Лучший педагог года

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями

ТАТЬЯНА ЧУЕВА
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями

Обобщение опыта на тему:

«Формирование представлений

о социальной значимости труда взрослых

в процессе ознакомления

дошкольников с профессиями»

Педагогический опыт трудового воспитания детей дошкольного возраста

Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным. В. А. Сухомлинский.

Публикация «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями» размещена в разделах

Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать ребенка к труду будет гораздо сложнее. Поэтому в моей работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест, я работаю над тем, чтобы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долго ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь сделать все возможное, чтоб труд радовал ребенка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста также отражены и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально- коммуникативное развитие».

В п. 3.1. ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутым ребенком в труде.

Целью моей работы с детьми является: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 2. Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

3. Воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе. Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества, будет успешен при создании организационных и психолого - педагогических условий.

Я в своей педагогической деятельности по формированию у детей положительных установок к труду придерживаюсь следующих принципов:

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - развивающего образования (системности и последовательности); - новизны (использование новейших информационных технологий); - интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий). Ознакомление с трудом взрослых и профессиями я осуществляю не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели - ознакомлению с той или профессией.

Данную работу я организую через следующие виды деятельности.

1. Совместная деятельность взрослого с детьми : - образовательную деятельность осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми) такие темы как: «хлебушек душистый, теплый, золотистый», «завтрак на тарелочке», «красивая скатерть», «красивый подсвечник», «шкатулка в подарок маме», «вкусная пицца» и т. д. Также в ходе режимных моментов я осуществляю (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций) : например экскурсии в кабинет медсестры на такие темы: «как правильно полоскать горло», «забинтуем Мишке лапу», «обработаем ранку»; наблюдение за работой повара на кухне («Как правильно раскатать тесто», «Угадай на вкус», «Вкусная булочка для друзей» и т. д.). - Чтение художественной литературы: (А. Карташовой «Наш доктор», К. Чуковский «Айболит», Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители»). - игровая деятельность это сюжетно – ролевые игры такие как («больница», «магазин», «строители») и т. д. – дидактические игры, настольно- печатные игры («швейный цех», «кому что нужно для работы», «кем я буду», «разложи профессии», «карусель»). 2. Самостоятельная деятельность детей: («наведем порядок в кукольном уголке», «вымоем посуду»; «книжки заболели» и т. д.). 3. Взаимодействие с семьями воспитанников («моя мама пахнет хлебом», «где ночуют трамваи и автобусы», и т. д.). 4. Организация взаимодействия с учреждениями социума («кто такой библиотекарь»)

При ознакомление детей с трудом взрослых ставлю целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы- условия труда - инструменты для работы- выполняемые трудовые операции- результат труда.

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду, то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых - это наблюдение за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи, с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов я уточняю, закрепляю, дополняю сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе социально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставлю проблему, которую необходимо решить, и непосредственно образовательная деятельность также способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, использую разнообразные методы и приемы- наглядные, словесные, практические, проблемно- поисковые, игровые.

Центральное место в работе отвожу игре. Одним из основных видов игры является сюжетно ролевая, она позволяет конкретизировать и расширить представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомится с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представит, как комплекс, состоящий из следующих компонентов:

- получение сведений о профессиях от родителей, воспитателей, сверстников и детей более старшего возраста;

-из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

-приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые могут быть исследованы в ней (изготовление игрушек, лепка, рисование, аппликация и т. д.).

С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?

В младшей группе происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар.

В средней группе добавляется профессии шофера, почтальона, врача, также профессии родителей.

В старшей группе детям показываю результаты труда, его общественную значимость, добавляю профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, знакомлю с трудом людей творческих профессий (художника, писателя, мастером народно- прикладного искусства). Дети играют в «магазин», «аптеку», «поликлинику». Совершенствуются игры в которых отражены отдельные профессии – продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика. В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии своих родителей.

Детей седьмого года жизни буду продолжать знакомить с профессиями родного города. Где в сюжетно- ролевых играх будут отображать работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т. д.)

Важную роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых я отвожу семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как мы постоянно сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, то есть всего увиденного и услышанного.

Подводя итог, хочется отметить, что я создаю такие условия для ознакомления детей с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью. Это обогащение детей знаниями о реалиях окружающего - предметах, явлениях, событиях. Кроме этого, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группе оформляю специальные уголки по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Публикации по теме:

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий на примере профессии хореограф. В данной статье описаны разнообразные.

Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых Организационно-педагогические условия нами определяются как совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства,.

Формирование экологических представлений у дошкольников в образовательном процессе средствами проектной технологии Педагогический совет «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной.

Проект «Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками» Актуальность темы обусловлена тем, что экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Дошкольное экологическое.

Роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых МДОУ «Детский сад» №9 «Радуга» Доклад на тему: «Роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых» Подготовила.

Социальный проект «Все работы хороши!» Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий .

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 2 Краткие выводы по первой главе Таким образом, профессиональная деятельность воспитателя должна основываться на социально-педагогических.

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 3 2.2 Особенности работы воспитателя детей дошкольного возраста История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена.

Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 4 Глава 3. Эмпирическое исследование по определению уровня социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста в системе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями
Опубликовано: 24 января 2018 в 09:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД