхающие растения. Во время прогулки по тропе мы с детьми рассматриваем участки почвы: вытоптанные и нетронутые, объясняя при этом, как изменяется растительный покров от различных воздействий на него. Экологическая тропа позволяет мне в своей работе использовать её как для занятий, так и для оздоровления детей на свежем воздухе.

Я считаю, что в моей работе есть положительные результаты:

- сформировано начало экологической культуры у детей;

- сформировано правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы (не рвать зря цветы, не трогать насекомых и т. д.);

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, включает в себя не только воспитание любви к природе, но и воспитание человечности, доброты, ответственного отношения, как к природе, так и к людям. Наши дети должны быть милосердными, умеющими сочувствовать, помогать другим.

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной» Обобщение опыта работы в рамках программы «Росинка» Подготовила: воспитатель реабилитационной группы № 2 социальной реабилитации Костева.

Конспект ООД по экологическому воспитанию «Экскурсия в лес» Тема: «Экскурсия в лес» Программные задачи: Продолжать формировать представления об осенних явлениях в природе, о состоянии растений осенью,.

Обобщение опыта по патриотическому воспитанию дошкольников «Отшумели бои, далеки те года, что бойцы за свободу сражались.» (описание педагогического опыта в подготовительной группе) Содержание:.

Отчет по экологическому воспитанию Кружок «Чудеса природы» посещало 12 человек. Цель кружка: Формировать познавательный интерес к окружающей природе желание видеть неповторимость.

Отчет по экологическому воспитаниюОтчет по экологическому воспитанию С 1 по 29 апреля в нашем детском саду проводился месячник по экологическому воспитанию, основными задачами которого являлись следующие:.

Памятка для родителей по экологическому воспитанию «Берегите свою планету»: Дерево, трава, цветы и птицы Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПТАНИЮ СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ: Целевая прогулка в осенний лес. Цель: помочь детям увидеть изменения.

Система работы по экологическому воспитанию Слайд №1 Сегодня я представляю опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд № 2 Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки.

Фотоотчёт «Экологическому воспитанию — да»Фотоотчёт «Экологическому воспитанию — да» настоящее время остро стоит вопрос о воспитании экологически грамотного человека. Именно в дошкольном возрасте прочно закладываются основные.

Мастер-класс по изготовлению методического пособия «Животные планеты Земля» по экологическому воспитаниюМастер-класс по изготовлению методического пособия «Животные планеты Земля» по экологическому воспитанию «Животные планеты Земля» Проблема: кто они, эти диковинные животные? Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Космос
Автор публикации:
Обобщение опыта по экологическому воспитанию «Наш дом-Земля»
Опубликовано: 12 октября 2016 в 15:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение в рамках тематической недели «Моя малая Родина –с. Большая Казинка»
Развлечение в рамках тематической недели «Моя малая родина –с. Большая Казинка» Цель: закреплять знания детей о малой родине с. Большая Казинка....
Сценарий развлечения «Рождественские игры»
Сценарий развлечения «Рождественские игры» Смирнова Наталья Александровна. Цель: социализация дошкольников через приобщение к национальной культуре....
Комплексное занятие по теме «Одежда» в старшей группе «Карлсон у нас в гостях»
Комплексное занятие в старшей группе. «Карлсон у нас в гостях» Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде. Задачи: Образовательные:...
Пластилинография «Ёлочка зимой» для детей 4–5 лет
Цель 1) Развивать у детей мелкую моторику. 2) Развивать творческие способности с помощью нетрадиционной технике работы с пластилином. 3) Воспитывать...
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время»
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время» Цель праздника: - формировать всесторонне развитую, целостную личность; - развивать...