Альфия Юсупова
Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта : «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».
Актуальность, научность и проблема массовой практики.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Любой ребенок - это маленький любознательный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее занятия ребенка, тем успешнее будет происходить его развитие, реализовывается его потенциал и творческие таланты.
Публикация «Обобщение опыта „Развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Развитие творческой личности является одной из важнейших задач на современном этапе.
Одним из эффективных средств достижения этой цели является изобразительная деятельность.
Все дети любят рисовать, особенно, когда это у них хорошо получается. Но рисование кистью, карандашами требуют достаточно высокого уровня владения техникой, сформированных знаний, навыков, приемов работы. Очень часто из – за отсутствия этих знаний и навыков, несмотря на усилия ребёнка, рисунок не выходит, не соответствует его желанию получить изображение близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить, что вызывает негативное отношение ребёнка к этому виду деятельности, формирует неуверенность в себе. А ребенку нужен тот результат, который вызывает у него удовлетворение, радость, изумление, удивление.
Для решения этой проблемы я стала углублённо изучать методическую литературу, выделив для себя следующие критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. В результате, я выбрала направление своей работы - развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования, как на занятиях по рисованию, так и в кружковой деятельности. Два раза в неделю во второй половине дня я вела кружок по рисованию «Художники - экспериментаторы» (нетрадиционные техники рисования).
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Использование таких техник даёт детям возможность подумать, попробовать, поискать, поэкспериментировать и, конечно же, проявить себя. При этом, дошкольники преодолевают такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».
Работа с необычными материалами развивает творческие способности, удивляет своей непредсказуемостью, позволяет им ощутить незабываемые эмоции, что в конечном результате способствует общему психическому и личностному развитию.
Дети, знакомясь с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки, что ведёт к развитию творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества.
Таким образом, использование в художественном творчестве детей нетрадиционных изобразительных техник способствует :
- развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, способности к
экспериментированию;
- умению свободно выражать свой замысел;
- развитию у детей уверенности в собственных силах;
- творческим поискам и решениям поставленной цели;
- развитию чувств композиции, ритма, цветового восприятия, тактильной чувствительности, фантазии, эстетического вкуса;
- развитию навыков ориентации на листе бумаги;
- развитию способности работать с разнообразными материалами и инструментами;
- развитию внимания, воображения, памяти, образного и логического мышления, творческих способностей;
- повышению работоспособности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбранная мною тема актуальна и перспективна. Она составляет основу для развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Основная идея опыта
Основная идея моего педагогического опыта - развитие художественно - творческих способностей детей, умения выражать восприятие окружающего их мира через использование нетрадиционных техник рисования.
Эффективность данной работы во многом зависит от создания условий для успешного развития детского художественного творчества : подбор материала, средств, методов и приемов, разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Разнообразные подходы к организации занятия вызывают у дошкольников желание рисовать, ставят их в позицию творцов. А обучение без принуждения, основанное на искреннем интересе ребенка в выполнении задания, способствует тому, что дети становятся более раскрепощенными, раскованными, уверенными в своих силах. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей, являются источником фантазии, творчества, самостоятельности. У дошкольников развиваются воображение, любознательность, мышление, интуиция, эстетический вкус, творческий потенциал.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.
Работы зарубежных и отечественных педагогов содержат разные взгляды и мнения на проблему развития творческих способностей через изобразительную деятельность.
Мной были тщательно изучены и легли в основу моего опыта следующие труды : Ветлугина Н. А. «Художественное творчество и ребенок», Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество», Казакова Т. Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», Лыкова И. А. «Цветные ладошки», Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».
О нетрадиционных техниках рисования, их многообразии, системе построения занятий узнала из следующих источников: Белошистая А. В., Жукова О. Г., Дьяченко И. И. Волшебные ладошки, Кашникова Е. В. «Оригинальные техники изобразительной деятельности», Лебедева Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития», Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет», Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
В своей практической деятельности руководствовалась следующими источниками: Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Кашникова Е. В. «Оригинальные техники изобразительной деятельности»,
Также большую помощь мне оказал педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».
Новизна, творческие находки автора.
Как показывает опыт, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации, что является недостаточным для развития творческих способностей дошкольников. Использование же природных, бросовых, бытовых предметов в качестве художественных материалов, нетрадиционных методов и способов развития детского художественного творчества способствуют осуществлению индивидуального подхода с учётом желаний и интересов детей, гармоничному всестороннему развитию дошкольников, являются источником детской фантазии, творчества, самостоятельности.
Нетрадиционное рисование доставляет детям радость, раскрывает возможность применять хорошо знакомые им бытовые предметы в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Рисование доставляет дошкольникам радость, удивляют своей непредсказуемостью. Художественный образ получается выразительным, интересным, ребенок остается доволен своим результатом, а следовательно, вовлекается в собственное творчество.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Рисование - вид деятельности, развивающий воображение, мышление, моторику. Овладевая различными техниками рисования, дети обучаются работать с цветовым диапазоном, соединяя и получая новые цвета, экспериментируют. Используя при рисовании различные материалы, ребёнок открывает в дальнейшем новую технику, вид живописи или направление. Следовательно, развивается творческая фантазия, без которой человек не может реализовать себя ни в одном виде деятельности. Поэтому так важно развивать в детях творческое начало, в чем бы оно ни проявлялось.
Исходя из вышесказанного, мной были определены цель и задачи моей работы.
Цель: развитие у детей творческих способностей, художественного мышления через использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей способам нетрадиционной техники рисования;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- учить детей работать с разнообразным материалом, выражая своё творческое начало, собственное «Я» через реализацию своих замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства;
- формировать целостную картину мира, художественный вкус.
Развивающие :
- развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества;
- развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
- развивать пространственное и ассоциативное мышление, чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
- развивать полёт фантазии, любознательность, воображение, побуждать детей к творческим поискам и решениям;
- развивать эстетическое восприятие, желание экспериментировать.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до завершения.
- воспитывать аккуратность, старательность, самостоятельность, организованность;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Свою работу я начинала с детьми младшей группе, где методы нетрадиционного рисования использовались мною в форме индивидуальной работы. Для успешной реализации задачи по развитию творческих способностей детей необходим фундамент – это хорошо развитая мелкая моторика. Этому способствует самые простые техники - рисование ладошкой, пальчиками. Такими техниками создавались работы «Гроздь винограда», «Нарядная ёлочка», «Цветы для мамы», «Петушок» и другие.
Также ребята достаточно быстро освоили технику рисования пробками и печатками. Многократно изображая один и тот же предмет, дети составляли из его отпечатков разные композиции – «Красивая салфетка», «Праздничная открытка», «Платок для бабушки»
Большое удовольствие доставляло детям работа скомканной бумагой. Используя данную технику, они свободно перемешивали краски, показывая красочность неба, осенних листьев, травы.
Ещё более заинтересовавшись данной работой, я составила программу по дополнительному образованию - «Художники – экспериментаторы» (нетрадиционные техники рисования) для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Моя программа строится на следующих принципах: принцип творчества, принцип научности, принцип доступности, принцип постепенности, последовательности и систематичности, принцип наглядности, принцип динамичности, принцип сравнений, принцип выбора, принцип сотрудничества.
Обучение детей нетрадиционным техникам рисования проводила поэтапно :
1 этап – репродуктивный. Обучение детей нетрадиционным техникам рисования; ознакомление с различными средствами выразительности.
2 этап –конструктивный. Совместная деятельность детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
3 этап – творческий. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
В работе я использую следующие методы:
1. Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
2. Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, создание ситуаций успеха, решение проблемной ситуации);
3. Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Особенно результативными оказались следующие методы:
- метод погружения в определенную среду, атмосферу сказочности и т д. ;
- сюрпризные моменты с появлением различных персонажей;
- обыгрывание игрушек, природного, бросового,
изобразительного материала (кисточек, красок, карандашей);
- экспериментирование с изобразительными материалами;
- обыгрывание изображений, созданных детьми, что позволяет интересно, живо и убедительно провести итоговый анализ и оценку;
- обыгрывание процесса деятельности, когда дети превращаются в
художников, фотографов, гончаров, строителей;
- музыкальное сопровождение;
- виртуальное посещение музеев и выставок с помощью ИКТ.
На занятиях традиционно совмещаю правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания даю в начале занятия, потом следует практическая часть, завершаю занятие просмотром и анализом работ.
В процессе работы стараюсь интегрировать все образовательные области.
При знакомстве детей с нетрадиционными техниками рисования использую следующий алгоритм:
от рисования отдельных предметов к рисованию эпизодов и потом к сюжетному рисованию;
от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, к применению материала, сделанного собственноручно;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию разных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению.
В своей работе использую такие формы организации, как занятия, беседы, наблюдения, путешествия по сказкам, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.
Занятия провожу два раза в неделю, во второй половине дня.
На комплексных занятиях расширяю знания детей об окружающем мире, развиваю эстетическое восприятие, интерес к природе, совершенствую техники рисования. На комбинированных занятиях сочетаю традиционные и нетрадиционные техники. Совместная деятельность по созданию одного общего рисунка на коллективных занятиях доставляет детям особенную радость и удовлетворение, так как общий результат в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослым.
На занятиях, где дети самостоятельно выбирают для себя тему и средства изображения, я стараюсь приготовить эстетичный и разнообразный материал, что ещё более стимулирует творчество дошкольников.
Используемые мной сюрпризные моменты, проблемные ситуации, игровые приемы – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность скуку и однообразие, обеспечивает непосредственность и живость детского восприятия и деятельности, повышает заинтересованность, активизирует внимание, а следовательно, побуждает к успешной продуктивной деятельности.
Творческая деятельность ребенка будет еще успешней, если оценивать ее позитивно, поэтому я не сравниваю работы детей между собой, а отмечаю индивидуальную манеру выполнения, достижения ребенка в соответствии с его же прежними, что способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, порождает чувство гордости за достижения.
На занятиях я стараюсь предоставлять детям как можно больше самостоятельности, не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у ребенка желание творить самому, изменять, усовершенствовать. Он чувствуют себя настоящим экспериментаторам, в результате работы которого всегда получается интересный выразительный образ.
В течение занятия для сохранения работоспособности, удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, танцетерапию, рефлексию, сказкотерапию.
В работе с детьми использовала следующие техники :
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками;
- рисование ладошками;
- рисование ватными палочками;
- печать по трафарету;
- рисование манкой;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- печать поролоном;
- печать пробками;
-печать овощами и фруктами;
- граттаж;
- отпечатки листьями;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование улем и мелом;
- рисование песком, солью;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия;
- пластилиновая живопись;
- рисование нитками;
-рисование вилкой;
- восковые мелки + акварель;
- набрызг;
- тиснение;
- штриховка;
- использование смешанных техник.
Развивающая предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии ребенка. Поэтому при её организации я учитывала, чтоб содержание носило развивающий характер, было ориентировано на творческое развитие каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями и возрастными особенностями.
В группе создан богатый центр творчества, который оснащён разнообразным изобразительным, наглядным и информационным материалом, имеются условия для творческого экспериментирования. Для систематизации, закрепления и обогащения знаний, развития творческих способностей детей изготовлены дидактические игры, которые применяю в индивидуальной, совместной и самостоятельной работе с детьми.
Активное участие в оснащении предметно-пространственной среды приняли родители. Сколько вокруг ненужных, но интересных предметов: поролон, пробки, пенопласт, катушка от нитей! Сколько природа нам дарит увлекательного необычного: шишки, листья, камни, ветки, семена! Всем этим и многим другим бросовым и природным материалом обогатили центр творчества. Здесь дети с удовольствием используют всевозможные материалы и уникальные техники, здесь отсутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и даже можно придумать свою уникальную технику.
Одной из важнейших задач является заинтересованность родителей в развитии художественно-творческих способностей у детей. Поэтому я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. С этой целью в группе регулярно организуются выставки работ, показывающие достижения детей, проводятся консультации, дискуссии, диспуты, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие гостиные, семинары, дни открытых дверей, из которых родители узнают о нетрадиционных техниках, их многообразии, практическом применении, значении в творческом развитии детей. Для более глубокого ознакомления, практического применения в совместной деятельности с детьми для родителей издаётся журнал «В мире прекрасного…», предоставляются памятки, буклеты, рекомендации.
Родители воспитанников заинтересовались моей работой, у них повысилась педагогическая компетентность в данном направлении, сформировалась твердая мотивация к совместной деятельности. Дети чаще стали заниматься дома, приносят интересные работы и демонстрируют их сверстникам, воспитателям. Сами родители отмечают, что совместная деятельность помогает улучшить их отношения с детьми.
Многие из родителей стали активными участниками педагогического процесса: участвуют в создании выставок совместного творчества, находят оригинальные идеи для работ, участвуют в конкурсах, бережно и с интересом относятся к продуктам детского творчества, экспонируя их дома.
Своим положительным опытом в данном направлении я также делюсь и с коллегами нашего ДОУ. Мною были проведены мастер-классы по использованию нетрадиционных техник рисования в развитии художественно - творческих способностей детей– мастер – классы «Одуванчики» (с детьми средней группы, «Цветущий луг» (с детьми старшего возраста)
Опыт моей работы показывает, что использование современных нетрадиционных техник и материалов – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности раскрепощённости и инициативы.
Результативность опыта.
Диагностические мероприятия
Эффективность работы по развитию художественно-творческих способностей детей подтверждают данные мониторинга по изобразительной деятельности детей.
К концу года можно увидеть положительную динамику в изобразительной деятельности детей. В рисунках, выполненных в нетрадиционных техниках, они более точно передают форму объекта, стараются соблюдать пропорции, составляют различные композиции. Рисунки стали интереснее, оригинальнее, ярче, содержательнее, замысел богаче. Дети творят, фантазируют, мыслят свободно и нестандартно, в полной мере проявляя свои способности. Движения руки стали более уверенными, точными. Дошкольники самостоятельно предлагают тему для рисования, находят средства для воплощения, выбирают цветовую гамму для реализации своего замысла.
Воспитанники стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.
Изменилось и эмоциональное состояние детей : они стали более терпеливыми, уравновешенными, раскрепощёнными, уверенными в себе и в своих силах. У них появилась потребность рисовать, а сам процесс изобразительной деятельности, позитивный результат работы доставляют им истинную радость и удовлетворение.
Стал также очевиден личностный рост каждого воспитанника, дети приобрели ценный опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности.
Положительным показателем работы является и то, что в группе постоянно устраиваются выставки, дети участвуют в конкурсах различного уровня.
Также результатом работы можно считать не только процесс развития воспитанников в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут детям в дальнейшем совершенствовать их потенциальные возможности.
Трансляция
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, сайтах https://ds20sar.schoolrm.ru/, https://www.maam.ru/.
Предоставленный педагогический опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, родителям, а также учителям начальных классов.
Перспектива
В перспективе планирую продолжить работу по развитию художественно - творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования, так как они дают толчок развитию детского интеллекта, учат нестандартно мыслить, создают условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
Вывод
Опыт работы в данном направлении позволяет сделать вывод о том, что раскрывается творческий потенциал всех участников педагогического процесса, гармонизируются отношения между педагогами, детьми и родителями, повышается уровень художественной и общей культуры.
Список литературы.
Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3– 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008.
Волшебные ладошки: [пособие для занятий с детьми] / [авт. -сост. : А. В. Белошистая, О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко]. - Москва: АРКТИ, 2008.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000; Давыдова Г. Н.
Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г.
Занятия по рисованию с дошкольниками - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.
Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 200 1, N9.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2007.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
Саккулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду / Н. П. Саккулина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева. – Ленинград: Учпедгиз, 2009.
Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008.
Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир / К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2004.