Лучший педагог года

Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых

Виктория Прядкина
Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых

Организационно-педагогические условия нами определяются как совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства, материально-пространственной среде, социальному окружению, а также эмоционально - личностному восприятию информации о социальном мире, благодаря мыслительным операциям, «живым» образцам — ориентирам.

Организационно - педагогическими условиями формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых являются :

Публикация «Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых» размещена в разделах

1) целенаправленный показ взрослыми проявления трудолюбия как образца-ориентира для подражания ребенком;

2) расширение «трудового поля» в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество педагогов и семьи;

3) сочетание различных видов активности дошкольника в совместной трудовой деятельности со взрослым.

Введение первого условия - целенаправленный показ взрослыми проявления трудолюбия как образца-ориентира для подражания ребенком обусловлено необходимостью формирования потребности дошкольника взаимодействовать с миром взрослых, воспринимать взрослого, как образец-ориентир для подражания в трудовой деятельности, что составляет основу трудолюбия.

Развитие личности ребенка происходит под влиянием взрослого и в процессе активности самого ребенка. Направленность ребенка на взрослого способствует овладению дошкольниками содержанием любой деятельности, в том числе и трудовой. В силу таких возрастных психологических особенностей, как эмоциональность, подражательность, непосредственность и др. ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, в оценке и помощи взрослого. Взрослый как образец, ориентир для ребенка - это человек, владеющий знаниями, способами деятельности. Взаимодействуя с ребенком, он «транслирует» ему свое поведение в трудовой деятельности, отношение к ней. Ребенок в процессе этого взаимодействия не только наблюдает за деятельностью взрослого, но и может активно участвовать в этом процессе. Установление содержательного, эмоционально-непосредственного общения ребенка со взрослым позволяет ему проявить активность, инициативу, трудолюбие, самостоятельность в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, взрослый выступает для ребенка образцом поведения, деятельности. Отметим, что поведение как общенаучная категория имеет несколько толкований. В общей психологии поведение понимается как внешнее проявление деятельности человека, в социальной психологии понятие «поведение» выводится через понятие «нравственное поведение» и трактуется как совокупность поступков.

Тот или иной образец поведения взрослого воспринимается ребенком по-разному, во многом процесс восприятия дошкольником взрослого человека зависит от действенности этого образца. По мнению С. А. Козловой, О. В. Дыбиной действенность взрослого человека как образца, ориентира для дошкольника будет возрастать, если обеспечить:

- адекватность содержания образца возрастным возможностям дошкольника;

- представленность целостного образа творческой личности при обязательном сочетании деловой характеристики взрослого с показом личностных качеств, привлекательных для ребенка;

- представление продуктов творческого труда;

- установление насыщенных содержательных социальных контактов с творческим человеком, предусматривающих совместную деятельность.

По мнению исследователей, данные позиции эффективны при опоре на подражательность, которое рассматривается ими как одно из важных условий формирования положительного отношения ко взрослому и основывается на нескольких уровнях: чувственном, интеллектуальном, мотивационно – личностном.

Введение второго условия - расширение «трудового поля» в дошкольном образовательном учреждении через сотрудничество педагогов и семьи связано с формированием устойчивого интереса ребенка к труду, стимулировании его осознанных потребностей в трудовой деятельности.

«Трудовое поле» выступает как элемент предметно-развивающей среды. Его расширение предполагает добавление новых элементов и составляющих в созданную предметно-пространственную, развивающую среду не только в условиях дошкольного образовательного учреждения, но и в условиях семьи. Поэтому необходимо остановится на подходах исследователей к пониманию категории «среды».

Во многих исследованиях (Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, О. В. Дыбина, М. С. Каган, Л. М. Кларина, Т. С. Комарова, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, Н. А. Музяева, С. Л. Новоселова, Л. А. Пенькова, В. А. Петровский, И. В. Слободчиков, Л. П. Стрелкова и др.) среда выступает как один из важнейших факторов развития личности ребенка.

Развивающая среда рассматривается как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. С одной стороны, в развивающей среде ребенок может действовать самостоятельно, с другой стороны — принимать активное участие в ее организации.

Интересно определение Н. В. Кузьминой о том, что развивающая предметная среда это система, целенаправленно организуемая педагогом и представляющая собой множество взаимосвязанных компонентов предметного мира, которые воплощают ценностное отношение человека к миру. Принимая во внимание положения исследователей, мы определяем «трудовое поле», как особым образом организованное образовательное пространство, создающее благоприятные условия для решения задач воспитания трудолюбия как нравственного качества личности ребенка - дошкольника и реализация этого качества в самостоятельной трудовой деятельности.

