Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)

Байдагулова Улмекен Юриковна
Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учереждение «ЦРР –д/с № 113 г. Орска».

ДОКЛАД

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)».

Воспитателя:

первой квалификационной категории

Байдагуловой Улмекен Юрковны.

2021 г.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)» размещена в разделах

В жизни любого человека есть короткий, но чрезвычайно важный возрастной период, когда мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Педагоги и психологи неслучайно его называют «нежный возраст». В этот период происходит развитие мелкой моторики детей.

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук?

В прошлом веке знаменитая педагог-гуманист и философ Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, дает возможность отражать свои мысли и чувства.

Для развития точной ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, а особенно хорошо в этом помогает лепка из глины, пластилина, соленое тесто, заварное тесто, съедобное тесто, бумажная масса и песок и т. д. способствующая развитию тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений.

Ведущая педагогическая идея работы звучит так: «Детская поделка – это воплощение души маленького человека, его видения окружающего мира и еще одно, пусть небольшое достижение в жизни» Поэтому все занятия по лепке я провожу в игровой форме, использую музыку, художественное слово, физминутки, пальчиковую гимнастику, сенсорные эталоны.

Чтобы моя деятельность была успешной, я определила цель и наметила комплекс задач, решение которых позволило познакомить детей с основными приемами лепки, развивать ручную умелость, мелкую моторику.

Вся работа проходила в 3 этапа.

На первом этапе дети осваивали правильную постановку пальцев, приём Отщипывание- отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание- сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Вдавливание путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Заострение- одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание- формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение-прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Прищипывание большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется

Для большей выразительности работ использовали природный материал или другие вспомогательные предметы (бусинки, стразы, зубочистки, бисер). А самое главное, учились выполнять коллективные работы, действовать по словесному указанию воспитателя.

На третьем заключительном этапе дети учатся решать самостоятельно творческие задачи, самостоятельно выбирать рисунок для работы и формировать своё отношение к результатам своей же деятельности.

В своей работе я использовала традиционные методы и приемы: словесные (беседы, объяснения, художественное слово)

наглядные (демонстрация, презентация слайдов, показ образцов, схем, иллюстраций)

репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по образцу)

практические (конкретные трудовые задания и упражнения, моделирование, проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу).

Я поставила перед собой цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности традиционные и не традиционные способы лепки.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

• Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное

отношение к результату своей деятельности, формировать

положительные настрой на занятиях.

• Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.

Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию.

• Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук у детей.

• Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

В работе с детьми используются виды лепки :

лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи, и может проводиться ка по заданию, так и по замыслу детей

Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.

Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.

Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т. е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Другие виды лепки :

Комплексная – комбинируя разные способы лепки (создаем предмет, затем декорируем)

Модульная лепка – из большого количества одинаковых деталей (по типу мозаики, например: из шариков Лепка из пластин (прямоугольные, квадратные формы) – домики, шкатулки

Лепка по форме, используя прочные готовые формы: банки, коробки, бутылки, контейнеры (от киндера)

Пластилинография – нетрадиционная техника лепки = «рисование» пластилином на горизонтальной поверхности

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

2. У детей должен возникнуть стойкий интерес к лепке, как во время занятий, так и в свободное время.

3. Развитие фантазии, творческого воображения детей.

4. Воспитанники овладеют техническими приемами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.

5. Воспитанники должны рассказывать о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.

Я считаю, что, в воспитании ребенка нет и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьезная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Чтобы скорректировать свою работу два раза в год провожу диагностику. Особое внимание уделяла оценке сформированности мелкой моторики, скоординированным движениям пальцев. В диагностическом исследовании я использовала: «Диагностика педагогического процесса» автор Верещагина Н. В. ; «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Г. С. Комаровой.

А для проверки усвоения детьми навыков работы использовала вот такую таблицу:

Ф. И ребенка

Технические навыки

Развитие мелкой моторики

Проявление творчества в декоре

Появление аккуратности и трудолюбия

размазывание,

сплющивание

раскатывание

надавливание

отщипывание

Выбор цвета

Она очень удобна и дает возможность проследить усвоение детьми навыков работы.

Результаты начальной и конечной диагностики показали, что уровень развития мелкой моторики, ручной умелости к концу года стал выше.

Анализируя результаты диагностики и проведенной работы,

можно сделать такие выводы:

- дети овладели теоретическими знаниями и практическими навыками;

-свободно пользуются инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином и т. д. ;

-овладели разными техническими приемами и способами лепки;

-самостоятельно могут изготовить картинки в технике пластилинография и украсить природными и декоративными материалами;

-дети стали более самостоятельными, усидчивыми, овладели навыками совместной работы;

-дети могут понятно объяснить практические приемы и способы работы, рассказывать о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.

В работе над темой мне помогала следующая литература:

Занятие по ИЗО Комаровой Т. С.

Доронова Т. Н «Я учусь рисовать». (Пособие для детей 4 -5 лет)

Кома

Кашникова Е. В «Оригинальные техники изобразительной деятельности». (Занятие с детьми 5 – 7 лет).

Лебедева Г. А, Тихомирова О. Ю «Пластилиновая картина».

Лыкова И. А. «Лепка из пластилина».

Новикова И. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду» 2015 г.

Швайко Г. С «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду» https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/avtomobil._doroga._peshehod_hromova.pptx.zip

https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/sovety_svetoforchika.ppt

https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=16

https://www.kinder.ru/search.asp?id=4268

https://минобрнауки. рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4962

https://www.dddgazeta.ru/

https://www.tvoyrebenok.ru/pdd.shtml

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке)
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 00:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД