Получи документы

Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях

Лембурова Юлия
Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы

Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях

Настольно-печатные игры

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики).

Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать одним словом, «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки».

Публикация «Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях» размещена в разделах

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Словесные игры

Что в мешочке? В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Малыш вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч: «Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол».

Что из чего сделано? Взрослый (говорит ребёнку) : в нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан.

Взрослый: какой стол, если он сделан из дерева? Ребёнок : деревянный.

Взрослый: стакан из стекла? Ребёнок : стеклянный.

Взрослый: ручка из пластмассы? Ребёнок : пластмассовая и т. д. (Можно использовать мяч -

взрослый задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку, малыш отвечает и возвращает мяч)

Кто как работает? Взрослый рассказывает ребёнку, что есть очень много профессий (учитель, врач, парикмахер и др.). Взрослый: что делает врач? Ребёнок : врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д. Взрослый: что делает маляр (учитель, машинист, продавец и др.? Ребёнок отвечает.

Придумай предложение

Взрослый называет предложение, а ребёнок должен придумать ещё несколько, сочетающихся с данным. Взрослый: «Солнце греет» Ребёнок : «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает»

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребёнок повторяет её, называя антоним эпитета.

Мама: я вижу высокий дом. Ребёнок : а я вижу низкий дом.

Мама: у меня длинный шарф. Ребёнок : а у меня короткий шарф.

Мама: у меня широкий ремень. Ребёнок : а у меня узкий ремень и т. п.

Дидактические упражнения

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения.

Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы : «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать - руку протянешь».

Если ребёнок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь - людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Лентяю всё некогда».

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега - много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусает», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит».

Для развития речи и обогащение словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребёнком, во время принятия пищи (про продукты питания) :

«Белый камень в воде тает» (сахар). «В одной бочке два теста» (яйцо).

«В воде растёт, в воде любуется, а кинь в воду - испугается» (соль).

Во время прогулки: «Сам не бежит, а стоять не велит» (мороз). И т. п.

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз - книжку, конфету, игрушку. Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать», которые дети нередко путают. Необходимо объяснять ребёнку переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»).

Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами : вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шёлковый» - «сшитый из шёлка», вместо «шерстяной» - «связанный из шерсти».

В речи дети мало употребляют слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребёнок должен ответить : «рыжая, хитрая»; «какой помидор?» - «красный, круглый, сочный». Словами «хорошая, красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправлять: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

Обогащение бытового словаря

В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребёнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо - борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе - котлеты с гарниром, а это салатница - её используют для салатов».

Следует попросить ребёнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаёт.

Мама: «Что мы поставили в сервант?» Ребёнок отвечает обобщающим словом : «Посуду».

Так непринуждённая беседа обогащает детский активный словарь.

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребёнка : «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Тёплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на швейной машинке».

Таким же образом можно познакомить ребёнка со звонком, холодильником, утюгом и т. д. Очень важно, чтобы ребёнок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребёнку будет очень интересно.

Выходя на прогулку, необходимо обращать внимание на деревья, траву, птиц; спросить ребёнка, знает ли он, например, чем отличается берёза от тополя; рассказать ему что-нибудь новое.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребёнка с машинами, светофорами, людьми.

Важно: с раннего детства ребёнок должен знать правила дорожного движения.

Уважаемые родители! Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье - это мама, папа, бабушка и дедушка. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях»Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях» В подготовительной группе «Радуга» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического.

Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях»Консультация для родителей «Аппликация в домашних условиях» У вашего ребёнка не достаточно развила мелкая моторика? Он неправильно держит ложку, не умеет застегивать пуговицы, не охотно и не аккуратно.

Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях»Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях» Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию несколько незатейливых опытов, которые.

Исследовательский проект «Кристалл в домашних условиях» во 2 классеИсследовательский проект «Кристалл в домашних условиях» во 2 классе Кристал-Мой домашний питомец Ганизаде Айтадж ученица 2р класса школа 933 Цель исследования-вырости кристал в домашних условиях •Объектом.

Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях» Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе «Лепка в домашних условиях». Цель нашего мастер-класса – рассказать,.

Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как.

Проект «Приготовление шоколада в домашних условиях» Проект «Приготовление шоколада в домашних условиях» Цель проекта: Приготовить шоколад в домашних условиях. Задачи: 1. Изучить некоторые.

Экспериментирование детей 4–5 лет в домашних условияхЭкспериментирование детей 4–5 лет в домашних условиях Опыт дома - Лизун Все дети любят опыты и мой ребёнок не исключение. А после того, как они создали своего собственного Лизуна их любовь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях
Опубликовано: 31 января 2023 в 14:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Лембурова Юлия (УИ 2170830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД