Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 4

Алена Муравьева
Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 4

Глава 3. Эмпирическое исследование по определению уровня социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста в системе профессионального образования

3.1 Диагностика уровня социальной значимости профессии воспитатель детей дошкольного возраста на базе ЮСПК СахГУ

Исследование проводилось в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет» Южно-Сахалинском педагогическом колледже в 113 группе специальности 44.02.01 Дошкольное образование отделения педагогических специальностей с 02.03.15 г. по 28.03.15 г. В исследовании принимали участие 15 студентов.

Учитывая, что изменения в обществе (гуманизация, демократизация) влекут за собой изменение в значимости профессии воспитатель, постоянно растущие требования современного общества к воспитателю определяют его функции, нами были подобраны методы, позволяющие диагностировать уровень социальной значимости профессии воспитатель детей дошкольного возраста. Для этого нами были подобраны следующие методы:

1. Беседа со студентами (Приложение 2).

2. Опросник «Оценка самоотношения личности» В. Столина (Приложение 4).

3. Опросник ценностных ориентаций С. Бубновой (Приложение 6)

4. Анкетирование «Воспитатель глазами студента» (Приложение 8)

Из беседы со студентами мы узнали, что 30% студентов считают, что воспитатель детей дошкольного возраста не должен обладать такими качествами как: доброта, справедливость, честность, порядочность, пунктуальность, уравновешанность, строгость, ответственность. А 70% считают, что должен.

Общественная ценность и сложность в работе привлекает 55% студентов в работе воспитателя детей дошкольного возраста, а 45% не привлекает.

60% студентов считают, что профессия воспитателя детей дошкольного возраста является социально значимой в современном обществе. А 40% считают отрицательно.

В процессе беседы выяснилось, что 2 студентов (13%) считают профессию воспитатель детей дошкольного возраста не социально значимой в современном обществе. Как выяснилось позже, эти студенты не регулярно посещают занятия в колледже. Не всегда выполняют домашнее задание. (Приложение 3)

С целью изучения самоотношения личности студентов применялся опросник «Оценка самоотношения личности» В. В. Столина.

Согласно проведенным исследованиям по опроснику "Оценка самоотношения личности", были получены результаты, представленные в Приложение 5. Анализ результатов показал следующее: полученный нами по фактору S «глобальное самоотношение» опросника В. В. Столина, позволил выявить психологические особенности целостно-личностного самоотношения будущих воспитателей и показал, что величина среднего значения, выраженного в процентном измерении, отношения студентов к себе как к личности для всей совокупной выборки испытуемых равна 85%, что свидетельствует о высокой степени выраженности исследуемого качества тем, самым при профессиональной подготовки внутренний индивидуальный образ студента проходит сложную эволюцию, которая обусловлена диалектикой и личностного развития и учебно-воспитательного процесса. Личностное развитие будущих специалистов неотделимо от профессионального, которое «является то результатом, то средством развития личности».

Применение опросника ценностных ориентаций С. Бубновой показало, что у 11 человек наиболее ярко выраженная ценностная ориентация является признание, уважение людей, влияние на окружающих (75%). Результаты представлены в Приложении 7. Анализ результатов исследования показал следующее:

Высокий уровень выраженности ценностных ориентаций у 35% студентов.

Средний уровень выраженности ценностных ориентаций у 40% студентов.

Низкий уровень выраженности ценностных ориентаций у 25% студентов.

Это говорит о том, что интересы и жизненные ценности могут быть еще не до конца сформированы. Поэтому совсем необязательно, чтобы в какой-то из шкал образовался максимальный балл. Любой вариант распределения баллов является нормальным и отражает, в той или иной степени, реальное положение дел.

Для рассмотрения работы воспитателей провели анкетирование «Воспитатель глазами студента».

По результатам анкетирования: профессия воспитателя детей дошкольного возраста в настоящее время является очень распространенной, поскольку достаточно длительный период на специалистов в этой области был высокий спрос среди работодателей. Эта сфера нуждалась и продолжает нуждаться в специалистах.

Как пользователи оценивали этот критерий: (Приложение 9).

Таким образом, проанализировав результаты эмпирического исследования, нами были сделаны выводы о том, что, в данной группе существует проблема социальной значимости профессии воспитатель детей дошкольного возраста. Поэтому нами была разработана модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по пропаганде профессии в обществе.

3.2 Модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по пропаганде профессии в обществе

Цель – разработка модели деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по пропаганде профессии в обществе.

Задачи:

выявить существующие личностные установки у воспитателя;

подобрать систему методов диагностирующих социальную значимость профессии воспитатель;

систематизировать методы пропаганды профессии в обществе.

Таблица 1.