Одним из важных условий воспитания у дошкольников трудолюбия является сотрудничество педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи (Р. С. Буре, Т. А. Маркова и др.). Исходя из содержания данного организационно-педагогического условия, важно говорить о сотрудничестве с целью расширения «трудового поля», как элемента развивающей среды. Реализация данного условия предполагает проведение предварительной работы с педагогами и родителями (консультации, круглый стол, теоретический семинар, практикум, оформление тематической газеты, тематических выставок и др., которая направлена на формирование понимания и осознания важности организации предметно - развивающей среды - «трудового поля» в дошкольном образовательном учреждении и семье с целью воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.

Введение третьего условия - сочетание различных видов активности дошкольника в совместной трудовой деятельности со взрослыми обусловлено тем, что только в процессе деятельности воспитывается трудолюбие дошкольников. Любая деятельность, в том числе и трудовая, предполагает проявлением ребенком различных видов активности (познавательной, социальной, физической, трудовой, волевой). Деятельность дошкольников в «трудовом поле» в процессе совместной деятельности со взрослыми может способствовать проявлению различных видов активности.

В педагогической науке активность определяется как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды, проявляющееся в творческой деятельности, в волевых актах, в общении. Активность также определяется как качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений.

В процессе трудовой деятельности дошкольник проявляет познавательную активность, выражающуюся в стремлении к приобретению знаний о трудовой деятельности, способах ее выполнения, результатах труда, трудолюбии как качестве личности, о взрослом, как образце поведения в трудовой деятельности, в желании получать новую информацию, новые знания о труде взрослых, о его отношении к труду. Познавательная активность ребенка проявляется в вопросах, рассуждениях, умозаключениях.

Социальная активность — вид активности, наиболее ярко проявляющийся в трудовой деятельности. Социальная активность побуждает ребенка к деятельности и реализуется как система социальных знаний, умений, навыков, социально полезных действий (например, трудовые действия, направленные на получение результатов труда, проявляющихся под влиянием как личных, так и общественных мотивов. Известно, что в основе мотивов лежат потребности - потребности в общении, в познании, в деятельности. Таким образом, совершая те или иные трудовые действия, ребенок удовлетворяет свои социальные потребности, которые важны для его личностного развития. Социальная активность проявляется в процессе включения дошкольника в совместную деятельность со взрослыми, в результате чего он приобретает социальный опыт взаимодействия с ними.

Волевая активность ребенка проявляется в социальной активности личности, в трудовой деятельности. Волевая активность определяется нравственными чувствами, интересами ребенка, а также определяется теми психическими процессами, которые участвуют в осуществлении трудовой деятельности дошкольника (мышление, память, речь, восприятие, воображение и т. д.). Волевая активность предполагает сознательное регулирование ребенком своего поведения, творческое решение задач, умение преодолевать внутренние и внешние препятствия при выполнении трудовых действий.

Физическая активность дошкольника наиболее ярко проявляется в трудовой деятельности. Данный вид активности характеризуется сменой рабочего места ребенка, его умением работать в коллективе, планировать трудовую деятельность, обсуждать последовательность выполнения трудовых действий, прогнозировать результат труда, выбирать соответствующие инструменты. Физическая активность проявляется в процессе создания продукта, как результата труда. Проявление ребенком физической активности способствует удовлетворению его потребности в деятельности, в общении с окружающими людьми.

Трудовая активность - активность дошкольника, проявляющаяся в трудовой деятельности. Предпосылки трудовой активности закладываются в раннем возрасте, когда ведущей деятельностью выступает предметная деятельность. В этот период происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза, формируются результативные действия (Б. Г. Ананьев). Во многом эти «преобразования» объясняются тем, что с ранних лет ребенок видит действия, которые совершает взрослый человека. Его привлекает труд взрослого : он внимательно наблюдает за ним, просит, чтобы ему позволили помочь. Сам смысл трудовых действий ему еще не понятен, качество труда может быть низким, но главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, и для него они являются привлекательными и интересными.

В процессе предметной деятельности совместно со взрослым ребенок постепенно овладевает специфическими человеческими навыками, «орудийными операциями». Формирование «орудийных операций», развитие умения подчинять движения руки логике движения «орудия» является важнейшей предпосылкой становления трудовой деятельности, формирования осознанных трудовых действий, что составляет основу воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому.

Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Березина Светлана.

Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Достаточно хорошо изучены.

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Подготовила.

Социально-педагогические условия для формирования здорового образа жизни детей Детство – особый период жизни человека, когда определяются основные особенности его характера, зависящие от окружающей среды, отношения.

Организационно-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников УДК: 373.2 Магистрантка 2 курса специальности «Дошкольное образование» Эмирвелиева Зарема Суюновна Научн. рук. к. п. н., доц. каф. Дошкольного.

Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых
Опубликовано: 15 октября 2017 в 12:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД