Дора Барабанская
Проект «Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы обусловлена тем, что экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде.
Природные заповедники, являющиеся резерватами дикой природы, формируют уникальную образовательную среду, обладающую большими возможностями в плане экологического воспитания.
Публикация «Проект „Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вышесказанное обусловливает актуальность исследования проблемы экологического воспитания дошкольников в образовательной среде природного заповедника. Однако аспект экологического воспитания дошкольников в образовательной среде природного заповедника до настоящего времени практически не изучен.
Новизна проекта заключается в том, что направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении.
В работе были использованы «Программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; «Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве» С. Н. Николаевой.
Для осуществления экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
- выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, отношение к миру природы;
- определить морально-ценностное отношение к природе у детей;
- выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Работа была поделена на 3 этапа.
На 1-ом этапе – подготовительном, была поставлена цель: выявить уровень экологических знаний детей, определить морально-ценностное отношение к объектам природы.
-Был составлен перспективный план работы по ознакомлению с природой заповедников родного края.
- Подготовлена предметно-развивающая среда для реализации перспективного плана работы
- Подобрана литература.
Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:
- контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников;
- моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе;
- специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке в начале учебного года.
Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированности этого качества. Дети были поделены по уровням:
Высокий уровень – сформирован широкий круг представлений о природе; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает уверенно; рассматривает объекты целостно, имеется стремление к совершению добрых поступков.
Средний уровень - понимает отдельную ценность природных объектов (практическую пользу, красоту); в выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно.
Низкий уровень – представление о природных объектах их содержание диагностик и существенных свойствах поверхностны; ребенок имеет небольшие по объему знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
Проведение диагностики показало, что у детей представления о природных объектах поверхностны. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают, почему.
На 2-ом этапе – деятельностном, стояла цель: разработать серии занятий по данной теме «Что такое заповедники?», «Кто работает в заповеднике?», «Обитатели заповедной зоны», «Экспедиции учёных, что они изучают?».
На экологических занятиях дети последовательно знакомились с историей и целями создания заповедника, его работой, наиболее интересными видами животных и растений, постигали простейшие экологические закономерности.
На занятиях использовали видеоматериалы: слайды, презентации, перед детьми раскрывалась неповторимость и красота заповедной природы, они постепенно приходили к пониманию того, почему именно этот природный участок признан заповедным.
Экологические игры мы рассматривали и как вариативность детской деятельности, и как самостоятельный развивающий элемент занятия.
Различные виды художественной деятельности (рисование, аппликация, работа с природным материалом и др.) способствовали приобретению развитию фантазии и творческих способностей дошкольников. Работа с настольно-печатными играми, экологическими мозаиками и практическими игровыми пособиями стимулировала развитие у детей логического мышления, запоминание внешнего вида и биологических особенностей животных и растений – обитателей Олекминского и Усть- Ленского заповедников.
Помимо перечисленных, использовались такие формы экологического воспитания, как детские экологические праздники, экологические проекты, конкурсы рисунков «Мир заповедной природы» и «Мир заповедной природы глазами малышей».
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями.
Экологическое образование родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
В течение года родители принимали активное участие в обогащении предметно – развивающей среды в группе. Проводилось анкетирование с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей. Состоялось родительское собрание на тему «Тайны природы». Был проведен КВН для семейных команд «Что мы знаем о природе и ее охране». Оформлялись экологические стенды для родителей, материалы в которых постоянно обновлялись.
Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
3 этап – оценочный.
Его целью было определение экологического уровня знания детей в конце проекта.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.
Сравнительные данные по выявлению уровня экологических
знаний детей подготовительной группы «Солнышко»
Уровни Октябрь 2013 год Март 2014год
Кол-во детей % Кол-во детей %
Высокий 4 12 20 64
Средний 17 50 10 28
Низкий 13 38 4 8
Показатели результативности освоения темы
Результаты диагностики показали, что уровень знаний детей повысился по сравнению с начальным этапом.
Таким образом, выявлено повышение уровня сформированности компонентов экологического воспитания дошкольников в образовательной среде природного заповедника.
Вывод:
Проведенная работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
Заключение.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
Литература
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
2. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7.
3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград:
Учитель, 2007.
4. Зенина Т. И. Наблюдаем, познаем любим : // Дошкольное воспитание. 2003. N 7.
5. Лихачев Б. Т. Экология личности//Педагогика. -1993.-№2.
6. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001
7. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство-пресс, 2003. - 319 с.
8. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
9. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
10. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.
11. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7.
12. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.
13. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.