Получи документы

Проект «Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками»

Дора Барабанская
Проект «Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками»

Актуальность темы обусловлена тем, что экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде.

Природные заповедники, являющиеся резерватами дикой природы, формируют уникальную образовательную среду, обладающую большими возможностями в плане экологического воспитания.

Публикация «Проект „Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками“» размещена в разделах

Вышесказанное обусловливает актуальность исследования проблемы экологического воспитания дошкольников в образовательной среде природного заповедника. Однако аспект экологического воспитания дошкольников в образовательной среде природного заповедника до настоящего времени практически не изучен.

Новизна проекта заключается в том, что направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном учреждении.

В работе были использованы «Программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; «Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве» С. Н. Николаевой.

Для осуществления экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:

- выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, отношение к миру природы;

- определить морально-ценностное отношение к природе у детей;

- выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.

Работа была поделена на 3 этапа.

На 1-ом этапе – подготовительном, была поставлена цель: выявить уровень экологических знаний детей, определить морально-ценностное отношение к объектам природы.

-Был составлен перспективный план работы по ознакомлению с природой заповедников родного края.

- Подготовлена предметно-развивающая среда для реализации перспективного плана работы

- Подобрана литература.

Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:

- контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников;

- моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе;

- специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.

Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке в начале учебного года.

Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированности этого качества. Дети были поделены по уровням:

Высокий уровень – сформирован широкий круг представлений о природе; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает уверенно; рассматривает объекты целостно, имеется стремление к совершению добрых поступков.

Средний уровень - понимает отдельную ценность природных объектов (практическую пользу, красоту); в выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно.

Низкий уровень – представление о природных объектах их содержание диагностик и существенных свойствах поверхностны; ребенок имеет небольшие по объему знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

Проведение диагностики показало, что у детей представления о природных объектах поверхностны. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают, почему.

На 2-ом этапе – деятельностном, стояла цель: разработать серии занятий по данной теме «Что такое заповедники, «Кто работает в заповеднике, «Обитатели заповедной зоны», «Экспедиции учёных, что они изучают?».

На экологических занятиях дети последовательно знакомились с историей и целями создания заповедника, его работой, наиболее интересными видами животных и растений, постигали простейшие экологические закономерности.

На занятиях использовали видеоматериалы: слайды, презентации, перед детьми раскрывалась неповторимость и красота заповедной природы, они постепенно приходили к пониманию того, почему именно этот природный участок признан заповедным.

Экологические игры мы рассматривали и как вариативность детской деятельности, и как самостоятельный развивающий элемент занятия.

Различные виды художественной деятельности (рисование, аппликация, работа с природным материалом и др.) способствовали приобретению развитию фантазии и творческих способностей дошкольников. Работа с настольно-печатными играми, экологическими мозаиками и практическими игровыми пособиями стимулировала развитие у детей логического мышления, запоминание внешнего вида и биологических особенностей животных и растений – обитателей Олекминского и Усть- Ленского заповедников.

Помимо перечисленных, использовались такие формы экологического воспитания, как детские экологические праздники, экологические проекты, конкурсы рисунков «Мир заповедной природы» и «Мир заповедной природы глазами малышей».

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями.

Экологическое образование родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

В течение года родители принимали активное участие в обогащении предметно – развивающей среды в группе. Проводилось анкетирование с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей. Состоялось родительское собрание на тему «Тайны природы». Был проведен КВН для семейных команд «Что мы знаем о природе и ее охране». Оформлялись экологические стенды для родителей, материалы в которых постоянно обновлялись.

Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

3 этап – оценочный.

Его целью было определение экологического уровня знания детей в конце проекта.

После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.

Сравнительные данные по выявлению уровня экологических

знаний детей подготовительной группы «Солнышко»

Уровни Октябрь 2013 год Март 2014год

Кол-во детей % Кол-во детей %

Высокий 4 12 20 64

Средний 17 50 10 28

Низкий 13 38 4 8

Показатели результативности освоения темы

Результаты диагностики показали, что уровень знаний детей повысился по сравнению с начальным этапом.

Таким образом, выявлено повышение уровня сформированности компонентов экологического воспитания дошкольников в образовательной среде природного заповедника.

Вывод:

Проведенная работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Заключение.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:

1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.

2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.

3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.

Литература

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

2. Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7.

3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград:

Учитель, 2007.

4. Зенина Т. И. Наблюдаем, познаем любим : // Дошкольное воспитание. 2003. N 7.

5. Лихачев Б. Т. Экология личности//Педагогика. -1993.-№2.

6. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001

7. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство-пресс, 2003. - 319 с.

8. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

9. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

10. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.

11. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7.

12. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.

13. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом ПРОГРАММА самообразования Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к.

Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом Доклад на тему: «Формирование патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом». Воспитатель Глотова С. В. Какая притягательная.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются нравственности, формируются.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнок думает,.

Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы Прежде чем давать ребёнку знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Актуальность проблем экологии в системе.

Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому.

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Проект-презентация «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными танцами» «Социальный интеллект» – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека «Эмоциональный интеллект» – способность.

Проект-презентация «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными танцами» Проект-презентация «Развитие социального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными танцами» Зурета Пшизова Проект-презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование у детей любви к природе в процессе ознакомления с заповедниками»
Опубликовано: 21 июня 2017 в 11:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД