Наталья Алексеева
Обобщение педагогического опыта «Формирование начал экологической культуры у детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ёлочка» с. Сергеевка
Обобщение педагогического опыта на тему
«Формирование начал экологической культуры
у детей среднего возраста»
Подготовила:
Алексеева Наталья Владимировна
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Ёлочка» с. Сергеевка
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Формирование начал экологической культуры у детей среднего возраста“» размещена в разделах
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, оно должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
У современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире.
В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работала, актуальна, соответствует потребностям детского сада.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно быть стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Проблема экологического воспитания и образования будет существовать, пока существует наше общество. И правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы проявятся позже и не останутся незамеченными.
Реализация основных идей воспитания базируется на следующих принципах:
Принцип целенаправленности. Я считаю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного осуществления экологического воспитания дошкольников.
Принцип доступности. Я учитывала возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Я старалась правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.
Принцип наглядности обучения. В работе я продумывала: дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности.
Принцип интегрированного подхода. Я использовала различные формы и методы в работе с детьми, проводила интегрированные занятия.
Принцип систематичности и последовательности. Свою работу по экологическому воспитанию дошкольников вела в определенной системе, последовательности.
Перед тем, как приступить к планированию работы, я провела анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье», как родители оценивают уровень экологических знаний своего ребёнка.
Исходя из данных анкетирования родителей для успешного осуществления цели, составила перспективный план работы по ознакомлению детей с явлениями живой и неживой природы, который включает в себя экологические наблюдения в природе, художественный труд, прогулки, игры, работа с родителями.
Целью данной работы является обучение детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомить с правилами поведения в природе;
- расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
- продолжать формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
- закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле зависит от состояния окружающей среды.
Для осуществления поставленных задач в своей работе я использовала следующее:
- создала предметно-развивающую среду, обеспечивающую выработку экологических знаний дошкольников : демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы, картотеки пословиц и поговорок, загадок, народных примет о природе, дидактические игры, коллекции камней, ракушек);
- осуществляла ознакомление детей с природой в разнообразных формах : занятия, наблюдения, беседы – рассуждения, подвижные игры на участке, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, рассматривание эллюстраций, отгадывание загадок, чтение познавательной литературы,
- регулярно планировала и проводила тематические прогулки, помогающие детям наблюдать за сезонными изменениями в природе и погодой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира;
- в своей работе использовала развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.
- проводила просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы : анкетирование, беседы, папки – передвижки, сотрудничество через консультации, совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
В своей работе я использовала разнообразные формы и методы работы, при этом учитывалось совместная деятельность воспитателя и детей.
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
- занятия;
-показа сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторины.
Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей, детей и воспитателя;
-оформление гербария растений, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Воспитатель является носителем экологической культуры, он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливает элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводилась в центре природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых.
Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения. Они проводятся в детском саду ежедневно. Составила планирование наблюдений по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы по временам года. При планировании работы опиралась на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт.
Представления об объектах природы формировала у детей постепенно в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение давало детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Это позволило делать маленькие открытия, ребёнок начинал понимать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. Во время прогулок в каждое время года, обращала внимание детей на сезонные изменения в природе, рассматривали и сравнивали деревья, цветы на клумбе, обращала внимание детей на то, что у дерева есть ствол, ветви, листья.
С этой целью проводила упражнения: «Узнай, чей лист», «Времена года», «Живое – не живое», «Отгадай, что за растение», «Перелётные птицы», «Бывает-не бывает».
Осенью учила детей различать растения на клумбе, обращая внимание на разнообразную окраску, высоту.
Беседовали и наблюдали за птицами, которые пролетали мимо нашей площадки, а зимой прилетали к кормушке, в которую мы раскладывали корм: зерна и хлебные крошки. Так ребята учились различать и называть зимующих и перелётных птиц. В индивидуальной работе с детьми повторяли пройденный материал.
Зимой знакомила детей со свойствами снега, льда и проводили эксперименты, где дети на практике постигали неизведанный мир природы.
Из снега мы строили снежную бабу, черепаху, снежную крепость, играли в снежки. Наблюдали за не живой природой: облаками, солнцем, ветром. Уточняла знания детей о том, что зимой солнце светит, но не греет. Определяли направления ветра по проплывающим облакам, печным трубам. При наблюдении за деревьями отмечали, что они - живая природа. На прогулке вместе с детьми отмечали характерные особенности весны. Дети самостоятельно замечали и называли весенние явления природы и делали выводы. Закрепляла у них знания о перелётных птицах, правила и нормы поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему.
Дети с желанием трудились на участке: убирали сухие ветки, листья, участвовали в посеве семян цветов и ухаживали за растениями.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений у детей о явлениях и природы использовала разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие: «Живая, не живая природа», «Что за птица?», «Бывает – не бывает», «Отгадай, что за растение», «Узнай по объявлениям», «Времена года. Праздники», «Кто больше? Кто меньше?», «Животные», «Зверята», «Что где растёт», серия «Умные игры», пазлы на экологическую тему.
В играх уточняла, расширяла, закрепляла навыки, представления о явлениях природы, о растительном и животном мире, которые способствовали развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащению словаря.
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарём природы. Дети учились сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Ее особенность в том, что, будучи научной по своему содержанию, она одновременно должна быть и художественной. С помощью книжки мы узнавали о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняла и конкретизировала имеющиеся представления о предметах и явлениях. (Сказка А. Лукьяновой «Почему снег белый», В. Бианки «Синичкин календарь», И. С. Соколов – Микитов «Весна красна»).
Это помогло подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Пословицы, поговорки предлагала детям в процессе наблюдения. Их образный язык помогли выделить особенности природного явления. С помощью загадок ребята научились рассуждать и делать выводы о разных временах года, явлениях.
Занятия проводила в игровой форме, что позволило сформировать знания последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей и природного окружения.
На занятии «Божья коровка» к ребятам прилетел белый Жучок. Он назвался Божьей коровкой. Для них это было полной неожиданностью, они начали рассуждать. Всем стало его жалко. И ребята предложили жучку свою помощь, раскрасить его.
Игровые ситуации заставляли раскрепоститься детей, что давало возможность проверить прочность приобретенных знаний, выявить творческие возможности, самостоятельность.
Главное в моей деятельности «Формирование начал экологической культуры
у детей среднего возраста» – совместная работа с детьми.
Вне занятий мною были проведены совместные творческие работы: рисование «Мой лес»; совместно с детьми изготовили: дупло, берлогу, пенёк и поместили к дидактическому пособию дереву «Времени года»; изготовили снег из салфеток, выполнили совместную работу «Новогодняя Ёлочка» в технике обрывной аппликации; рисовали снежинки.
Дидактическое пособие дерево «Времена года», можно изменять, переносить, использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Оно формирует знания об особенностях времён года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности, воспитывает любовь и заботливое отношение к природе.
Успех в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста может возникнуть только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи. Поэтому для расширения представлений об окружающем мире, проводила для родителей консультации: «Экологическое воспитание детей», «Игры экологического содержания», стенгазета со стихами для родительского уголка «Зимняя прогулка в детском саду!»
Осенью я предложила родителям собрать с детьми гербарий, для экологического уголка, которые потом использовали в творческой деятельности.
Работу по формированию элементарной экологической культуры, законам живой природы, бережного отношения к окружающему миру считаю успешной, потому что дети на занятиях получали ощущение радости новых знаний и с нетерпением ждали новых занятий. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильные ответы детей, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый к познанию окружающего мира, к бережному отношению к природе.
В результате проведенной работы я добилась положительных результатов.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе исследования, позволили мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы:
- у детей сформировались умения и навыки по уходу за растениями и животными;
- дети проявляют интерес и милосердие к живому миру;
- с удовольствием слушают и разучивают стихотворения о природе;
- у детей сформировались представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы;
- научились различать особенности внешнего вида животных, части тела, особенности движения;
- проведенная работа способствовала не только формированию представлений об окружающей действительности дошкольников, а также помогла достичь желаемого уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания и обучения детей.
Родители стали уделять больше внимания экологическому воспитанию детей, потому что считают, что состояние здоровья ребёнка зависит от состояния окружающей среды; осуществляют экологическое воспитание детей в семье (читают книги, кормят птиц зимой, отдыхают на природе, беседуют о природе); закрепляют знания детей о правилах поведения в лесу и прислушиваются к словам своих детей.
Родители осознали важность своего влияния на развитие личности ребенка, научились организовывать свободное время семьи, направлять его на творчество, сотрудничество с детским садом.
Список литературы
Н. Н. Леонова "Художественное творчество". Волгоград, издательство "Учитель", 2014г.
О. А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!", Санкт - Петербург, издательство "Детство - Пресс", 2006г.
Т. Г. Кобзева "Организация деятельности детей на прогулке". Волгоград, издательство "Учитель", 2010г.
Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», Москва «ТЦ ООО» Сфера, 2005г.
С. Н. Николаева «Эколог в детском саду», Москва «Мозаика-Синтез», 2002г.
М. В. «Путешествие по родному краю», Владивосток БРОК, 2001г.
Г. А. Дикалюк, О. Е. Дектяренко «Наш дом-природа», Владивосток, ГОАУДПО ПК ИРО, ФБГУ «Лазовский государственный заповедник им. Капланова», 2013г.
Интернет - ресурсы.