Проблема Механизм решения Специалисты Ожидание результатов

Д и а г н о с т и ч е с к и й э т а п

I. Работа со студентами

Профессия воспитателя детей дошкольного возраста не имеет социальной значимости в обществе Беседа Психолог, воспитатель Получение субъективной информации о проблеме со слов студента

Анализ документов Психолог, воспитатель Получение информации о социальном статусе воспитателя

Анкетирование Психолог, воспитатель Получение объективной информации о значимости профессии воспитателя

Опрос Психолог, воспитатель Получение объективной информации о значимости профессии воспитателя

А н а л и т и ч е с к и й э т а п

Анализ и обобщение результатов диагностики

Наличие необработанных результатов диагностики Обработка результатов исследования Составление социально-педагогического прогноза Психолог, воспитатель Выявление наличия проблемы и разработка групповой программы пропаганды профессии в обществе

К о р р е к ц и о н н о – п р о ф и л а к т и ч е с к и й э т а п

I. Работа со студентами

Пропаганда профессии воспитатель детей дошкольного возраста в обществе Просветительская работа студента Воспитатель, педагог Появление знаний, навыков и привычек социально-приемлемых форм поведения

Вовлечение студента в общественную жизнь Воспитатель, педагог дополнительного образования, куратор Развитие коммуникативных качеств, развитие чувства товарищества, развитие мотивации саморазвития и т. д.

Участие в профессиональных конкурсах для воспитателей Преподаватель, воспитатель, педагог дополнительного образования Побуждение воспитателя детей дошкольного возраста на самообразование

Проведение открытых мероприятий Преподаватель, педагог дополнительного образования Побуждение воспитателя детей дошкольного возраста к самостоятельному изучению новых технологий и информации, с помощью которой можно лучше и эффективней провести

Участие в обучающихся семинарах Преподаватель, работодатель Побуждение или мотивация воспитателя детей дошкольного возраста на более глубокое самостоятельное изучения информации

Проведение беседы на тему: «Что мне мешает, и что помогает учиться в педагогическом колледже» Психолог, преподаватель Выработка эффективных способов общения

Проведение диспута «Моя будущая профессия- воспитатель Преподаватель, педагог дополнительного образования Повышение общего уровня культуры учащихся;

развитие интереса к обучению.

Написание эссе на тему: «Правильно ли я выбрала профессию - воспитатель Преподаватель Использование знаний, полученные в курсе, оперирование обществоведческими понятиями, а также конкретизирование собственных суждений с помощью фактов общественной жизни и собственного опыта.

Участие в тренингах профессионального роста Психолог Развитие профессионально значимых качеств

З а к л ю ч и т е л ь н ы й э т а п

Мониторинг результатов.

Краткие выводы по третьей главе

Экспериментальная работа показала, что в педагогическом колледже может быть организована и проведена работа, направленная на решение проблемы социальной значимости профессии воспитатель детей дошкольного возраста.

Полученные результаты исследования позволили нам разработать модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по пропаганде профессии в обществе. Формы и методы работы могут быть разнообразными, педагогам необходимо делать выбор, учитывая все особенности работы, особенностей системы работы СПО в целом.

Заключение

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования особенностей формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста в системе профессионального образования, позволяет сделать следующие выводы.

1. Проанализировав научные подходы к изучению проблемы социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста, можно сказать что, воспитатель является одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога. Воспитатель детей дошкольного возраста содействует формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщает подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Функция современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. В самой деятельности воспитателя заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.). Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций воспитателя. Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагога.

2. Охарактеризовав требования к профессионально- значимым качествам воспитателя детей дошкольного возраста, мы выявили что, знание профессионально - значимых личностных качеств современного воспитателя, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого воспитателя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

3. Описав опыт работы воспитателя детей дошкольного возраста следует отметить что, как и учитель, воспитатель – это скорее не профессия, а призвание. Стать им можно, получив специальное образование и впоследствии проходя соответствующие курсы для воспитателей. На сегодняшний день руководство нашей страны, к сожалению, не обеспечивает работников бюджетных дошкольных учреждений достаточно высокой зарплатой. В связи с этим большинство воспитателей выбирают в качестве места работы частные детские сады. Хотя стоит отметить, что далеко не каждый специалист принимается в такие учреждения, поскольку их администрации предъявляют к потенциальным работникам достаточно высокие требования. В коммерческих детских садах воспитатели работают в условиях жесткой конкуренции. Поэтому им приходится непрерывно трудиться над повышением своей квалификации, чему весьма эффективно способствуют курсы повышения квалификации специалистов.

4. Раскрыв нормативно-правовые основы работы воспитателя ДОУ, мы выяснили что, каждый воспитатель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.

5. Проведя диагностику, уровня социальной значимости профессии воспитатель детей дошкольного возраста на базе ЮСПК СахГУ мы определили, что в группе проходивших исследование, в основном, проблем в вопросе социальной значимости не возникает, но имеются такие студенты, которые не регулярно посещают занятия в колледже. Не всегда выполняют домашнее задание, что вызывает озабоченность.

6. Разработав модель деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по пропаганде профессии в обществе, мы предложили вариант решения выявленных проблем в социальной значимости профессии воспитатель детей дошкольного возраста. С помощью данной модели решаются следующие приоритетные задачи:

выявление существующих личностных установок у студентов ЮСПК СахГУ;

подбор системы методов диагностирующих социальную значимость профессии воспитатель;

систематизирование методов пропаганды профессии воспитатель детей дошкольного возраста в обществе.

Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза частично подтвердилась.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Рос. Федерации от 12.12.1993 г. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.01.2014).

2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: Конвенция от 13.12.2006 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Рос. Федерации 05.11.2009 г. № 530. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.01.2014).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155: зарегистрирован в минюст России 14 ноября 2013 г. № 30384. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.01.2014).

5. Федеральные образовательные стандарты // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Дата обновления: 01.09.2011. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/ (дата обращения: 16.11.2014).

6. Абульханова – Славская Н. А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1998. 335 с.

7. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Институт практической психологии НПО «МОДЭК», 2002. 384 с.

8. Берг А. И. Кибернетика, мышление, жизнь. М.: Мысль, 1999. 511 с.

9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000. 352 с.

10. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2005. 418 с.

11. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.

12. Гейжан Н. Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старшеклассников: Автореферат канд. дис., Л.: Просвещение, 2001. 98 с.

13. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. Сравнительная педагогика. М.: Прометей, 2009. 452 с.

14. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития / Сост. Л. В. Поздняк и др. М.: МПГУ, 1997. 387 с.

15. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.: Флинта, 2003. 336 с.

16. Ермолаева М. В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 551 с.

17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 508 с.

18. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 112 с.

19. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие. М.: МПСИ, 2003. 420 с.

20. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Центр «Детство», 1993. 56 с.

21. Ко И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 1998. 335 с.

22. Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса: Науч. -метод. пособие для педагогов и психологов. / Я. Л. Коломинский. Мн.: ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003. 312 с.

23. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. М.: Издательский Дом «Зимородок», 2008. 396 с.

24. Кон И. С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2006, №1. С. 451 – 456.

25. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение 2002. 479 с.

26. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. 512 с.

27. Кондаков И. М. Диагностика профессиональной установки подростков // Вопросы психологии, 2005. С. 12 – 27.

28. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2008. 487 с.

29. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. 1985. 536 с.

30. Крылов А. А. Психология. М.: Проспект, 2005. 412 с.

31. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Вопросы психологии. 2004. 59 с.

32. Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. М.: Просвещение, 2003. 127 с.

33. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. 374 с.

34. Малькова З. А. Важная отрасль педагогического знания // Советская педагогика, 2000, № 1. С. 12 – 15.

35. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2004. 200 с.

36. Общая психология/под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 2002. 479 с.

37. Особенности обучения и развития школьников 13 – 17 лет / под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. М.: Педагогика, 2007. 582 с.

38. Официальный сайт министерства образования и науки РФ: [сайт]. URL: http://www.минобрнауки. рф /

39. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник. М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.

40. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.

41. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Просвещение, 2004. 237 с.

42. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М.: Издательство НПО «МОДЕК», 1997. 352 с.

43. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. 640 с.

Публикации по теме:

Семинар для педагогов «Значение сказки в Социальной адаптации детей к Окружающей действительности». Теоретическая часть ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. (теоретическая часть) «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать.

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста «Все профессии нужны, все профессии важны» Программное содержание: Обучающие.

Лото для детей дошкольного возраста «Профессии» Лото предназначено для младших и старших дошкольников. В презентации, имеются 16 карточек с изображениями людей, занятых какой-либо профессией,.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Особенности формирования гуманных качеств у детей Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Гуманные качества - это качества, выражающееся в сочувствии, сопереживании,.

Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка.

Семинар для педагогов «Значение сказки в социальной адаптации детей к окружающей действительности». Практическая частьСеминар для педагогов «Значение сказки в социальной адаптации детей к окружающей действительности». Практическая часть ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА. -Сегодня мы решили отступить от показа традиционного занятия по теме семинара. И покажем Вам сегодня на практике.

Особенности обучения детей дошкольного возраста план 1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений 2. Общая характеристика учебной деятельности а. Структура.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Вкр особенности формирования социальной значимости профессии воспитателя детей дошкольного возраста. Часть 4
Опубликовано: 2 октября 2017 в 11:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Рукавичка»
Цель : Вызвать интерес к театрализованной деятельности Задачи: Образовательные: - формировать интерес и потребность детей в восприятии сказки; - формировать...
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе...
Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:  Услышишь звук – хлопни в ладоши. Взрослый произносит...
Сказка о Принцессе (артикуляционная гимнастика для девочек)
Принцесса утром просыпается, Ей солнца лучик УЛЫБАЕТСЯ! ( упражнение улыбка ) ЗАБОРЧИК беленьких зубов Луч солнца осветить готов! ( упражнение заборчик...
Сценарий спортивного досуга в подготовительной к школе группе по правилам дорожного...
Спортивный досуг для детей подготовительной группы «Красный, желтый, зеленый» Цель: • закреплять знания детей о правилах и знаках дорожного движения •...
Проект по правилам дорожного движения во второй младшей группе «Дети на дороге»
Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: годовой Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Цель: Формирование у детей младшего дошкольного...